Для столичных заведений, а особенно для общепита, лето 2021-го выдалось очень непростым, и это подтверждают результаты нового исследования Colliers. Консалтинговая компания проследила, как за последние три месяца изменились дела в одном из самых популярных районов города — на Патриарших прудах. Как выяснилось, этим летом Патрики установили свой антирекорд: доля пустующих помещений кафе, магазинов, аптек и прочих заведений достигла 15,2%.
Если сравнивать число вакантных помещений в этом районе по полугодиям, то показатели выросли почти на 10%. Для сравнения: во втором полугодии 2019 года часть свободных помещений составляла всего 4,4%. Перейдем от процентов к конкретным цифрам: за три летних месяца на Патриарших прудах закрылось 14 точек, а с начала этого года — вообще 30. Большая часть приходится на заведения общественного питания, а следом за ними идут салоны красоты и аптеки.
Справедливости ради, стоит добавить, что не только на Патриках дела обстоят не очень. «Та же Мясницкая, например, по итогам первого полугодия 2021 года показала уровень вакантности 18%», — приводит слова директора департамента исследований Colliers Вероники Лежневой издание «РБК».
Главной причиной пустующих площадей в одной из самых значимых московских локаций стали коронавирусные ограничения, а конкретно — введение QR-кодов. Если кто-то уже успел забыть, эта система действовала во всех кафе, барах, ресторанах и прочих точках общепита города с 28 июня до 19 июля. Согласно введенным правилам, в помещениях ресторанов могли находиться только гости с QR-кодами. Получить его могли те, кто прошел вакцинацию, переболел коронавирусом или сдал отрицательный ПЦР-тест. Веранды все это время работали свободно, так что заведения со столиками на улице пережили кризис чуть легче.
Напомним, ранее сообщалось, что за первый день работы пропускной системы выручка столичных ресторанов упала на 80%. Чтобы ресторанный бизнес совсем не загнулся, были приняты меры, но насколько они оказались эффективными, судить сложно. Часть точек просто прекратили свое существование во время действия новых норм. Зато когда ограничения сняли и посетители снова смогли свободно заходить перекусить куда угодно, дела пошли в гору. К началу августа прибыль московских кафе и ресторанов выросла более чем на четверть (26%).