Интервью, Кино — 16 июня, 08:36

Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой

В этом году филиппинский режиссер Брийанте Мендоса стал председателем жюри 43-го Московского международного кинофестиваля, который, в отличие от Каннского (отмененного в 2020-м) и Берлинского (перенесенного в этом году в онлайн), все-таки прошел офлайн. Горькая ирония при этом, что Мендоса заболел коронавирусом и был вынужден остаться дома. Сейчас с ним все хорошо, он здоров и работает над проектом для Netflix. Кинокритик Иван Афанасьев связался с Мендосой и попросил рассказать об опыте участия в ММКФ и особенностях национального кинематографа.

Каковы ваши впечатления от ММКФ?

В силу моей ситуации мне пришлось остаться дома, так что оценить организацию фестиваля в полной мере я, к сожалению, не смог. Но очевидно, что ММКФ — большое и важное статусное мероприятие мирового значения. Для меня это совершенно особенное событие, ведь до этого я участвовал во всех крупнейших смотрах мира (Каннский, Берлинский, Венецианский), однако в качестве председателя жюри на фестивале А-класса был впервые. Вдобавок ко всему, один из моих последних фильмов попал в прошлом году во внеконкурсную программу, а в этом году мой фильм «Мама Роза» (Ma' Rosa) взяли в программу специальных показов, за что я невероятно благодарен организаторам.

Насколько просмотр фильмов на малом экране меняет восприятие от конкурсных картин? Сложнее ли вам было их объективно оценивать? Как складывалось ваше общение с коллегами?

Мы же понимаем, фильмы и правда надо смотреть только на большом экране, но я, отсмотрев всю программу у себя дома, в общем-то, очень доволен. С коллегами мы отлично дискутировали, онлайн не испортил впечатления. Все картины разнообразные, яркие, были более слабые и более сильные, но главное, как и на любом фестивале, — это разнообразие. Особых тенденций отметить не могу. К счастью или сожалению, практика просмотра кино как ритуала забывается массовой публикой. Филиппинцы ходят в кинотеатр в торговом центре не только ради фильма, это лишь одно из их дел: сначала они идут в кино, потом едят, делают покупки. 

Ваши фильмы — всегда жесткое зрелище: трущобы Филиппин, маргиналы, ручная камера, имитирующая документальное кино. Как вам удается забираться в такие места, где страшно с телефоном ходить, не то что с камерой, и снимать таких людей, с которыми неуютно в одном помещении находиться?

Никакого секрета нет. Съемки кино почти всегда подразумевают зарплаты тем, кто в них участвует. В бедных районах Филиппин всем нужны деньги. Люди с удовольствием соглашаются на разную работу и предоставляют свои дома, магазины и другие места для съемок. На Филиппинах съемки кино — это диковинка, праздник: немало тех, кто хочет поучаствовать в них вообще бесплатно. Мы проводим кастинг, и на него приходят самые разные люди. Например, человек с необычной татуировкой может оказаться бывшим (а то и действующим) членом каких-нибудь банд. Очевидно, сыграть бандита он сможет лучше, чем самый профессиональный актер.

Брийанте Мендоса/фото: Getty Images

В последние годы вы делаете более «массовые» фильмы, дистанцировавшись от своего прежнего, «экстремального», метода съемки, как, например, в картине «Бойня» (Kinatay). Хотите попробовать поработать с чем-то совсем легким: комедией или мюзиклом?

Очень хочу. Чего я точно не хочу — это зацикливаться на том жанре, которым чаще всего занимаюсь. Сейчас я снимаю фильм как раз легкого жанра — спортивный, о человеке с ограниченными возможностями, который не унывает.

Что происходит с филиппинским кино в последнее время?

До пандемии было много молодых режиссеров: наше кино прорвалось за рубеж, фильмы начали показывать на фестивалях. Но так было до пандемии. Сейчас, конечно, все остановилось: на Филиппинах и так непросто снимать, а тут молодым и вовсе закрылась дорога. Так что нам остается лишь адаптироваться — учиться работать с меньшими бюджетами, меньшими выразительными средствами. В период COVID-19 снимать становится очень дорого. Поэтому приходится изощряться и выкручиваться.

Способно ли филиппинское кино выйти на мировой рынок? За исключением трех ключевых персоналий, которые уже там: вы, Лав Диас и Райя Мартин.

Несмотря на то, что я сказал выше, сейчас ситуация с кино все равно несравненно лучше, чем раньше, как минимум из-за поддержки правительства, которое в последнее время обращается к нам все чаще. И я не только про себя, Лава и Райю — поддерживают и молодых кинематографистов. Но, повторюсь, в силу пандемии сейчас мало что можно сделать. Даже правительство не в состоянии ничем помочь, и я не могу его винить: так дела обстоят во всем мире. Надеюсь, когда все наладится, мы сумеем вернуться к старой модели производства, и жизнь пойдет дальше. Скажу только одно: в любых условиях нужно оставаться креативным. Талантливый человек найдет возможность высказаться, и появятся те, кто сможет ему помочь.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: Getty Images
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 01:44, 28 июля 2021
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новости, Новости — 27 июля, 13:11
Зомби-телепузики и кровожадный Микки Маус: тиктокер создает 3D-хорроры с известными персонажами
Герои — 27 июля, 12:18
Глянец и онлайн, шоу «Узнать за 10 секунд» и злобные комментаторы. Интервью с главным редактором «Афиши Daily» Трифоном Бебутовым
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 27 июля, 11:32
В Санкт-Петербурге откроются фуд-корты
Новости, Новости — 27 июля, 10:51
Появился сайт, похожий на страничку «Википедии». Он меняется, когда читатель моргает
Кино — 26 июля, 23:28
Парадоксы любви. Рецензия на фильм «Кто-то кого-то полюбит»
Новости, Новости — 26 июля, 21:27
В «Кухне на районе» теперь можно заказать маффин с кожурой банана и сумку для многоразовых бутылок
Новости, Новости — 26 июля, 19:03
Новое место в Москве: французская кондитерская NIQA на Тверском бульваре
Новости, Новости — 26 июля, 17:49
Полина Ланс ушла из Sweet House
Новости, Новости — 26 июля, 15:37
Даня Милохин завел еще один аккаунт в тиктоке. Там он публикует контент со съемок «Блогеров и дорог»
Герои — 26 июля, 14:40
На пару слов: интервью с Самарой Уивинг
Новости, Новости — 26 июля, 13:21
Первую серию 33-го сезона «Симпсонов» снимут в стиле мюзикла
Новости, Новости — 26 июля, 11:24
Full House покинули еще двое участников. Теперь в команде осталось шесть человек
Кино — 26 июля, 00:48
Who run the world. Рецензия на мультсериал «Властелины вселенной: Откровение»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 25 июля, 18:12
Вышел трейлер 7-го сезона XO Life. Он будет посвящен участницам хауса
Новости, Новости — 25 июля, 16:41
Дима Масленников закрыл свой ресторан «Здесь кто-нибудь ест?» на Новослободской
Герои — 25 июля, 11:18
Кино, выросшее из страха. Интервью с актером фильма «Время» Алексом Вулфом
Новости, Новости — 25 июля, 09:45
Тикток-хаус Fenix Team закрылся. Он просуществовал чуть больше месяца
Герои — 24 июля, 18:35
Как устроено «Архстояние». Интервью с продюсером фестиваля Юлией Бычковой
Новости, Новости — 24 июля, 18:02
Блогерское объединение Chill Zone распалось
Новости, Новости — 24 июля, 10:15
У Coldplay вышел трек Coloratura. Он войдет в их новый альбом
Кино — 24 июля, 09:16
ЖатропеР: премьера влога Насти Ивлеевой «Блогеры и дороги»
Новости, Новости — 23 июля, 21:11
Саша Спилберг запускает платформу FireStarter для продвижения и запуска новых криптопроектов
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)