Обзоры, Кино — 1 мая, 18:40

По следам ММКФ. Что было интересного на фестивале

29 апреля завершился 43-й Московский международный кинофестиваль. Удивительно, но это первый в году киносмотр А-класса (то есть международного значения, наравне с Каннами и Берлином), который прошел офлайн. Иван Афанасьев рассказывает о самых ярких увиденных картинах фестиваля.

«Синий цветок» (Plavi cvijet)

Хорватская семейная драма, одна из лучших в традиционно не слишком выдающемся конкурсе ММКФ. К старательной офисной работнице Марьяне накануне чествования ее за 20 лет добросовестной службы приезжает интеллигентная мать из глубинки. Ну, вы знаете: привозит домашние консервы, зовет прогуляться вдоль речки («Тут так не принято, мам») и рассказывает неожиданные подробности из детства. Позже к семейной конференции подключится бунтующая дочь-неформалка и привнесет новые нотки в их отношения. 


С одной стороны, «Синий цветок» — классическое кино о трудности коммуникации между поколениями. С другой — в нем нет ничего лишнего, все на своем месте и работает. Концовка неожиданная, способная любого пробить на слезу.


«Он» (Han)

Любопытная, хотя и не лишенная проблем норвежская драма с тремя сюжетными линиями, мелко нарезанными «под Гая Ричи», которые постепенно переплетаются в общую канву. Мальчик-бунтарь, живущий с агрессивной «яжематерью» и вымещающий свое недовольство в школе, драматург-нытик, мечтающий снять фильм о Фритьофе Нансене и пугающийся детских хлопушек, обозленный на жизнь лентяй, которого система отключила от программы поддержки безработных и вывела из себя окончательно. 

Несложно догадаться, что под «Он» в названии подразумевается мужской пол, преимущественно токсичный. Это довольно неожиданный взгляд на оппонентов феминизма изнутри, попытка разобраться, откуда же в них эта склонность вечно во всем винить других, включая женщин.


«Фритци — чудесная история о воссоединении Германии» (Fritzi)

Немецкий хит, побывавший на нескольких фестивалях, включая, например, престижный фестиваль анимационного кино в Токио. Невероятно трогательная, но не слащавая история девочки Фритци, разлученной со своей подругой Софией, уехавшей из социальной утопии ГДР в недавно раскоммунистившуюся Венгрию. Для «перебежчиков» въезд обратно закрыт, но в Лейпциге остался пес Софии по имени Sputnik. Размышляя о том, как бы передать собачку обратно хозяйке, Фритци впервые в жизни сталкивается с социальной несправедливостью и невольно становится участницей демонстраций за воссоединение Германии. 


Красочный, удивительно лаконичный в формулировках, подходящий и детям, и взрослым мультфильм о настоящей дружбе на фоне масштабных исторических перемен.


«Последняя "Милая Болгария"»

Новая картина Алексея Федорченко, которая находилась в долгом и мучительном производстве, по признанию режиссера, — самая дорогая его сердцу работа. Садовод Леня оказывается в Алма-Ате 1943 года, куда его направляет партия с заданием возродить сорт целебных яблок, выведенных его отцом. Параллельно селекционер узнает, что в доме, где он поселился, ранее проживал таинственно пропавший писатель Семен Курочкин, дневники которого Леня находит в печи. 


Под Курочкиным подразумевается Михаил Зощенко, по повести которого «Перед восходом солнца» снят фильм (в очень вольной интерпретации), вдохновленный кинематографом Сергея Параджанова.


«Медовая сигара» (Cigare au miel)

Фильм Камир Айнуз, сводной сестры Карима Айнуза (не перепутайте!), режиссера бразильского авторского хита «Невидимая жизнь Эвридики». Как и картина брата, «Медовая сигара» посвящена женской судьбе, на этот раз — истории находящейся на пороге совершеннолетия парижанки алжирского происхождения Сельмы. 


Девушка живет в ортодоксальной мусульманской семье, пытающейся стать либеральнее.  Она заводит романы с новыми мужчинами, ругается с родителями, пытающимися выдать ее замуж, и вообще всячески эмансипируется, и все это — на фоне радикализации экстремизма в Алжире 1993 года.


«Реальность и догадка» (Guzen to sozo)

В оригинале «Колесо фортуны и фантазии» — картина, пришедшая на ММКФ из программы минувшего Берлинского фестиваля, где получила Гран-при жюри. Комедийная драма в любимом японском жанре «встретились несколько людей поговорить и разошлись». Студентка, мечтающая отомстить «слившему» ее на экзаменах преподу, разочарованная в жизни айтишница, встретившая бывшую одноклассницу, две подруги, обсуждающие молодого человека, с которым у обеих были отношения. 

Три истории, которые ни на что не влияют, в том числе друг на друга, не пытаются никому ничего доказать и вообще просто существуют, чтобы наслаждаться ими.


«Криптополис» (Cryptozoo)

Слегка безумная анимация, пожаловавшая с «Сандэнса» и Берлинале. История девушки Лорен, которая ищет редких и фантастических существ — криптидов, чтобы спасать их от браконьеров и отправлять в Криптозоополис, выстроенный для них в глубинке США рай на Земле, подальше от злых человеков. 


Уникальная картина, поражающая не только своей задумкой (на основе вселенной мультфильма можно запросто выстроить целую франшизу), но и подспудными смыслами. Под криптидами, конечно, подразумеваются и животные Красной книги, и любые меньшинства современности — от квиров до расовых меньшинств, и вообще все новое, что неизменно пугает рафинированную консервативную часть человечества.


«Тео и метаморфозы» (Théo et les métamorphoses)

И еще один гость из Берлина — сюрреалистичная трагикомедия со значительной долей черного юмора о парне с синдромом Дауна по имени Тео (его играет Тео Кермель — актер с синдромом Дауна), живущем со своим отцом-фотографом в лесу на отшибе цивилизации. Папа растит сына в традициях самураев, зовет коротким a la Japanese именем То и купается в пруду голиком. Однажды он уезжает, оставляя Тео наедине со своими мыслями, — и мальчик решает начать жизнь заново, без любимого отца-диктатора. 

Редкое кино, говорящее о людях с отклонениями так, что хочется улыбаться, хотя иногда фильм может и шокировать, и заставить поплакать.


«Кровопийцы» (Blutsauger)

Необычный гибрид политической сатиры, исторического фильма, хоррора и черт знает чего еще от Юлиана Радльмайера, режиссера артхаусного хита «Самокритика буржуазного пса». В центре внимания — бежавший из Советской России актер Левушка, нашедший пристанище у импозантной графини где-то на границе Прибалтики и Германии. Мадам очарована повадками лицедея, прикинувшегося беглым аристократом, но он еще не знает, что в округе кто-то досуха высасывает кровь из местных рабочих. 

Несмотря на некоторую затянутость (не каждый осилит фильм длиной в 2,5 часа), «Кровопийцы» смотрятся необычайно живо за счет оригинального сеттинга — гибрид исторического контекста и полного абсурда (скажем, один из героев разъезжает на суперсовременном мотоцикле) превращает ленту из занудного политического высказывания в синефильскую комедию нравов.


«Собака не перестанет лаять» (El perro que no calla)

Пожаловавшая с Роттердамского кинофестиваля черно-белая драма, весьма короткая (всего 73 минуты), зато насыщенная событиями. В жизни молодого человека тридцати лет трагедия: умерла его собака, ради которой он даже ушел с любимой работы. Теперь он вынужден искать любую возможность заработать денег, а заодно справляться с одиночеством. Звучит как жизнь человека, которого хлопнула по голове пандемия, и тот потерял все. 

Ассоциации усиливаются неожиданным сюжетным поворотом в середине, когда страну действия, Аргентину, охватывает странная, слегка нелепая эпидемия, из-за которой атмосфера на высоте чуть больше метра с кепкой над землей полностью исчезает — в итоге люди вынуждены либо ходить на корточках, либо носить дорогущие прозрачные шлемы. Дико, но в целом не так далеко от нашей с вами реальности, согласитесь.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 17:41, 13 июня 2021
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Герои — 10 июня, 19:54
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Новости, Новости — 10 июня, 16:00
На ютьюб-канале «КиноТВ» новое шоу «Бэд Комментс». Гостьей первого выпуска стала Варвара Шмыкова
Новости, Новости — 10 июня, 11:58
Покрас Лампас выставит 10 NFT-произведений на аукционе маркетплейса Binance
Новости, Новости — 10 июня, 11:05
Новое место в Москве: авторский ресторан «Жирок» на Усачевском рынке
Новости, Новости — 10 июня, 09:34
Евгений Чебатков пришел в шоу «Контакты» Антона Шастуна
Герои — 9 июня, 20:25
Как дела, молодежь? Фреш-поколение об ушедшей весне, постхипстерах и важных словах
Новости, Новости — 9 июня, 19:47
Менеджер Канье Уэста намекнул, что у рэпера скоро выйдет альбом
Кино — 9 июня, 16:08
Спасибо, что еле живой. Борис Барабанов об Ирландии в фильме «Еще по одной с Шейном Макгоуэном»
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Анна К
(1 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)