Интервью, Герои — 27 мая, 20:53

Как не потерять в новой музыке старое доброе. Борис Барабанов поговорил с DZA

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Накануне финальной сессии музыкальной резиденции Ballantine’s Catch Your Wave в столичном пространстве «Рихтер» электронный музыкант DZA (Александр Холенко) встретился с Борисом Барабановым, чтобы поговорить о карантинных альбомах группы «Мумий Тролль», продюсировании передовых музыкантов и отголосках эстрады 80-х–90-х в модных хитах.

Похожа ли ваша резиденция на кэмп сонграйтеров  форму, которая практикуется за рубежом и постепенно приходит в Россию?

Я недавно участвовал в чем-то подобном, назвал бы это workshop. Его устраивал независимый калифорнийский фонд Pacific Sound & Vision Foundation с UCLA и ИМИ. Все это было в зуме, конечно. Сначала перед участниками выступали разного рода специалисты музыкальной индустрии. Их опыт не всегда применим к российским реалиям, иногда слушать это было даже забавно. А потом мы получали бриф (например, «музыка для рекламного ролика в стиле 1980-х» определенного хронометража), объединялись в комнаты с незнакомыми людьми и писали музыку. Я работал с девочкой из Питера и парнем из Нью-Йорка. Мне нравится эта новая реальность. Оказывается, необязательно сидеть всем вместе в студии. Результатом нашей работы стал трек, и его тут же комментировали люди, работавшие для компаний уровня Netflix и Google. И они очень четко ставили нас на место. Например, я люблю длинные интро, а мне говорят: «Лучше, чтобы сразу начался вокал, чтобы слушатель понял, что происходит». У меня уже был подобный опыт. Например, мы сделали очень хороший трек Ильи Лагутенко и новозеландца Graham Candy, но его не взяли на радио, потому что было слишком долгое интро. Мы сделали ремикс, который начинался сразу со слов, и его сразу взяли десять радиостанций.

Это часть проекта, где песни «Мумий Тролля» записывают музыканты из разных стран?

Да. Это взаимовыгодная история. Зарубежные музыканты получают возможность быть услышанными в России, а группа «Мумий Тролль» смотрит на себя их глазами. Нам вообще интересно экспериментировать с жанрами. Например, на одном из последних альбомов «Мумий Тролль» сделал треки со Скриптонитом и T-Fest. Это всем понравилось. Важно, что мы дали им полную свободу действий, никак не ограничивали.

Как сейчас называется ваша должность в группе «Мумий Тролль»?

В нашем коллективе сейчас все отвечают за всё. Я могу придумать рисунок барабанной партии, барабанщик может записать клавиши. Мы вникаем во все аспекты, включая технические, даже на уровне «куда проводок воткнуть». Так интереснее. И это притом, что я, например, до сих пор не обучен музыкальной грамоте.


Вы испытываете какие-то комплексы в связи с этим?

Конечно. Это примерно как не знать английского языка, но много путешествовать. То есть водички-то ты себе купишь, но если бы умел говорить по-английски, то купил бы конкретно ту водичку, которая тебе нужна.

Как же вас взяли в Ballantine’s Catch Your Wave  проект, в котором вы должны объяснять музыкантам, что делать?

А я никому об этом не говорю. (Смеется.) Шучу. В своей продюсерской работе я вполне справляюсь с задачей, другое дело — если нужно написать нотами произведение с каким-то сложным музыкальным текстом. Здесь я бессилен. Могу натыкать примерный набросок и объяснить музыкантам, чего хочу от них. Оркестровку я, наверное, напишу, но она будет смешная.

В чем суть вашей работы в проекте?

Я продюсирую музыкантов, которых заранее выбрал. Старался обращать внимание на тех, чья музыка мне интересна, и при этом тех, с кем мне было бы сложнее работать.

Сложнее?

Да. Я хотел сам чему-то научиться.

Хорошо, в чем сложность работы с Машей Теряевой (экс-участница группы «Наадя».  SRSLY)?

У Маши есть четкий собственный гайд в отношении того, как должна звучать ее музыка. При этом она не может этого объяснить. Говорит, что ей не нравится, но мне-то нужно знать, что она хочет получить на выходе. Знаете, если человеку показать квадратное колесо, он скажет, что оно не поедет. А может попросить: «Покажите спецификацию, согласно которой квадратное колесо должно покатиться». Мы с Машей долго искали общий язык. В какой-то момент это просто случилось, и процесс пошел.

Насколько я проинформирован, Маша — вообще гитарист.

Да, но на гитаре она играть не хочет. Ей вообще ощущения от музыки важнее, чем сама музыка. Она не про содержание картины, а про то, какие там цвета и контрасты. Она воспринимает музыку на эмоциональном уровне, и это ее сильная сторона. Если мы говорили о том, что я не знаю нот, то я это компенсирую своими сильными сторонами. Здесь — 5%, а здесь — 95%, и в сумме все равно получается 100%. У Маши 95% в ее чувстве прекрасного. В музыке, которую мы делали вместе, она убирала все, что для нее выглядело как клише. Ее кто-то спросил: «Кто на ком играет: ты на синтезаторе или он на тебе?» Меня это тоже всегда интересовало. Довольно распространенная ситуация, когда определенный инструмент диктует тебе, что делать. И в результате мы сделали два совершенно разных трека. Один очень экспериментальный и холодный, на него у нас ушел один день. Все звуки создала Маша, а хип-хоповый ритм придумал я. Хотя ей и не нравится слово «хип-хоп». А другое произведение — более прямолинейный трек с вокалом. Но на него ушла неделя.


А в чем была сложность работы со Стасом Астаховым (он же Pionerball, бас-гитарист группы «СБПЧ» SRSLY)?

Ни в чем. Хотя обычно у меня есть проблемы в общении с профессиональными музыкантами из-за терминологии. Стас играет на всем, и на всем одинаково хорошо. Баян ему подсунь — он и на нем сыграет. Профессиональные музыканты обычно мыслят как люди, которые вложили очень много времени в освоение профессии и сформировали некие стандарты и рамки. Стас в этом смысле прост. Он легко принимал любые идеи. Я говорил: «А давай запишем здесь вот такую партию» — и он ее сразу играл. Мы достаточно много всего написали.

То, что я слышал из его треков, похоже на такое милое даунтемпо из начала 2000-х.

Можно и так сказать. Одну из песен мы с ним делали на кассетной портостудии — там вообще получился «магазин на диване». Его подход я называю «богатый музыкальный текст» — глокеншпиль, гитара, бас-гитара, Moog Prodigy. Это не два притопа — три прихлопа, а музыка с красивой гармонией.

А что с Ella? Вы были с ней знакомы раньше?

Я узнал о ней, когда она выпустила альбом, и оказалось, что его продюсировал тоже Стас Астахов, вместе с Леней Затагиным. Мне нравится, как она поет. Видимо, из-за моего комплекса, связанного с недостатком музыкальной подготовки, я не люблю слишком сложные вокальные партии. Ella оперными талантами не блещет, у нее все живое, понятное и органичное. В пределах человеческих возможностей. В ее вокальной манере есть отголоски фольклорной манеры.

Я давно задумывался о том, как передать мою русскую идентичность через электронную музыку. Если начать «бросаться балалайками», это сразу превращается в лубок.

Есть у нас такой электронный артист Proxy, у него и на обложках серп и молот, и музыка такая, как будто сейчас в тебя танк выстрелит. Это органично, хотя в музыке, без визуала, у него ничто не намекает на русское происхождение. У Ella в вокале есть характерные мотивы, которые ни с чем не спутаешь. Я был рад поработать с ней. И интересно, что в нашей музыке чувствуется не только фольклор, но и что-то созвучное с синтезаторной поп-музыкой типа группы «Электроклуб».

Это сейчас на каждом шагу. От Славы Мэрлоу, который поет, как Виктор Салтыков, до Niletto, который косплеит «Руки вверх!».

В их музыке определенно была самобытность, а самобытность не на пустом месте возникает. Люди слушали много зарубежной музыки, но свою сочиняли в конкретное время в конкретном месте.

Я недавно общался с молодой группой Mashmellow и сказал их вокалистке, что в ней есть что-то от певицы МакSим. А она говорит: «Не знаю, как насчет МакSим, но мне вот говорили, что получается где-то похоже на Кристину Орбакайте».

Первые треки Кристины Орбакайте были очень крутые и мелодичные. В то же время в каких-то местах манера Эллы напомнила мне Cocteau Twins. По мелодике, что ли. Но вообще с Эллой я работал исключительно в направлении шлягера.  

А с Томми Кэшем?

Томми Кэш — интересный молодой человек. Мы давно знакомы, но только сейчас появилась возможность сделать что-то вместе. С ним всегда очень сложно встретиться. Он живет в Эстонии, но поймать его невозможно ни там, ни в Красноярске, ни в Лос-Анджелесе.

Вы записывали с ним рэп?

Я бы так не сказал. У нас все же получилась какая-то самобытная история на стыке музыки, видео и каких-то мемасиков. Скажите, Die Antwoord — это рэп? Вроде нет.

Что должно быть результатом этой резиденции? Альбом, сборник, плейлист? 

До начала проекта я думал, что это может быть некий концептуальный релиз, где вся музыка связана единым лейтмотивом. Но в итоге я пошел по пути наименьшего сопротивления. Мы соберем это все под одной обложкой, причем в буквальном смысле — на виниле. Мне хотелось сохранить в этом проекте детское ощущение игры. Я попытался отключить критику и просто получать удовольствие. Когда это получается, людям тоже становится понятнее, что ты хотел сказать.

А получается ли «играть» в группе «Мумий Тролль»? 

Да. Мы так и говорим: «Играем в "Мумий Тролль"» Мы не работаем там. То, что выпущено на двух альбомах 2020 года, «После зла» и «Призраки завтра», мы записывали в ходе нескольких длинных сессий, вообще не привязываясь к идее альбома. У нас было такое правило: мы собирались вместе за три дня до того, как начиналась работа на студии, и просто смотрели вместе ролики в ютьюбе, какие-то мемы, Илья показывал свои наброски мелодий и текстов. Бывало, он показывал строчку, например, «Лето без интернета», мы смеялись и начинали что-то придумывать, исходя из одной этой строчки. Или приходили в студию с готовой аранжировкой, и Илья спрашивал звукорежиссера: «Майкл, про что песня?» И Майкл отвечал, что это ancient aliens («древние пришельцы»). И так получилась песня «Космические силы». Владелец студии, кстати, очень колоритный товарищ. Его зовут Вуди Джексон, он записывал саундтрек для игры Red Dead Redemption и сам постепенно превратился в героя вестерна, стал таким настоящим ковбоем. И когда началась пандемия, он перевез всю студию вместе с пультом Neve за 250 тыс. долларов из Лос-Анджелеса в Аризону. К слову, на этом пульте свои лучшие альбомы писала моя любимая группа Tool. И вот в этой студии я как раз чувствовал себя как на игровой площадке. Там миллион игрушек. Сотни аналоговых синтезаторов. Примочки, выпущенные ограниченными партиями. И все в рабочем состоянии. И поэтому у нас в каждой следующей песне другая музыкальная картинка. Плюс мы стали приглашать сессионных музыкантов. Вот понравилось нам слово «флюгельгорн» — мы решили записать флюгельгорн. Это очень радостный процесс.     

Недавний концерт «Мумий Тролля» в Media Dome в Москве выглядел как первый опыт живого выступления после длительной паузы. Но настоящий тур еще впереди, так?

Да, но надо сказать, что на протяжении всей изоляции мы репетировали. Раз в неделю собирались в нашей студии и репетировали. Каждый раз у нас брали ПЦР, и даже время от времени приезжала медсестра и брала анализ крови. Мы потом считали, сколько у кого антител. И несмотря на эти репетиции, концерт дался нелегко. Физически. Последующие три дня пришлось провести на кушетке остеопата.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 11:07, 18 июня 2021
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 08:36
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)