Бюст богини Флоры купил немецкий историк искусства Вильгельм фон Боде в 1909-м, и с тех пор скульптура выставлялась в его музее как работа Леонардо да Винчи. По крайней мере, в этом коллекционера убедили кураторы Лондонской галереи, которые оценили бюст в 185 тыс. золотых марок. Споры вокруг скульптуры разгорелись практически сразу: исследователи отмечали, что Флора выполнена из воска, тогда как в эпоху Возрождения (когда как раз творил да Винчи) этот материал не применялся для таких целей. Да и вообще, утверждения, что это произведение искусства было создано знаменитым итальянским художником, очень сомнительная: авторство приписали Леонардо да Винчи лишь потому, что выражение лица богини похоже на некоторые портреты, написанные художником.
Точку в этом вопросе решили поставить ученые, которые провели ряд исследований для установления даты создания. Полученные данные они сопоставили с несколькими скульптурами XIX века — «Леда и лебедь» и «Женщина и крылатая женщина», созданные Ричардом Кокл Лукасом. Как сообщает издание Scientific Reports, результаты исследования показали, что бюст Флоры и «Леда и лебедь» сделаны из схожего материала, который стал использоваться значительно позже эпохи Возрождения. Как оказалось, Флора была создана в период между 1646 и 1950 годами, а следовательно, да Винчи, живший с 1452-го по 1519-й, никак не мог оказаться автором спорного бюста.
Это уже далеко не первая история, когда авторство Леонардо да Винчи подвергается проверке. Осенью ученые обнаружили то, что заставило их усомниться в подлинности полотна «Спаситель мира». Был обнаружен ранее неизвестный набросок этой картины, который вовсе не походил на то, что мы сейчас понимаем под «Спасителем мира». В том, что рисунок принадлежит да Винчи, сомнений у искусствоведа, занимавшейся этим вопросом, не было: она сравнила находку с известным автопортретом художника, отметив, что головы на изображениях повернуты в три четверти, а это было характерно для работ да Винчи. А вот «Спаситель мира», наоборот, смотрит прямо на зрителя. Исследователи посчитали, что найденный набросок — это этюд для настоящей работы да Винчи с совершенно иной композицией. Картина «Спаситель мира» считается самым дорогим произведением искусства в истории, в 2017 году ее приобрел наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд за 450 миллионов долларов.