На днях у группы Zventa Sventana вышел клип на заглавную песню из нового альбома «На горе мак» с Варварой Шмыковой в главной роли. Вот что рассказали о нем SRSLY участники группы Юрий Усачев и Тина Кузнецова.
Кто придумал саму концепцию клипа «На горе мак»? Были ли другие варианты?
Юрий Усачев: Было много разных идей, но я упорно твердил, что хочу идти в сторону 2D-графики 1990-х в стиле группы Technotronic.
Почему?
Юрий Усачев: Потому что сегодня я не встречаю подобных клипов, и хорошо было бы использовать культурные наработки предыдущих поколений. В нашем мире многие вещи цикличны. И у нас получился интересный фьюжн видео и аудио.
А что такое «киберфолк», который вы упоминаете в комментариях к клипу на ютьюбе?
Юрий Усачев: Вообще, «киберфолк» — прекрасное новое слово, которое дает так много необычных ассоциаций, что за ним можно спрятать фактически любую форму искусства. Надо бы нам за собой эту формулировку закрепить: «Киберфолк — это круто».
Как вы договорились с Варварой Шмыковой о съемках в клипе? Она, вероятно, одна из самых востребованных и загруженных артисток в России сейчас.
Тина Кузнецова: К моему везению, Варвара — давняя поклонница Zventa Sventana. Когда я ей написала, она уже слушала мою музыку не первый год. Оказывается, в возрасте тринадцати лет Варя попала на наш концерт и с тех пор мечтала с нами поработать. Я дико удивилась, ведь это была эпоха самого первого альбома Zventa Sventana «Страдания». А это вообще сплошной ураган из джаза, фьюжна и world music! Нормальные девочки в этом возрасте слушают Бритни Спирс. (Смеется.) А если серьезно, я до сих пор получаю много респектов за ту пластинку. Она очень непростая, и прошло уже пятнадцать лет с момента ее выхода. Удивительно, что ее так помнят! Значит, мы действительно хорошо поработали в тот период.
Плюс стоит отметить, что у нас много общих друзей, в том числе Ваня Дорн и Ирина Горбачева. Рано или поздно мы бы обязательно познакомились и сделали что-то вместе. У нас похожие ценности, вайб и доля сумасшествия.
Кто ставил танцы для клипа? Было ли сознательное желание уйти от лубочной «фольклорности» в хореографии?
Тина Кузнецова: Да, это было намеренно. Вообще, творческая и культурная задача Zventa Sventana — это покончить с лубочной фольклористикой. Она не имеет отношения к первоисточнику. Мы хотим снести этот наносной пласт и вернуть внимание аудитории к оригиналу — к аутентичной культуре. В наши дни это очень экзотично и может классно засверкать в медийном пространстве, если все грамотно подать. Танцы ставил хореограф и танцовщик Никита Орлов. Он отпустил свою творческую фантазию, взяв за основу элементы хоровода и народных танцев. Мы хотели, чтобы в движениях чувствовалась некая странность, дикость и трансцендентность языческого танца, но без намека на клише. Так оно и получилось.
В клипе использовано очень много нарядов, причем как «этнических», так и «современных». Кто их отбирал, кто выстраивал всю костюмную концепцию клипа?
Тина Кузнецова: Над луками работала Анна Гусева, именитый художник по костюмам и преподаватель Британской школы дизайна. Она дирижировала командой из семи человек, и даже при таких масштабах понадобился целый месяц. Мы хотели создать ультрамодные, разрывающие сознание костюмы с легким этническим флером. По этой причине можно увидеть много бахромы, вышивки, многослойности. Конечно же, мы сделали акцент на российских дизайнеров. Львиную долю вещей предоставил любимый мною бренд Анастасии Докучаевой. Маску на лице Вари сделала Анастасия Пилепчук, успевшая поработать даже с Grimes. Самым сложным в создании оказался образ хтонической богини (она же Баба-яга). Мы хотели показать, что героиня — это существо огромных, в прямом смысле нечеловеческих размеров. Для этого пришлось сооружать платье длиной чуть ли не три метра. В конце клипа, где я возвышаюсь над Варварой, под сарафаном на самом деле прячется высоченная стремянка.
Что самое интересное, платье Баба-яги сшила fashion-дизайнер с образованием фольклориста — моя подруга Варвара Зенина! Это абсолютно уникальный человек. Она сначала отучилась в РГГУ на фольклориста, а потом создала свой бренд с духом традиционной русской одежды. Он так и называется — Varvara Zenina. Кстати, именно с ней мы ездили в экспедицию в Белгородскую область, после которой родилась новая аранжировка «Дуняши» с альбома «На горе мак». Словом, над образами работал настоящий полк уникальных профессионалов. Всю команду для нас с любовью собрали продюсеры Таша Деева и Филипп Нестеров из продакшена Headshot. Они организовали все производство, и клип состоялся на этом уровне именно благодаря им. Творческая команда Zventa Sventana очень маленькая — буквально три человека, включая нас с Юрой. Одни мы бы просто не потянули такой проект.
Что за фестиваль Oniros Film Awards, на котором клип получил награды еще до официального релиза?
Тина Кузнецова: Oniros Film Awards — это международный конкурс IMDb с публичным показом работ. Он проходит раз в месяц, и каждый сезон лучшие видео показывают в Нью-Йорке. А Berlin Music Video Awards, где нас тоже наградили, — одна из самых заметных видеопремий Европы. Мы попали в специальный отбор, так называемый Silver Selection. Это, к слову, тоже заслуга Headshot Production. Ребята делают все, чтобы наш клип увидел весь мир. А это то, чего мы хотим, — рассказать всей планете об аутентичной культуре нашей страны.