Обзоры, Музыка — 5 апреля, 19:39

Отпустить поводья! Борис Барабанов о новом альбоме Zventa Sventana

Текст:
Борис Барабанов
Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Группа Zventa Sventana выпустила новый альбом «На горе мак», продолжающий как исследовательскую традицию ученых-фольклористов, так и изыскания в электронной музыке. Тина Кузнецова и Юрий Усачев остаются самым ярким из отечественных коллективов, транслирующих корневую музыку в поле массовой культуры.  

История Zventa Sventana началась, когда молодая джазовая певица Тина Кузнецова познакомилась с электронным продюсером Юрием Усачевым, одним из участников группы «Гости из будущего». Песни для первого альбома Zventa Sventana «Страдания» (2006) были созданы в ходе фольклорных экспедиций по средней полосе России, где вокалистки Тина Кузнецова и Алена Романова собирали частушки, колыбельные, духовные стихи. Юрий Усачев придумал для этого материала музыкальную основу на стыке джаза и трип-хопа. Zventa Sventana стала настоящей сенсацией — под русские народные мотивы танцевали в клубах и на джазовых фестивалях, песни звучали на средиземноморских пляжах и светских вечеринках

В 2008 году Тина Кузнецова получила молодежную премию «Триумф» и углубилась в импровизационную музыку, поставив Zventa Sventana «на hold». Алена Романова сработалась с Юрием Шевчуком в составе группы «ДДТ». Юрий Усачев сосредоточился на продюсерской работе. А когда в 2010 году у Тины и Юрия родился сын, им на некоторое время стало вовсе не до музыки. В 2013 году Кузнецова дошла до финала российской версии шоу The Voice. Представленная на проекте песня «Ваня» напомнила публике о том, что Тина умеет мастерски адаптировать народные мотивы для мейнстрима. Идея союза русского фольклора и современной музыки не давала ей покоя.   


В 2017 году Zventa Sventana представила сингл «Сашенька», записанный Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым в сопровождении нового аккомпанирующего состава. Реакцией на песню были восторженные отзывы не только соскучившихся по группе поклонников, но и коллег-музыкантов. Полноценным камбэком Zventa Sventana стал альбом «Мужа дома нету» (2019), заглавный сингл которого был записан с участием Ивана Дорна. Песня «Мужа дома нету» могла бы стать достойным ответом треку украинской группы Kazka «Плакала», звучавшим тогда на всех российских радиостанциях. И уж точно Zventa Sventana — именно та группа, которая устроила бы всех комментаторов русского представительства на «Евровидении». Актуальность, мастерство, мелодизм, верность корням — у них есть все. 

Новый альбом «На горе мак» вышел в нужный момент. Это лучший ответ на вопрос о том, что должно быть в русской песне, чтобы ее адекватно воспринимали за рубежом и в то же время чтобы ревнители скреп могли спать спокойно. 

SRSLY попросил Тину Кузнецову дать комментарии к новым песням. 


«Стежки-дорожки» 


Альбом открывают частушки. Обожаю этот пласт — русский хип-хоп, просто еще не все знают об этом. Всегда ритм, ирония и высказывание в актуальном моменте — включайся и радуйся! Вместе со мной в песне поют фольклорист и дизайнер Варвара Зенина, наша постоянная вокалистка Вероника Шрамко. А на баяне — виртуозная Лия Брагина.


«Вдоль по улице Ванюша»

«На абордаж! Отпустить поводья!» — вот, что мы вкладывали в концепцию аранжировки. В этой песне много юмора — грозный бас в стиле дабстеп в финале как бы неуклюже выходит на орбиту танцпола и окончательно решает исход вечеринки. Звуки клуба с криками толпы были записаны Юрой на диктофон в питерском техно-клубе, так что кураж в треке самый натуральный. Поем вместе с Татьяной Молчановой и Юханном Никадимусом. Татьяна — доцент кафедры народного пения и потрясающая певица. А Юханн — самый известный в России «заклинатель» кокошников. Он создает исторически точные реплики, которые можно увидеть практически во всех работах фотографа и режиссера Юлдус Бахтиозиной. Конечно, не обошлось без балалайки — на ней сыграл виртуозный музыкант Богдан Дюрдь. Словом, песня из села Прудки Белгородской области обрела новую, весьма озорную жизнь. Не удивлюсь, если услышу ее где-нибудь на вечеринке в четыре утра — это идеальный саундтрек для отвязного веселья.


«Гармонщик»

Эта песня относится к «страданиям», уникальному музыкально-поэтическому жанру русского фольклора. Оригинал «Гармонщика» был найден фольклористами во время экспедиции в село Катарач Свердловской области — он входит в местный цикл «страданий» «у заветного столба». Меня зацепил редкий по красоте фригийский лад и то, как он передает меланхолию неразделенной любви. Мы разогнали эту атмосферу до кинематографичного уровня, добавив тоскливый аккордеон и звуки электрички. Последние были записаны на Савеловском вокзале — мы с Юрой включили диктофоны в телефонах и положили между рельсов. За барабанами Петр Талалай, Макар Новиков — контрабас и Дмитрий Павлов — гитара. 


«Жена мужа невзлюбила»


Это древняя обрядовая песня из села Столбун Гомельской области в Беларуси. Ее поют во время магического аграрного ритуала на праздник «Похороны стрелы», который «замыкает» весну и «отмыкает» лето. Участницы обряда шествуют шеренгой (стрелой) под «плакательные» песни и сходятся с разных концов деревни к центральному перекрестку. Водят хороводы и затем направляются в поле, где закапывают «стрелу» — железное метательное оружие, монеты. Это и были «похороны», что объясняет мрачный характер песни. «Стрела» символизировала молнию, а «слезы» в сюжетах песен — дождь. Так что это не что иное, как вызов дождя и заклинание на обильный урожай. Контекст хорошо разъясняет концовка — фрагмент из архивной хроники с полей. Я нашла видео в низком качестве, и Юре потребовалась масса усилий, чтобы очистить звук. В треке можно услышать нотки Стравинского — любовь к нему разделяю как я, так и Олег Остапчук, замечательный саксофонист и композитор, с которым я работала над этой песней. 


«Вир-Вир»

«Вир» — это омут и водоворот, яма под водой с родниками или коловоротом быстрого течения. В традиционной культуре человек считал себя частью живой природы. Поэтому в народных песнях природные явления — зеркало эмоционального состояния героев. «Вир» посвящена ожиданию любви и пробуждению. Зимой вода в колодце застывает — мир спит, копит силы для новой поры. И главный герой ждет, когда придет пора «растаять», встретить свою любовь и жениться. Называя героя «князем» (свадебное величальное обращение к жениху), песня как бы торопит будущее, призывает желаемое событие свершиться. В создании и записи этого трека принимали участие великолепные музыканты: Борис Ионов (барабаны), Лев Трофимов (клавиши), Дмитрий Павлов (гитара), Дмитрий Фомин (бас).


«На горе мак»

По звучанию это абсолютно электронный трек. Однако он почти весь построен на моем вокале. Все, кроме баса, скрипки и драм-машины, — обработка голоса. Чтобы сохранить оригинальный музыкальный лад, Юра использовал бесконечную реверберацию, и все спетые мною ноты слились в единый хор. Именно он и звучит в течение всей песни. Хук-наигрыш на скрипке исполнила моя племянница Агния, первокурсница консерватории. 


«Дуняша»

Пару лет назад я была в экспедиции по Белгородской области. В одном из сел познакомилась с легендой фольклора — Верой Васильевной Шишкиной. Она чистейший носитель традиции — таких в наше время осталось уже очень мало. Как следует пообщавшись, Вера Васильевна дала мне команду запевать, и мы начали с «Дуняши». Эмоции и чувства от этого опыта были непередаваемы. Ведь она знает код от подъезда космического портала! По возвращению в Москву я увидела песню по-новому и собрала в ней впечатления от экспедиции — радость, энергию солнца и всю красоту нашей земли. Особенно светлым этот трек делают голоса детей, которые можно услышать в конце. Они буквально отправляют тебя в стратосферу!


«Мне почуялось, послышалось» 


Это сакральная песня — плач невесты и причитание подруг. Ее исполняли в последние дни перед венчанием. В этот момент невеста считалась «усопшей», находилась между мирами. Слова передают глубокую любовь и нежность дочери к отцу. Символически умирая как дочь и покидая родительский дом, она готовилась к тому, чтобы воскреснуть в новом статусе жены. Композиция начинается с «потустороннего» звука. Удивительно, но этим звуком является скрежет стула об пол, записанный на диктофон и замедленный в несколько раз. Еще у этой песни очень нестандартный размер: 2/7/6/8/6/5. Пришлось изрядно поломать голову, чтобы моя интерпретация передала ее первозданную текучесть и цикличность. Но когда песня «открылась» мне, я сразу записала гармонию — от первой до последней ноты.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 18:25, 30 июля 2021
Гайды, вебинары и собственный бизнес. Блогеры-миллионники о том, на чем зарабатывают
Образ жизни — 30 июля, 18:25
Дай почитать: обзор «Смерти.net», «Жизни на продажу» и других книг
Кино — 30 июля, 18:15
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Свинья», «Улица страха. Часть 2: 1978», «Классическая история ужасов» и другие)
Новости, Новости — 30 июля, 15:29
Братишкин, Бустер и Kyivstoner снялись в сериале об истории российского стриминга
Образ жизни — 30 июля, 14:14
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: потоп, истории на ночь и 365 слоев макияжа
Новости, Новости — 30 июля, 12:25
Кукушкин в перьях и антагонист-Понасенков: вышел клип Cream Soda и Алены Свиридовой «Розовый фламинго»
Герои — 30 июля, 00:04
Приключения, аттракционы, любовь. Интервью с Эмили Блант и Дуэйном Джонсоном
Новости, Новости — 29 июля, 16:56
Премьеру байопика о Мэрилин Монро с Аной де Армас перенесли на 2022 год
Новости, Новости — 29 июля, 16:18
Собственное кафе и ютьюб-хаус в Турции: Катя Конасова дала интервью Пете Плоскову
Герои — 28 июля, 13:57
С чистого холста. Антон Рева, Маша Качарава, Алена Ракова и Сергей Овсейкин о своей формации как художников, визуальном языке и рождении идей
Новости — 26 июля, 18:39
Как бизнес подарил вторую жизнь дореволюционным заводам и мануфактурам? Объясняем на примерах Москвы и Санкт-Петербурга
Новости — 9 июля, 14:03
Современные художники перепридумали «Лукоморье» Пушкина. Смотрите, что получилось
Новости, Новости — 29 июля, 15:41
У Aviasales теперь есть свой подкаст. Там рассказывают о путешествиях в СССР и современной России
Музыка — 29 июля, 00:25
Как мы выжили этим летом. Борис Барабанов о новом EP Земфиры
Новости, Новости — 28 июля, 23:59
Катя Клэп объяснила, почему у нее нет менеджера, в подкасте Сергея Мезенцева
Новости, Новости — 28 июля, 22:20
На съемки шоу «Что было дальше?» теперь можно попасть только при наличии QR-кода
Новости, Новости — 28 июля, 19:56
Лисса Авеми и Саша Стоун обсудили тренд на мужской маникюр в новом выпуске шоу «ДаДа — НетНет»
Новости, Новости — 28 июля, 17:30
«Холостяк» с Джараховым, чужая свадьба и «Я в моменте»: вышла финальная серия «Блогеров и дорог» Насти Ивлеевой
Герои — 28 июля, 17:05
О рыцарских романах, говорящих лисах и пьянках допоздна. Интервью с Дэвидом Лоури и Девом Пателем
Новости, Новости — 28 июля, 16:04
Макс Климток сравнил Dream Team House и Why Not House и объяснил, где ему было лучше
Новости, Новости — 28 июля, 15:27
Аня Покров считает, что в тикток-хаусах сложно жить. Блогерша объяснила почему
Новости, Новости — 28 июля, 12:13
Forbes опубликовал рейтинг самых успешных российских звезд. В него попали Милохин, Прусикин и Slava Marlow
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 июля, 10:57
Выручка Gucci выросла на 86% во втором квартале 2021-го — до 2,31 млрд евро
Кино — 28 июля, 01:44
Сериалы недели: «Тед Лассо», «Властелины вселенной: Откровение», «Тернер и Хуч» и другие
Новости, Новости — 27 июля, 23:34
Артур Бабич и Хабиб проверили, кто лучше знает мемы, в шоу «Мем-батл»
Новости, Новости — 27 июля, 22:07
Instagram сделает аккаунты пользователей до 16 лет приватными
Образ жизни — 27 июля, 20:44
Департамент правды и кролик-самурай. Обзор лучших комиксов San Diego Comic-Con
Музыка — 27 июля, 15:43
Новое в музыке за неделю: Монатик, James Blake, Сюзанна, Lil Nas X и Глеб Калюжный
Герои — 27 июля, 14:45
Карманный революционер. Борис Барабанов поговорил с Николаем Комягиным из Shortparis
Новости, Новости — 27 июля, 14:25
Джиган выпустил трек «На чиле» по мотивам одноименного мема. На фитах Крид, OG Buda и Soda Luv
Новости, Новости — 27 июля, 13:48
Влад Бумага рассказал о переезде в Москву и съемках в кино в новом выпуске «А4 на детекторе лжи»
Новенький
(2 сезон)
Поколение 56k
(1 сезон)
Молодые монархи
(1 сезон)
Отряд самоубийц 2: Миссия навылет
Белый лотос
(1 сезон)
Перри Мейсон
(2 сезон)
Мне это не нравится
(2 сезон)
7.9
Матрешка
(2 сезон)