Развернуть Свернуть
Обзоры, Образ жизни — 10 марта 2021, 19:10

Как и почему люди срываются на курьеров. Реальные истории и взгляд психолога на ситуации

Поднимите руку те, кто хотя бы раз в жизни не срывался на курьера (хотя бы мысленно)? Мы решили оценить глубину проблемы. Для этого провели среди аудитории SRSLY опрос (не анонимный!) и выяснили, что 86,3% познали какой-то неведомый дзен и, по их заверениям, никогда (!) не хамили курьерам. Правда, одновременно с этим получили целую тонну историй о неловких ситуациях с доставкой. Мы решили пойти до конца и поговорили с психологом, чтобы разобраться, как себя корректно вести в похожих ситуациях.  

Но прежде всего давайте начнем со статистики. 96,6% респондентов всегда здороваются с курьерами, 1,8% ответивших — только тогда, когда сначала приветствуют их. Есть 1,1% людей настроения, которые приветствуют работников сервиса доставки, только если сами в духе. Наконец, 0,5% опрошенных никогда (!) не здороваются с курьерами.

Еще из хороших новостей: 68,5% всегда говорят спасибо за доставку. Более того, 25,8% дают чаевые, если есть возможность. А вот 2,3% считают, что благодарить курьеров не за что, ведь доставка и так оплачена. 3,4% респондентов говорят спасибо, только если с ними были приветливы. 

Возвращаясь к хамству. Те 13,7%, которые нашли в себе силы признаться, что был за ними такой грешок, делали это в большинстве своем, когда курьер сильно опаздывал или долго не мог найти адрес (11,6%). Но нашлись 1,9% среди ответивших, кто признался, что срывались просто из-за собственного плохого настроения. Наконец, 0,2% вообще просто часто хамят курьерам. Собственно, мы решили дать слово тем, у кого случались неприятные ситуации во время доставки, и благодарим их за то, что честно рассказали свои истории. 

#INSERT_ARTICLE#

«Я заказала одежду с примеркой, причем специально на выходной день, чтобы быть дома и в комфортной обстановке все выбрать. Была очень напряженная рабочая неделя. И у меня просто вылетело из головы, что я сделала заказ. Когда мне стал названивать курьер, я была в кинотеатре. Телефон просто разрывался, пришлось выйти из зала. Когда взяла трубку и услышала, что это курьер, то спустила всех собак на него. Потом, поняв, что просто забыла о заказе, чувствовала себя жутко неудобно», — вот одна из историй.   

Чтобы в подобных ситуациях больше не испытывать чувство неловкости или стыда, психолог переговоров и разрешения конфликтов Егор Дорохов (кафедра психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова) рекомендует впредь, если сорвался и нахамил, но жалеешь, использовать «Я-высказывания» и открыто выражать свои эмоции. «Это значит — не повышать уровень агрессии и напряжения своими "не хамите мне тут", "вы не должны так себя вести", а говорить про то, что вы чувствуете: "Меня очень напрягает, как вы начали говорить, и мне это не нравится". Это очень непросто, на самом деле, и нужна определенная смелость — признаться, что сорвался. Можно сказать что-то типа: "Мне очень жаль, что я так отреагировал/это сказал"», — рекомендует Дорохов. 

Если у вас есть возможность как-то помочь или исправиться, можно спросить, какая именно помощь с вашей стороны будет полезна. Тут тоже важно не решать самому, "чем именно извиниться", — намного надежней спросить: "Есть что-то, в чем я могу вам помочь?" Так вы не нарушите границы и покажете свою открытость к дальнейшему общению.
#INSERT_ARTICLE#

На будущее, чтобы все-таки больше не срываться на курьеров, психолог рекомендует научиться переключаться, то есть перед тем, как поднять трубку, глубоко вдохнуть, выдохнуть и только после такого «сброса» (он у каждого свой, поэтому можно найти такой ритуал, который вам ближе) говорить дальше. Но он отмечает: «Сложно сделать что-то, чтобы наверняка не срываться — эмоции сильная вещь, и их контролировать получается далеко не всегда. И если переключиться все же не удалось — важно не забыть извиниться перед собеседником».

«Курьер опаздывал и стал звонить мне. Когда подняла трубку, то он очень долго заикался и не мог сформулировать мысль. У меня горели рабочие дедлайны, и я с пылу с жару стала очень грубо с ним разговаривать а-ля "Ну говорите уже быстрее, что вы хотели, мне некогда" и все в таком духе. В процессе разговора я поняла, что у человека нарушена дикция, и осеклась. Но такой адский стыд не испытывала никогда в жизни. Когда спускалась, чтобы его встретить, не знала, куда глаза деть», — звучало такое признание в одной из историй. 

#INSERT_ARTICLE#

«Стыд на самом деле "социальная эмоция", — объясняет психолог Егор Дорохов. — Стыдно, когда вы будто видите себя "глазами других", и вам "со стороны" это не нравится». «Он спорил со мной, что якобы указан неверно подъезд и он сначала пошел в другой. Я настаивал, что подъезд указан верный... Спорили долго. Когда он ушел, проверил в данных о заказе — и курьер оказался прав... Испытывал стыд и грусть», — была еще одна история с похожими эмоциями. 

Психолог делает поправку, что возможно и такое, когда человек нахамил и понимает это, но ему не стыдно. 

Если вокруг многие тоже поступают так или у вас была какая-то цель, вы хотели нахамить "специально", — стыдно за это не будет. Такое бывает, и бывает нередко. В "стыде за хамство" большую роль играет и культура — насколько принято уважать чужие границы, насколько часто нарушают чужие границы все вокруг и т. д.
#INSERT_ARTICLE#

«Ну, хамством это сложно назвать. Я говорила, что очень долго ехали и это некрасиво. Но в большинстве случаев оказывалось, что траблы на заказе происходят по вине ресторана. Воронеж не такой уж и большой город, чтобы курьер стоял в пробках часами. Поэтому и накидываться на гонца нет смысла. Обычно разбираюсь уже со службой поддержки и менеджерами. Ведь это их прямая работа», — считает один из респондентов.

Зачастую непонятно, где заканчивается отстаивание собственных границ и начинается хамство и наоборот. «Это и правда часто похожие по поведению вещи, но можно отстаивать свои границы, не мешая чужим. Если, отстаивая свои границы, вы задеваете чужие — это часто воспринимается собеседником как хамство: "Почему это вы решили, что моя граница не важна?" Например, вам говорят: "Я не могу приехать в 14:00, буду в 16:00" — это тоже может нарушать ваши границы, так как никто вашему собеседнику не гарантировал, что в 16:00 вы будете свободны и все уже спланировали», — раскладывает Дорохов. 

#INSERT_ARTICLE#

Психолог уверен, что свои границы и прикосновение к чужим можно и важно чувствовать. Он рекомендует: «Для этого есть отличная техника — пробовать представить себя "с другой стороны". Как бы вы сами услышали свои слова? Могут ли у вас быть обстоятельства, в которых вам будет неприятно или неудобно их услышать? Это "прощупывание границ" очень полезно, вдруг вы задели чужие границы случайно, не желая этого?» 

«Мой дом как-то не мог найти курьер, и как раз-таки это он был мной недоволен, как будто я должна была выйти на поиски с собаками. По телефону сдерживалась, но думала, при встрече мы подеремся. Потому что я уже ждала его на улице по осени в домашнем. Но в итоге просто обменялись парой фразой о том, как сложно найти мой дом (а это действительно так) и спокойно попрощались», — получилась история в общем-то со счастливым концом.

Но остался важный вопрос: как не перейти черту и не уйти в хамство, но доходчиво показать свое недовольство? Психолог приводит очень простые техники: можно говорить про себя и свои переживания, используя опять же «Я-высказывания». 

Когда вы говорите про себя, вы не претендуете на чужие границы, и можно говорить открыто. Вам действительно может что-то не нравиться, вас может что-то злить и бесить — собеседник сможет это выслушать и понять, при этом не услышать угрозы в свой адрес.
#INSERT_ARTICLE#

Психолог отмечает: «Очень важно, что хамство не всегда связано с уровнем эмоциональности — вам могут очень спокойно и хладнокровно говорить что-то, что сильно нарушает границы, или, наоборот, искренне и открыто выражая эмоции, делиться с вами чем-то важным».

«Курьер позвонил за час, как и было условлено, я подтвердила, что смогу принять доставку. В итоге совершенно забыла об этом из-за рабочей встречи, которую неожиданно поставили. У меня был выключен звук на телефоне. Когда встреча закончилась и я увидела с десяток пропущенных вызовов, вспомнила о курьере. А он ждал все это время на ресепшене. Чувствовала себя очень неудобно и оставила ему хорошие чаевые», — попыталась сгладить ситуацию одна из опрошенных.

«У меня был случай, когда курьер стал требовать денег за уже оплаченный онлайн заказ. Мы очень долго перепирались. Я начал выходить из себя и стал угрожать, что сейчас позвоню в службу поддержки и пожалуюсь. В итоге там мне сказали, что мой заказ не оплачен и стоит пометка "Оплатить картой при получении". Было очень неудобно, я извинился перед курьером», — другой признал, что был не прав.  

Мы не могли не попросить психолога дать оценку — автор какой из всех вышеперечисленных историй поступил наиболее адекватно. «Интересно, что в этих ситуациях написано "Я извинился" только один раз — мне кажется, этого не хватает во многих других. Стыдно и неприятно за свои слова и действия может быть часто, при этом важно донести это до собеседника — достаточно просто об этом сказать, необязательно тратиться на большие чаевые, куда более ценны ваши переживания», — резюмирует Дорохов.


Любой человек, вне зависимости от того, в какой социальной роли находится в тот или иной момент своей жизни, прежде всего человек — со своими эмоциями, переживаниями, обстоятельствами. Часто мы забываем о том, что курьер, который привез нам заказ, — не робот и ему тоже может быть неприятно, больно, неловко. Новый подкаст «Уже в пути» от студии Либо/Либо и Яндекс.Еды как раз об этом — что все мы люди со своими личными историями и уникальным жизненным опытом. Создатели проекта пытаются изменить представление о целой профессии. Среди героев — люди, которые доставляют заказы уже несколько лет, и те, кто начал заниматься этим совсем недавно. Мало кто знает, чем живут курьеры и что происходит в их жизни после того, как заказ доставлен. В Яндекс.Еде решили рассказать реальные истории ребят. Многие из них имеют необычные увлечения и хобби, а выполнение доставок для некоторых — способ накопить на мечту или просто помочь другим. Послушайте подкаст «Уже в пути» — и вспомните о нем, когда в следующий раз захотите сорваться на курьера. 

Партнерский материал

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Виталина Калинина
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Кино — 18:45, 18 сентября 2025
82-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Франкенштейн», «Отец, мать, сестра, брат», «100 ночей героя», «Провод мертвеца»
Новости, Новости — 18 сентября, 18:45
«Союзмультфильм» выпустит аниме по мотивам «Чайки» Чехова
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Новости, Новости — 18 сентября, 17:30
В Москве пройдет фестиваль японской культуры HINODE
Новости, Новости — 18 сентября, 16:35
Вы слышите музыку? Киллиан Мерфи сыграл диджей-сет на фестивале в Ирландии
Новости, Новости — 18 сентября, 13:30
Адель заключила многомиллионный контракт на издание мемуаров
Новости, Новости — 18 сентября, 12:10
Аврил Лавин выпустила вино, вдохновленное треком Complicated
Новости, Новости — 17 сентября, 17:00
Премьера третьего сезона «Эйфории» состоится в 2026 году
Новости, Новости — 17 сентября, 15:36
Pop Mart дропнет коллекцию игрушек по сериалу «Телепузики»
Новости, Новости — 17 сентября, 14:48
Известна дата выхода третьего сезона «Дома Дракона»
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 17 сентября, 13:45
Вышел трейлер фильма «Горничная» с Сидни Суини
Новости, Новости — 16 сентября, 21:06
Xiaomi анонсировали новое поколение смартфонов
Новости, Новости — 16 сентября, 20:02
Стример Nix побил рекорд русскоязычного Twitch
Новости, Новости — 16 сентября, 15:20
У «Бургер Кинга» коллаборация с «Атакой Титанов»
Новости, Новости — 16 сентября, 13:50
Песни из «Кей-поп-охотниц на демонов» возглавили Billboard 200
Новости, Новости — 16 сентября, 12:40
Чарли Ханнэм в трейлере 3-го сезона «Монстра»
Новости, Новости — 16 сентября, 11:30
Кайл Маклоклен будет брать интервью у молодых актеров и художников
Новости, Новости — 16 сентября, 10:00
Смотрим трейлер байопика «Спрингстин: Избавь меня от небытия» с Джереми Аллен Уайтом
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы