Лифт — один из проектов, созданных в рамках программы Human Landing System (HLS). В апреле 2020-го NASA назвало три американские компании, которые будут заниматься разработкой систем пилотируемых аппаратов для приземления на Луне, дабы уже к 2024 году на поверхность земного спутника высадилась «первая женщина и следующий мужчина». Тремя компаниями-счастливицами стали BlueOrigin, Dynetics и SpaceX. И речь сегодня пойдет о последней. Она занимается разработкой Starship — лунной версии одноименного корабля, который сможет перевозить экипаж с околоземной орбиты до лунной орбитальной станции. Собственно, новый лифт, который SpaceX создала за очень сжатые сроки, и будет использоваться для подъема и спуска астронавтов на поверхность Луны и обратно.
Когда и где компания построила и протестировала прототип лифта, неизвестно. В частности, на испытательной площадке космодрома SpaceX в Бока-Чика, которая предназначена для запуска Starship, ничего подобного замечено не было — а за этим местом пристально следят все интересующиеся. Зато фотографии лифта представил инженер NASA Марк Кирасич. Подробной информацией он, конечно, делиться не стал, зато издание Teslarati предположило за него: лифт — туз в рукаве компании Илона Маска. Так SpaceX делает все возможное, чтобы убедить NASA в том, что Starship стоит дополнительных контрактов HLS.
Зачем им это надо? Дело в том, что в рамках той самой программы проект SpaceX был сочтен самым рискованным, поэтому фирма получила лишь 135 млн долларов на его реализацию. Dynetics и BlueOrigin досталось куда больше: 250 млн и 570 млн соответственно. Однако конкуренты свои инвестиции мало оправдывают. За все время они представили лишь кипы бумаг и парочку макетов, сделанных в основном из картона, пенопласта и дерева. Зато SpaceX на свои жалкие 135 млн долларов построила не менее восьми полномасштабных прототипов звездолета, провела двенадцать (а то и больше) испытаний, а также выполнила тестовые полеты. Теперь к этому списку достижений еще и лифт добавился. Вот какие сотрудники SpaceX молодцы.
Про некоторые из тестовых запусков мы уже рассказывали. Например, в августе компания успешно апробировала прототип аппарата Starship. Корабль поднялся на 150 метров, а затем приземлился обратно на Землю. Полет может и длился меньше минуты, но и это уже большой успех для Маска и всех его сотрудников — предыдущие испытания закончились провалом. В этот раз инженеры не собирались поднимать корабль как можно выше. Напротив, они хотели проверить его управляемый взлет и мягкую посадку, и с этим задачами Starship справился.