Интервью, Музыка — 17 декабря 2020, 18:46

«Ничего плохого со мной произойти не может». Борис Барабанов поговорил с Меги Гогитидзе

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Одно из самых ярких музыкальных открытий 2020 года — певица Меги Гогитидзе, о которой SRSLY писал в обзоре новой грузинской музыки еще летом. Недавно, несмотря на проблемы с транспортными коммуникациями по всему миру и потерянный в Стамбуле багаж, она все же доехала до Москвы и дала концерт в клубе «16 тонн». Впечатленный выступлением Меги Гогитидзе Борис Барабанов попросил ее об интервью.  

Меги, честно сказать, я о вас практически ничего не знаю.   

Я родом из Кобулети. У меня большая семья. Отец умер, остались мама и брат. У меня муж и двое детей. Прадедушка был первым баритоном Грузии, одним из популяризаторов грузинского многоголосия. Сама я никогда не занималась у педагогов по вокалу. С детства чувствовала, что педагоги меня поломают. Останется одно только ремесло, классика. А я не хочу, чтобы музыка была мероприятием, мне хочется донести свои мысли. Мои песни — это мои мысли. Музыка должна волновать. Я с детства вижу, как люди делают музыку, чтобы она стала хитом, — для меня это убийственно. Не все в жизни так прагматично, есть же еще душа, любовь, что-то, о чем мы забыли. Я никогда не считала себя частью «шоу-бизнеса», это не мой путь. Даже в вокальных конкурсах всего один раз участвовала, и то — в Украине. Я там выступала, когда была беременна.  

И все же — кого вы можете назвать своим учителем?   

Я с детства слушаю The Doors, Би Би Кинга, Дженис Джоплин — на них я росла. И в то же время слушала Ираклия Чарквиани, очень популярного альтернативного поэта и композитора, Нияза Диасамидзе. Все они что-то мне дали. Но кумиров никогда не было: у меня достаточно амбиций, чтобы сделать нечто, что будет только моим.

Фото: Татьяна Волкова

Как развивалась ваша карьера в России? 

Когда я приехала в Москву два года назад, первый концерт у меня был в галерее Зураба Церетели на Пречистенке. Сам он, можно сказать, наш родственник. Дедушка моего мужа был художником и близко дружил с Церетели. Он дал нам зал. Привезти сюда всю мою грузинскую группу не удалось. У меня был здесь аккомпанирующий коллектив, но с ним не сложилось. Они играли слишком аккуратно, а мне нужно было сумасшествие. И вот за месяц до концерта в Доме музыки я нашла в Москве гитариста-кубинца, а он привел своих друзей. Я почувствовала, что это и есть моя музыка. Для меня главное, чтобы музыканты чувствовали, что они играют. Я им даю свободу. Они вытворяют что-то свое. Это для меня интереснее, нежели долгие репетиции по нотам. Например, перед концертом в «16 тоннах» мы не репетировали. Но мы уже давно знакомы, так что они знают программу. 

Фото: Юлия Солодовникова

Тогда, на концерте в Доме музыки, было много грузинской публики. В диаспоре меня, конечно, знали. Но вот уже на следующем концерте, в ресторане Terrine, было больше русских. И мои песни стали распространяться здесь. А когда началась самоизоляция, я заключила контракт с российской компанией MSM Group. Концерт в «16 тоннах» стал первым опытом нашего сотрудничества. И еще я нашла через инстаграм танцевальный ансамбль «Эгриси». Они появляются в зале, среди зрителей, на первой же песне. Я так делала, еще когда выступала в Грузии. Это сразу меняет всю энергетику. Я вообще люблю эксперименты. Но в Москве такой ход с танцорами попробовала впервые. 

А мальчик, который поднялся на сцену петь с вами, — это тоже заранее заготовленный номер? 

Нет. Я просто увидела ролик, где он поет мою песню, — его мама меня отметила. Он пел прямо от сердца. Я опубликовала это видео в своем инстаграме и написала: «Приходи, когда у меня будет концерт, споем вместе». И вот я его увидела, этого Гурамчика. И вытащила на сцену. 

Вы вообще очень близко общаетесь со зрителями во время концерта, все время находитесь в толпе. Такое впечатление, что ни болезни не боитесь, ни просто слишком близкого контакта. 

Толпа — моя самая большая энергия, я ей заряжаюсь. Поэтому когда я на сцене, мне все время хочется вернуться туда, к зрителям. Они дают мне силу. Это такой энергетический уровень, когда ничего плохого со мной произойти не может. Понимаете, когда страха нет — нет и негатива, нет и вируса. Вот я объявила концерт, люди пришли. И что мне теперь сказать? «Я боюсь к вам прикасаться»? Это неправильно. Что мне, в маске петь? Я хочу дать им все и забрать все. Это обоюдный процесс. Хочу, чтобы мой концерт зрители не забыли в тот же вечер. Чтобы у них что-то поменялось.  

Фото: Юлия Солодовникова

Наверняка сталкиваетесь с тем, что вас сравнивают с Нино Катамадзе. 

Вы были на моем концерте. Считаете, я на нее похожа? 

Вы обе следуете одной и той же традиции, в том числе в какой-то степени и в вокале, хотя, естественно, спутать вас сложно. 

Сходство есть, даже визуальное. Она, конечно, великолепная, неповторимая певица, которая перевернула весь грузинский мозг в музыкальной сфере. Она мировая звезда, на мой взгляд. Я ее обожаю. Но моя музыка не похожа на ее музыку, адекватный человек это сразу видит. Понимаете, люди в принципе любят искать параллели, им удобно расставлять все по полочкам. Можно же сказать, что и Сезария Эвора похожа на Нину Симон. 

Фото: Юлия Солодовникова

В отличие от Нино Катамадзе, вы пишете песни не только на грузинском, но и на русском языке. При этом ваши русские тексты очень простые. Они обретают глубину только за счет голосовой подачи. В грузинских песнях это так же происходит? 

Я не очень хорошо знаю русский язык. На среднем уровне, я бы сказала. Мои грузинские тексты очень глубокие, философские. А когда я решила писать на русском, не стала прибегать к помощи других авторов: подумала, что лучше пусть это будет мой ломаный русский, но в словах будет моя сила. В песне «Солнце», которую больше всего любят мои слушатели здесь, в России, есть такая фраза: «Чувствую запах своей души, и просто хочется жить». В русском языке нет такого выражения — «чувствую запах своей души». Но я решила: буду так говорить, потому что так думаю. Или такая строчка: «Не забирайте меня, небеса, я еще хочу чуть-чуть дышать». Что это за «чуть-чуть дышать»? Но нам, людям, хочется дышать, хотя бы чуть-чуть. Сказано очень просто. И эти слова доходят до сердца. В последней своей песне я пою: «Души умирают при жизни, умирают без слов». Это совсем непросто. Человек может умереть при жизни. Он идет за толпой, за чужими мыслями, не имея своего мнения, не принимая своих решений, то есть умирает как личность, как душа. 


Как появилась в вашем репертуаре песня на стихи Анны Ахматовой «Я не любви твоей прошу»?

Очень люблю русскую поэзию, Иосифа Бродского, например. А у Анны Ахматовой мне нравится то, как она передает свои переживания. Решила, что могу их озвучить. В «Я не любви твоей прошу» я почувствовала, как бы она это сказала. С гордостью.        

Меги, вы уже довольно долго существенную часть времени проводите в России. Но насколько чувствуете свою связь с Грузией? Мы помним волнения в Тбилиси 2018 года, это был острый момент в отношениях наших стран. Тогда Нино Катамадзе отказалась от гастролей в России, а Вахтанг Кикабидзе не приезжает уже давно. Что скажете о себе?

Меня абсолютно не интересует политика. Нельзя, чтобы из-за нее обычные люди складывали какое-то мнение о других. Я музыкант, и мое высказывание на тему политики ни на что не повлияет, никто свое мнение не изменит. Переживания народа — это, конечно, и моя боль. Я ведь грузинка, люблю Грузию всем своим существом. Но никогда не вмешивалась в политику. И не собираюсь. Если мои коллеги принимают какие-то решения, это меня не касается. Я никого не осуждаю, это их жизнь, не моя.           


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Музыка — 13:15, 26 февраля 2021
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 26 февраля, 13:15
Ариан Романовский назначен главредом журнала Tatler
Новости, Новости — 26 февраля, 12:49
Самая милая вакансия: в Москве ищут специалиста по подсчету котиков
Новости, Новости — 26 февраля, 12:24
Норвежский электронный дуэт Smerz выпустил дебютный альбом Believe
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 26 февраля, 09:57
Земфира выпустила альбом «Бордерлайн»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Бизнес — 25 февраля, 17:11
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)