Развернуть Свернуть
Интервью — 3 сентября 2020, 14:47

Из мастерской художника: Федор Петрик о смысле современного искусства, «челобреках» и Айдан Салаховой

К современному искусству можно относиться по-разному. Очевидно, что признают его не все, кто-то вообще не понимает, кто-то не оставляет попыток в нем разобраться. Мы решили убить всех зайцев сразу и отправились в гости к автору известных фигурок-челобреков, ученику Айдан Салаховой, художнику Федору Петрику, который впустил нас в святая святых — свою мастерскую.

Мир челобреков

Студия Петрика находится на северо-востоке Москвы, на последнем этаже кирпичного дома на Сиреневом бульваре. Федор работает в мастерской, принадлежащей Московскому Союзу художников.



#INSERT_ARTICLE#


Прежде чем попасть в помещение, где работает Петрик, нужно пройти длинный и узкий коридор. Ощущение, как будто оказываешься в советской коммуналке. Кстати, от тех времен тут много что осталось: старые плакаты на стенах, мебель, которой навскидку лет 40… По словам Федора, весь этаж выделен под мастерские. Сам он пишет картины в помещении площадью примерно 30 квадратных метров. По центру стоит огромный добротный советский мольберт — такие сейчас трудно где-либо найти. Он достался Федору в наследство от предыдущего хозяина.

#INSERT_ARTICLE#


Петрик родился в Севастополе, а затем его родители разошлись, и он вместе с братом и мамой переехал в Осетию (на родину мамы. — Прим. SRSLY). Как и многие дети, рисовал в детстве, однако если большинство вырастает и перестает этим заниматься, то Федя и не думал прекращать. В результате с третьего раза поступил в МГАХИ им. В. И. Сурикова (факультет живописи, мастерская Айдан Салаховой и Сергея Оссовского). На четвертом курсе Петрик получил золотую медаль от Российской академии художеств за успехи в учебе.

В этом году исполняется десять лет, как Петрик является постоянным участником международных выставок. Все стены в мастерской художника увешаны его же картинами. Федор сразу говорит: современное искусство не нужно расшифровывать. Однако специально для SRSLY он сделал исключение и рассказал о нескольких своих работах.

Например, о картине под названием «Москва». Чтобы подчеркнуть богатство столицы, Федя наклеил на полотно сотню десятикопеечных монет, а в центр — монетку номиналом десять рублей. При этом раму он выбрал обшарпанную — как символ бедных регионов. В общем-то, сюжет вполне понятен. Есть у Федора и веселые работы — к примеру, «Чайка-пати», где автор изобразил птиц в праздничных колпачках, прилетевших на тусовку. Мы также отметили картины с жуками в нарядных свитерах.

#INSERT_ARTICLE#


Отдельного внимания заслуживает работа «Бумага». В свое время про Петрика в Суриковском институте говорили как про художника, который лучше всех рисует бумагу. «Клочки бумаги — они как наша жизнь, очень разные, — улыбается Федя. — Можно смять красиво, а можно не очень».

Еще в мастерской много «челобреков», они повсюду — в шкафу, на подоконнике, столе… Первый «челобрек» — из гипса, напоминающий инопланетянина, — родился в 2016 году. Почему такое название, Федор до сих пор не знает. В компании друзей кто-то спросил его про имя, и он, не задумываясь, выдал: «Челобрек!»

#INSERT_ARTICLE#


«По моей тогдашней задумке в каждом доме должен был появиться «челобрек» — этакий инопланетный зверь, — рассказывает автор. — Впоследствии их бы стало очень много и они бы захватили планету. Но это, конечно, шутка». Шутки шутками, а персонажи Петрика стали пользоваться популярностью. Всего было создано 120 фигурок, цена каждой составляет 25 тысяч рублей.

Креатив Федора отметила сама Айдан Салахова, сказав, что он — один из немногих молодых художников, у кого есть свой неповторимый стиль.

После экскурсии по студии мы поговорили с Федором о современном искусстве и о том, как в России живется молодым художникам.

«Айдан перевернула мой мир»

Федор, расскажи про Айдан Таировну. Какой она педагог?

Я считаю, что мне очень повезло с учителем. Попал я к ней совершенно случайно. Первые два года все учатся в общем котле, а затем каждый сам выбирает мастерскую. Честно, я даже не знал, куда идти. И тогда мой сокурсник предложил: «А пойдем к Айдан?» «Ну пойдем», — ответил я. Мы стали у нее учиться, и она перевернула наше сознание.

Айдан сказала так: «Ребята, если вы хотите рисовать пейзажики и бабушек в поле, то идите не ко мне. У меня вы будете рисовать другое, а именно — то, что хотите».
#INSERT_ARTICLE#


Дело в том, что институт — это как бы старая школа, которая, безусловно, тоже нужна. Но если к академическим знаниям добавить современное видение, то будет совсем хорошо. Вот по такому принципу мы учились у Айдан.

Композицией занимались на «Винзаводе», где на тот момент находилась ее Aidan Studio. С каждым студентом она беседовала индивидуально. А еще специально для нас приглашала известных лекторов — например, Ирину Кулик. Здорово.

#INSERT_ARTICLE#


Говорят, что Ирина Кулик — одна из лучших лекторов по современному искусству…

Все верно. Потому даже после окончания института я продолжил посещать ее лекции, но уже в музее «Гараж». Всем рекомендую.

Сразу понял, что именно хочешь рисовать?

Ну да. В общем, так и родилась моя серия с бумагой. Айдан поставила перед нами натюрморт (где была и бумага), и чем дольше я его рисовал, тем больше видел какие-то образы. Меня так это заинтересовало, что я уже сам стал искать разные формы бумаги. В голову пришла мысль, что хаотично смятый лист — он как человек, не повторяется два раза. Все клочки такие же разные, как и сама жизнь. Складки могут быть красивыми (это наши победы) и не очень (а это неудачи). Каждый раз не знаешь, как сложится. Потом по бумажной теме я делал малый диплом на четвертом курсе. Это своего рода подготовка к большому диплому, который защищаешь уже на шестом.

#INSERT_ARTICLE#


В этом году исполняется десять лет с тех пор, как ты принимаешь участие в международных выставках. Где проходила и чему была посвящена твоя первая персональная экспозиция?

В 2017 году в галерее Fine Art, которая тогда еще находилась на Маяковской, я выставлялся как раз с серией «Бумага» и еще несколькими картинами. Помню, что очень переживал, но все прошло нормально. Интересно, что сначала ребята из галереи сами предлагали мне выставиться, но я отказался, подумал: «Зачем мне это надо?» А потом понял, что очень даже надо. Если ты не будешь принимать участие в выставках, о тебе никто не узнает, а это для художника сродни смерти.

Кстати об этом. Как в России живется молодым художникам?

Ну как тебе ответить… Большинство моих знакомых-художников где-то работает параллельно. Некоторые вообще меняют профессию, так как хотят зарабатывать деньги. Но тут палка о двух концах: имея еще какую-нибудь работу, ты не сможешь полноценно заниматься творчеством и развиваться. Лично я принципиально только рисую. Пока на все хватает, даже заказы редко беру.

#INSERT_ARTICLE#


А как продаются твои картины? Через галереи?

Да. В среднем работа молодого художника оценивается в полторы тысячи долларов, но половину забирает галерея. Такие правила. Покупателей я не знаю. Хотя бывают исключения. Еще во время учебы Айдан делала благотворительную выставку: ей необходимо было арендовать помещение на «Винзаводе», и чтобы собрать средства на это, она взяла у всех студентов по картине и организовала аукцион. А при встрече сказала мне: «Федя, твою работу купил театральный деятель Павел Каплевич. Теперь эта картина будет висеть в хорошем месте». Мне было очень приятно.

Самая большая сумма, которую тебе предлагали за картину?

Предлагали много чего, но купили, помню, за 250 тысяч рублей. Это был максимум.

А есть у тебя картины, связанные с какой-то историей?

Да. Когда я заселялся в общежитие Суриковского института, в комнате, где должен был жить, нашел полные банки монет. Причем предыдущий жилец завещал их мне: мол, могу делать с ними все, что хочу. Я впервые в жизни увидел столько мелочи! Сначала хотел выкинуть, а затем пришла мысль сделать карту Москвы из монет. Получилась золотая столица.

#INSERT_ARTICLE#


Расскажи про «челобреков». Смотрю, они все разные. Как ты придумываешь образы?

Они приходят из жизни. Допустим, в начале пандемии мой знакомый сразу стал носить маску, и у него все спрашивали: «Ты что, больной?» Он злился всякий раз и отвечал: «Да не болею я! Что вы пристали? Я не заразный». Так появился «челобрек» в маске. А недавно после просмотра фильмов про супергероев я сделал Бэтмена и Супермена. Сейчас они находятся в галерее у Егора Альтмана.

Кстати, во время пандемии я придумал еще одного персонажа по имени Васек. Это человек в акваланге и маске, который защищает человечество от морских обитателей, да и вообще от всех бед.

Только имя какое-то не геройское.

Потому что Васек — простой русский парень. Многие не понимают современное искусство, пока им не объяснишь.

Как думаешь, а нужно ли это делать — разъяснять смысл?

Считаю, что мое искусство не нужно объяснять. Каждый может сам найти свой смысл в моих работах. А что касается всего современного искусства, то кто-то считает суть, а кому-то надо разжевывать. Мне лично не нужно ничего объяснять, если изначально меня не зацепила визуальная составляющая.
#INSERT_ARTICLE#


Но если говорить о выставках непосредственно в Москве, то в большинстве случаев выхожу оттуда с грустным и подавленным настроением, потому что мне не нравится.

Почему?

Это чисто мое мнение на интимном уровне. Сложно объяснить.

Кого-то из современных российских художников можешь отметить?

Есть такой парень Алексей Дубинский — вот его работы мне нравятся. Узнал о нем случайно, когда зашел в галерею «Триумф». Вообще, я много кого не знаю.

#INSERT_ARTICLE#


Думала, ты вращаешься в компании художников и со многими общаешься…

Ой, нет. Я по натуре одиночка. Сижу в мастерской, что-то делаю и редко выхожу куда-либо. В основном общаюсь с людьми, которые учились со мной в институте, но далеко не все из них стали художниками, как я уже говорил.

Ты уже назвал «Триумф», галерею Егора Альтмана, «Гараж». Где еще бываешь?

Лично мне почему-то нравятся импрессионисты — например, Клод Моне. Хожу в Пушкинский музей, в Третьяковку.

#INSERT_ARTICLE#


Ты согласен с фразой, что современное искусство не должно быть красивым и что это своего рода философская игра?

Ну да, может быть и так. А вообще, сложно судить. Нельзя сказать художнику: «У тебя плохая работа, а у него хорошая». Кто это решает? Кому-то нравится, кому-то нет. Всегда по-разному.

#INSERT_ARTICLE#


В чем месседж твоего творчества?

Не знаю. Я просто делаю то, что мне приходит в голову. Никому не хочу ничего сказать, навязать и доказать. Если людям нравятся работы, то мне приятно. Если на выставки приглашают — тоже. Вот и весь смысл.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Иван Пономаренко
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Художник
Айдан
Салахова
Читайте также
Интервью — 18:30, 15 сентября 2025
На пару слов: Маш Милаш — о сериале «Москва слезам не верит» и ностальгии по нулевым
Новости, Новости — 15 сентября, 18:30
Объявлены победители премии «Эмми-2025»
Образ жизни — 14 августа, 18:10
ИИ, футуризм и роскошный максимум: какой будет Москва в 2030 году? Решать тебе
Интервью — 15 сентября, 17:30
Алло, Balenciaga? Интервью с моделью Полиной Дворецкой
Новости, Новости — 15 сентября, 16:40
Вышел трейлер «Хронологии воды» — режиссерского дебюта Кристен Стюарт
Новости, Новости — 15 сентября, 15:10
Сиквел «Братьев Супер Марио» получил первый тизер
Новости, Новости — 15 сентября, 13:50
«Хэмнет» и «Франкенштейн»: объявлены победители кинофестиваля в Торонто
Новости, Новости — 15 сентября, 12:10
«Фандом Фест» раскрыл программу лектория и новых участников
Новости, Новости — 13 сентября, 12:00
Вышел трейлер байопика «Кристи» с Сидни Суини
Новости, Новости — 12 сентября, 20:25
Илья Гадаев, Сироткин, DJ K.SOUL и Эвелина Малинкина в первом выпуске «книжного клуба афéлии»
Тесты — 26 мая, 14:12
Кино — 12 сентября, 19:20
Звонок для учителя. 5 сериалов про преподов
Новости, Новости — 12 сентября, 14:25
Смотрим тизер-трейлер сериала «Отпечатки» с Дмитрием Чеботаревым и Оксаной Акиньшиной
Новости, Новости — 12 сентября, 12:20
Pantone показал главные цвета Недели моды в Нью-Йорке
Образ жизни — 12 сентября, 11:55
Simple Symmetry, таро и чпокательная. Как редакция SRSLY на AFTERDARK ходила
Новости, Новости — 11 сентября, 19:20
Big Baby Tape, «Бонд с кнопкой» и «Казускома»: New Star Weekend анонсировал артистов
Новости, Новости — 11 сентября, 19:00
Николай Костер-Вальдау сыграет с Дженнифер Лопес в «Последней миссис Пэрриш» Роберта Земекиса
Новости, Новости — 11 сентября, 18:30
На Netflix выйдет документалка о Виктории Бекхэм
Новости, Кино — 11 сентября, 18:15
Объявлено жюри кинофестиваля «Маяк». В него вошли Евгения Громова и Наталья Кудряшова.
Новости, Новости — 11 сентября, 18:00
Новое граффити Бэнкси на здании Королевского суда закрасили
Новости, Новости — 11 сентября, 17:00
Керуак и де Бовуар: созданы духи по мотивам книг
Новости, Новости — 11 сентября, 16:10
Мэтт Дэймон и Бен Аффлек в тизере триллера «Лакомый кусок»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 сентября, 14:50
О Джорджио Армани снимут биографический фильм
Музыка — 10 сентября, 20:01
Магия кухонной раковины и укулеле скримо. Библия группы Twenty One Pilots
Новости, Новости — 10 сентября, 19:30
Новые цвета, ультратонкий корпус Air и синхронный перевод в наушниках: что показали на презентации Apple
Новости, Новости — 10 сентября, 19:25
У Mamma Mia! будет третья часть. Это подтвердила Аманда Сайфред
Новости, Новости — 10 сентября, 18:10
Гильермо дель Торо снимет фильм «Ярость» с Оскаром Айзеком
Новости, Новости — 10 сентября, 17:05
Стартовали съемки сериала «Игра на вылет» с Данилой Козловским
Новости, Новости — 10 сентября, 16:00
В разработке мультсериал о Шерлоке Холмсе
Новости, Новости — 10 сентября, 13:40
Отсылки к культовому фильму в клипе THE DAWLESS и Кассета на трек «Ненависть»
Новости, Новости — 10 сентября, 12:50
Страницы друзей и лента оценок: «Кинопоиск» обновил профили пользователей
Дом Гиннесса
(1 сезон)
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
«Бар "Один звонок"»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы