О феминизме, искусстве и внутренней свободе. Интервью со скульптором и художником Айдан Салаховой
Текст:
Ольга Родина, редактор спецпроектов
Айдан Салахова известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Айдан, творчество которой часто связывают с феминизмом, оказала большое влияние на развитие современного искусства в России. Фактически она стала одной из первых, кто его активно продвигал в массы. В 1989 году Салахова вместе с двумя своими однокурсниками по Московскому художественному институту им. В. И. Сурикова открыла «Первую галерею» в СССР. На сегодняшний день художница принимает участие в крупных международных выставках, а ее работы находятся в собраниях таких музеев, как Третьяковская галерея, МОММА, а также у крупных коллекционеров (например, у Франсуа Пино).
Совсем недавно Салахова возобновила работу в своей студии в Карраре, где добывают лучший мрамор на планете. В интервью SRSLY Айдан Таировна рассказала, как относится к феминизму, за что любит Италию и почему в России, по ее мнению, низкий уровень культуры.
Айдан Таировна, как вы проводите лето?
Я недавно вернулась в Италию, где в городе Каррара у меня уже много лет находится мастерская, а также есть небольшая двухэтажная квартира. В этом городе добывается один из самых ценных видов мрамора в мире. Здесь живут и работают порядка ста скульпторов из разных уголков света. С 13 июля я приступила к работе в своей мастерской, чему очень рада.
Многие россияне, которые так же, как и вы, смогли вылететь за границу, в социальных сетях писали о том, что это было очень сложно…
Да, сложно, но авиакомпания GetJet согласовала все документы, и я спокойно вылетела. Я предоставила разрешение на работу от моей студии, а также документ от кооператива студий Каррары. Плюс, еще нужно было сдать анализ на коронавирус. В самолете всего было шесть пассажиров. Вылетали из Москвы в Хельсинки, затем прошли паспортный контроль, а оттуда направились в Пизу.
Италию многие любят, и каждый выбирает в ней свое. А за что ее любите вы?
Мне нравится размеренный и спокойный образ жизни в этой стране. Сами итальянцы — очень открытые и хорошие люди. Чем-то похожи на нас. Потому они понятны нам, а мы — им. Например, в Германии я бы не смогла жить. Темперамент другой, и люди там более закрытые. А я по натуре открытый человек.
Айдан в мастерской в Карраре
Над чем сейчас работаете?
Я заканчиваю «Тайную вечерю» — большую скульптуру-инсталляцию, состоящую из тринадцати объектов. Продолжаю работать над пьетой (иконография сцены оплакивания Христа. — Прим. SRSLY). Это моя интерпретация пьеты Микеланджело, она зеркальная. Параллельно делаю большое количество маленьких скульптур.
Многие люди, связанные с искусством, говорили о том, что ситуация в мире повлияла и на работу, и на отношение к жизни в целом…
Я как раз укрепилась в своем отношении к тому, что мне, как художнику, хорошо находиться в самоизоляции. Никакого дискомфорта я не испытывала. Наоборот, отвалились многие ненужные встречи, ничто меня не отвлекало, моя производительность увеличилась. Я поняла, что могу делать больше и не надо тратить время на ненужные вещи.
А благодаря группе «Шар и крест» (группа в фейсбуке для взаимовыручки художников и коллекционеров, закрытая площадка по продаже произведений искусства. — Прим. SRSLY) возник большой интерес к моим произведениям. С точки зрения экономики, три месяца самоизоляции стали для меня очень удачными. Не понимаю, почему люди так страдали в заточении. Я, наоборот, была счастлива.
Давно в интервью вы говорили, что работаете только в Италии. Но получается, что в период пандемии ситуация изменилась?
Речь шла о скульптуре. В России я всегда занималась и продолжаю заниматься живописью, а также графикой. Кроме того, дома в Москве у меня есть небольшой компрессор, благодаря которому я создавала еще и маленькую скульптуру. Правда, пока не доделала.
Какой работой больше всего гордитесь?
Вот сейчас я делаю пьету и ей горжусь. Особенно люблю работы в момент их создания.
Все ли свои произведения продаете?
Не продаю некоторые большие скульптуры, такие как «Любовь» и Duality. Не хочу.
В Карраре добывают лучший мрамор в мире
Duality ведь была создана по образу и подобию Наоми Кэмпбелл?
Да. Много лет назад Наоми приезжала в Каррару, я с нее снимала гипс, затем его трансформировала и делала скульптуру.
Не хотела она выкупить скульптуру?
Нет. Она просто поучаствовала в проекте, вот и все.
Ваше творчество связывают с феминизмом. Как вы относитесь к современному феминизму? Считаете ли себя феминисткой?
Я отношу себя к свободным женщинам и ратую за равные женские и мужские права. А то, что происходит сейчас, мне не очень нравится. Авторка, редакторка, директорка, кураторка…
Все эти окончания приделаны к словам английского происхождения. В то время как в английском языке профессии не разделяют по мужскому и женскому роду. Поэтому все эти феминитивы очень режут слух, и мне кажется это неправильным. Другое дело: учитель — учительница, уборщик — уборщица. Это русские слова, и они органично звучат в женском роде. На мой взгляд, коверкание слов не придает никакого смысла.
Скульптура «Дуалити»
Много лет назад в интервью вы сказали, что мужчины в России требуют полного растворения в них самих и их интересах. Что-то поменялось?
Сейчас что-то меняется, но у девушек все равно каша в голове: у них смесь вот этого «надо выйти замуж» и при этом «я хочу быть свободной женщиной». Я даже не знаю, как это назвать. То есть девушка может декларировать современные подходы к браку и личной жизни и т.д., но все равно срабатывают бабушкины и мамины установки. Поэтому мне жалко девушек, они никак не могут понять, что им делать в этой жизни.
Какой бы вы совет им дали?
Я считаю, что если вы внутри гармоничны, то и семью, какую хотите, создадите, и личная жизнь будет налажена, и карьера сделана. Главное — себя не вымучивать, а понимать то, что ты, действительно, хочешь. Одни искренне мечтают о семье и детях. Другие не хотят, и тоже искренне. Надо прислушиваться к себе и своим внутренним желаниям. А когда человек не понимает, что ему нужно и следует каким-то штампам, то начинается неорганичная жизнь, которая не соответствует внутренним стремлениям.
Айдан на фоне «Дуалити»
А вы сами когда поняли, чего хотите?
Где-то до сорока лет я тоже играла во все эти социальные игры, но поняла, что это не мое. Все время испытывала внутренний дискомфорт, потому что врала самой себе. А когда стала честно формулировать и мужчинам, и сыну, и друзьям, что для меня важнее творчество, а все остальные на втором, третьем, десятом месте, то все как-то это поняли и приняли. Главное — не врать. Когда человек говорит, что ему важна семья, и при этом он не может заниматься творчеством, а он, на самом деле, хочет им заниматься, то в итоге начинает страдать. Лучше говорить, как есть.
С мнением о том, что мужчины стали слабее на фоне сильных женщин, согласны?
Я так не думаю. На мой взгляд, мужчины как мужчины. Но если женщина подавляет его своей силой, то естественно он будет слабеть. Тут должен быть баланс.
Прежде всего, гармоничные внутренне. С такими хорошо жить.
Четыре года назад в беседе с Полиной Аскери вы сказали, что в нашей стране нет хорошего культурного уровня. Что-то изменилось за это время?
Его так и нет. Если в советское время люди получали единое образование, куда входили какие-то азы искусства, то сейчас дела с культурой обстоят плохо. Телевидение играет большую роль в этом.
Если посмотреть итальянские новости, то там всегда есть подробный блок, посвященный культуре. Даже человек, который не разбирается в искусстве, все равно поймет, что, почему и как. А у нас в программе «Время» крайне редко говорят о культуре.
Потому и уровень низкий, этот пласт потерян надолго. И главное — никто с этим не работает.
Скульптура «Любовь»
Тем не менее художники же у нас есть. Кого бы вы могли отметить из молодого поколения?
Да, у нас, действительно, очень много молодых и интересных авторов. Например, Тася Короткова, Наталья Гудович, Федор Петрик. Но на самом деле, список намного длиннее.
В какие российские музеи порекомендовали бы сходить нашим читателям?
В Третьяковку. Только обязательно нужно посетить и старое здание и новый филиал, расположенный на Крымском валу, чтобы понять, почему сначала были «Мишки на дереве» Шишкина (другое название — «Утро в сосновом лесу», — прим. SRSLY), а потом случился «Квадрат» Малевича. Чтобы у людей не случался разрыв мозга, потому что они не могут сопоставить, что и как происходило в искусстве. Обязательны к посещению музей «Гараж», Московский музей современного искусства (ММОМА) на Петровке, Московский Дом фотографии Ольги Свибловой на Остоженке. Во всех этих музеях регулярно проходят очень хорошие выставки.
Вы очень энергичный и сильный человек. Видела в инстаграме, как вы ловко пилите мрамор. Откуда черпаете энергию и как ее восполняете?
Я занимаюсь собой периодически. Тренируюсь с персональным тренером, иногда сама. Вообще, если вы сильно устали, то надо 30 минут позаниматься спортом, кровообращение улучшается, и энергия возвращается. Еще люблю днем после обеда немного поспать — час-полтора. Например, когда нахожусь в Италии, то прихожу после пяти вечера, дремлю минут сорок, и состояние улучшается в разы: пропадает усталость, появляется бодрость. Даже если есть возможность прилечь на 15 минут, это тоже дает силы. Стараюсь нормально питаться. Я люблю мясо, салаты, иногда пасту. Утром обязательно ем творог.
Слышала, что любите ночные клубы. Расскажите про места, которые посещаете.
Да, я люблю клубы и страдаю, что сейчас они закрыты. Мне нравится пространство Community — это и ресторан, и театр, и ночной клуб. Хожу на вечеринки, которые делает Саша Моисеенко. А вообще, все зависит от диджея. На фестивали электронной музыки, правда, не езжу, так как не очень люблю большие скопления людей. Также у нас в Карраре (в этом году, увы, не будет) раз в год Джулия Корси делает потрясающую вечеринку в мраморных карьерах. Туда с удовольствием хожу.
Вы многого достигли в профессии. Но может, есть еще какие-то цели? Насколько вы амбициозны?
А я как-то поняла, что все эти амбиции, которые колбасят до 40–45 лет, мне не очень-то и нужны. Когда вы начинаете осознавать, что занимаетесь тем, что любите, то и доказывать миру уже ничего не нужно.
Сейчас время соцсетей и блогеров. Как вы относитесь к тем и другим?
Ну я понимаю, что надо вести инстаграм. Сейчас время такое, это правда. Сторис стараюсь выкладывать для друзей, чтобы не спрашивали десять раз, где я и что. Правда, недавно поняла, что за последние три-четыре месяца у меня было всего четыре поста. Вот сейчас буду восполнять упущенное. Что касается блогеров, то ни за кем особо не слежу. Из политологов слушаю в ютьюбе Екатерину Шульман, из психологов — Андрея Курпатова. Смотрю канал «Редакция» Алексея Пивоварова и «Дождь».
Чем планируете заниматься в ближайшее время?
Буду работать. Также планирую принять участие в ежегодном фестивале White Carrara Downtown, когда в Карраре выставляются скульптуры художников, которые там работают. Фестиваль продлится до 26 июля.
Герои — 9 июля 2020, 13:21
От Burning Man до Bauhaus. Интервью с космическим художником Андреем Бартеневым
Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.
«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.
До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…
В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.