Пару недель назад героиней очередного выпуска ютьюб-проекта «Белый шум» стала писательница и доктор филологических наук Елена Пастернак. Одной из основных затронутых в беседе тем была неоднозначность новой этики, которая одновременно пропагандирует всестороннюю толерантность и ограничивает возможность выражения собственного мнения. В новом выпуске программы Татьяна Толстая и Ксения Буржская решили продолжить изучение этого вопроса, но уже под несколько иным углом. Разобраться в нюансах ведущим помогли главный редактор журнала Esquire Сергей Минаев, журналистка, литературный критик, продюсер и куратор выставок Анна Наринская, основатель самиздата «Батенька, да вы трансформер» и независимого издательского дома «Мамихлапинатана» Егор Мостовщиков и шеф-редактор медиа «Цех» Сююмбике Давлет-Кильдеева.
Дискуссию начали с основ, попытавшись выяснить, действительно ли новая этика имеет место быть. Несмотря на то, что это явление часто воспринимают как давно существующие, но забытые нормы, Анна Наринская заявила, что, к примеру, в Соединенных Штатах словосочетания «новая этика» нет — им оперируют исключительно в России, и здесь его, как правило, связывают с обвинениями в харассменте. В то же время она отметила, что на деле новая этика не ограничивается конфликтными ситуациями, связанными с домогательствами и сексуальными отношениями. Ее исходная идея предполагает наделение слабого правом голоса и предоставление ему инструмента защиты от иерархически более сильного человека. С мнением о том, что харассмент — это история не про секс, а про власть, согласились все.
Несмотря на благую идею, заложенную в это явление, личных историй о негативных ситуациях, связанных с обратной стороной новой этики у гостей программы тоже оказалось достаточно, но сильнее остальных ее побочные эффекты прочувствовал на себе Егор Мостовщиков. Несколько недель назад Татьяна Столяр, соосновательница и автор телеграм-канала «Антиглянец», опубликовала материал «Батенька, да вы харассер», в котором собрала истории сотрудниц Мостовщикова, обвиняющих его в сексуальных домогательствах. Журналист в ответ написал большой пост на своей странице в фейсбуке* , в котором отрицал предъявленные обвинения, но признавал некоторые ошибки в своем руководстве издательством. На данный момент история все еще не подошла к своему логическому завершению. Кто говорит правду в этой ситуации — по-прежнему неизвестно.
Другие гости программы также поделились историями, в которых они становились свидетелями неоднозначных ситуаций: поговорили об уместности отношений между начальниками и подчиненными, преподавателями и студентами, психотерапевтами и клиентами. Дать однозначную оценку новой этике в этот раз тоже не получилось: хотя она и предоставляет жертве инструменты самозащиты, она в то же время может превратить ее и в судью, и в палача. По мнению Сергея Минаева, однажды и в России будут громкие скандалы, как в случае с Кевином Спейси, но к какому итогу они приведут — прогнозировать сложно.