Колонка, Кино — 29 июля 2025, 17:16

Витрувианский мазафакер. За что мы любим Джейсона Стэйтема

26 июля 58 лет исполнилось Джейсону Стэйтему — обладателю распухшей трудовой книжки, народному артисту планеты и гражданскому супругу настоящего ангела (Victoria’s Secret). По случаю Антон Фомочкин поздравляет актера, попутно следуя всем хитростям его карьерного пути.

Во всепрощающей врум-врумсаге «Форсаж» (само собой, в те высоконравственные годы, когда вместо бензина сериал стал ехать на скользкой инерции мыльной пены) есть по меньшей мере один выдающийся хореографический этюд. Артист Стэйтем со всей грациозностью завсегдатая национальной британской сборной по прыжкам в воду (с двенадцатилетним стажем, между прочим) отбивается от статистов-мордоворотов, слегка пританцовывает и с завидной бережливостью шпыняет туда-сюда по салону частного самолета люльку с ребенком. 

Младенец таращит глаза и внимательно слушает нечто, исполненное сдавленно-кастрированным голоском Элвина и бурундуков, но не спешит ни расстраиваться, ни вопить от тряски, потому что то и дело видит испытывающе-заботливый взгляд Стэйтема aka Деккарда Шоу. В этом, казалось бы, ерундовом развлекательном эпизоде, отвлекающем нас от насупленной моськи рассентиментальничевшегося Вина Дизеля, умещается вся маскулинная непосредственность британского именинника

С Вином Дизелем в фильме «Форсаж 7» (2015)
Со Скалой в «Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019)
#INSERT_ARTICLE#

Однако о силаческом диапазоне Шварценеггера или любого другого экшен-героя, который внезапно сдюжил раскидывать не только условных вооруженных бугаев, но и насущные проблемы дошколят, речи не идет. Стэйтему к лицу фамилия Шоу. Он шоумен, но не нянька или детсадовский полицейский. Шоумен, но не прирожденный участник WWE, хотя наверняка со своим отточенным умением высокохудожественно «бычить» вынес бы и Скалу, и Сину, и Батисту в одну октагоновую калитку. 

Шоумен как самый прошаренный на свете коуч, предлагающий прокачать свою жизнь, став не лузером, не юзером, а полноценным разрабом собственной жизни.
#INSERT_ARTICLE#

Его фирменный прищур — далеко не воплощенная брутальная самоуверенность. Это взгляд плута. Не великого ума, но задорной хитрости. Одна из самых забавных обманок современного жанрового кино в том, что примеривший на себя всевозможные профессии — от перевозчика до механика — последний рентабельный герой боевика (в традиционном старорежимном представлении) это образцовый кидала с задворок Лондона. Стэйтем — человек, который продал ручку. Буквально так он прошел кастинг в «Карты, деньги, два ствола» (1998). Такие прохвосты чувствуют себя как рыба в воде и на Уолл-стрит, и на блошином рынке в Бирмингеме. Заболтают и разуют — вне зависимости: инвестор перед ними или простачок с двадцатью фунтами в кармане, отложенными на паб.

Продолжается насупленная игра в наперстки и в наши дни, разве что в последних хитах Дэвида Эйра авторы совсем перестали таиться и скрывать метаироничность Стэйтема, осознанно побуждая того щеголять меметичными и поучительными трюизмами а-ля «если берешься за что-то, то берись до конца». Если «Пчеловод» (2024) просто мифологизировал эту необъяснимую харизматичную аномалию в виде пасечника, который прет как таран, выбивая мошеннический дух из ульев колл-центра, то в «Мастере» (2025) стэйтемовского Левона Кейда кличет братом каждый списанный и перешедший на темную сторону морпех, с благородством принимая, что сейчас будет благополучно прищучен. 

Однако добро не только в кулаках или отдаче автоматной очереди. Да и костюмы- тройки, камуфляжные худи или реднековские клетчатые рубахи идут Стэйтему не меньше язвительных реплик, которые слышат его поверженные визави. И даже в этом акте никогда не было catchphrase-повинности, из-за которой с годами нехотя стали произносить свои реплики праотцы экшен-песочницы, с которыми Стэйтем делил кадр в «Неудержимых» (в радости первых двух частей и гадости последних). Британская уличная школа учит: если драка неизбежна, словесно демотивируй соперника первым. Потому-то гопники из Ист-Энда на экране зачастую и выглядят хиляками с подвешенным языком. Следуя этой поэтике, дворовый выход из грязи в князи был присущ как главному режиссеру в судьбе Стэйтема Гаю Ричи, так и самому актеру. Сначала вы улепетываете и куражитесь как в «Картах» (1998) или «Большом куше» (2000), затем на серьезном каббалистически пытаетесь хакнуть судьбу и порядок вещей в «Револьвере» (2005) и, наконец, беспечно раздаете стиль — понтовые «Гнев человеческий» (2021) и «Операция "Фортуна"» (2023). 

«Карты, деньги, два ствола» (1998)
«Револьвер» (2005)
«Гнев человеческий» (2021)
«Операция "Фортуна"» (2023)
#INSERT_ARTICLE#

Патлатый Джек Грин, отсидевший в одиночке (внутренней, персонального изгнания, но это секрет — тссс) семь лет и все это время стесненный обществом двух майндфакеров по обе стороны белых стен, воплощенная идея самообладания, способного усмирить эго. И для Стэйтема, чемпиона-тяжеловеса по укрощению всего и всея в материальном мире — человеку, пнувшему по носу доисторическую акулу-гиганта, Марианская впадина по щиколотку, — «револьверовский» челлендж по сей день остается самым смелым и замороченным в карьере. Не сравнится даже драматический (!) нансплотейшн «Эффект колибри» (2012) — путаная история покинувшего Афганистан дезертира (Стэйтем), который сначала опускается на дно, затем обманом поднимается, раздает конфеты детям, платонически влюбляется в монашку, всем мстит и просветленно понимает, как надо жить. Грин — это та роль, для которой необходимо попеременно быть и настолько же «чистым» (эмоционально, с точки зрения актера-натурщика) что Иван Ильич Мозжухин, и лукавым что самый ушлый делец из недр Лас-Вегаса. Стэйтем, конечно, справляется. 

Наверное, его герой попроще сказал бы что-то типа: «Ввязывайся только в те дела, что точно потянешь».
#INSERT_ARTICLE#

В схожей дихотомии хорошего и плохого Стэйтем долгое время и балансировал в своей карьере, постепенно заваливаясь в положительную сторону. Ранимый семидесятнический охранник в «Шальной карте» (2014). Коп с подвохом из «Хаоса» (2005) и с норовом из «Без компромиссов» (2011). Без вины виноватый водила-зэк в «Смертельной гонке» (2008) — это как если бы «Игра в кальмара» (2021–2015) была скоростной аркадой. Воплощенный бумеранг добра у Уве Болла в фильме («Во имя короля: История осады подземелья», 2007), который лучше не вспоминать. Все это разные вехи в становлении монолитного героя мемов, способного повелительно приказывать что-либо миллениалам. 

«Во имя короля: История осады подземелья» (2007)
#INSERT_ARTICLE#

Тем не менее особняком в фильмографии Стэйтема стоит дилогия, где шоумен инициируется в перформеры. «Адреналиновый» (2006-й и 2009-й) Чев Челиос — это гонзо-манифест отрицания смерти. Символ неубиваемого упрямства духа, имманентный движок которого работает далеко не только на стимуляции разрядом 220 вольт или гормональной взбучки. Ведь пламенный мотор Челиоса пашет, даже когда он умирает дважды. Эта кислотная одиссея, снятая на ручную камеру как скейтерский влог. Акт абсолютного хулиганства и матерного монолога на новом киноязыке. В эпицентре этого непотребства то  с голой задницей на мопеде, то в роли Годзиллы — Стэйтем. Втюхавший нам этот образ что барахло на развале из «Карт, денег и двух стволов», сверхчеловек. 

«Адреналин: Высокое напряжение» (2009)
#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма «Шпион» (2015)
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Гай
Ричи
Читайте также
Новости — 19:30, 25 декабря 2025
Битва богов и людей, инферналы и месть Юты Оккоцу: десять аниме, которые выйдут этой зимой
Новости — 25 декабря, 19:30
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Большое смелое красивое путешествие», «Анемона», «Грязная игра», «Баллада о маленьком игроке», «Таинственный взгляд фламинго», «Сны поездов»)
Новости, Новости — 25 декабря, 18:30
Вышел первый трейлер фильма по «Острым козырькам»
Новости, Новости — 25 декабря, 17:15
Adidas выпустил праздничную коллекцию в коллаборации с Minecraft
Новости, Новости — 25 декабря, 16:10
В Японии откроется крупнейшая в истории выставка по аниме «Призрак в доспехах»
Новости, Новости — 25 декабря, 14:55
Во Франции электронную музыку признали нематериальным культурным наследием
Образ жизни — 13 ноября, 16:12
Путеводитель по континенту от ведьмака Геральта
Новости, Новости — 25 декабря, 11:45
Ученые доказали, что рождественские песни снижают продуктивность
Новости, Новости — 25 декабря, 10:01
«Блич» подходит к концу: последняя арка аниме выйдет летом 2026 года
Новости, Новости — 24 декабря, 19:45
Фильм «Картины дружеских связей» с Александром Палем выйдет в прокат
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 24 декабря, 17:30
Франшиза «Гачиакута» получит игровую адаптацию для консолей и ПК
Новости, Новости — 24 декабря, 16:40
Studio Pierrot выпустит второй сезон «Черного клевера»
Новости, Новости — 24 декабря, 13:30
«Вкусно — и точка» запустили коллекцию с Чебурашкой
Новости, Новости — 24 декабря, 12:15
Леди Гага выпустит концертный фильм Harlequin Live: One Night Only
Новости — 24 декабря, 12:00
«Извинись» и другие цитаты Димы Билана
Новости, Новости — 24 декабря, 11:20
В Лондоне появились новые граффити Бэнкси
Новости, Новости — 24 декабря, 10:16
Создатели One Piece подтвердили выход арки «Эльбафа» в 2026 году
Новости, Новости — 23 декабря, 19:40
В Узбекистане могут построить «Диснейленд»
Новости, Новости — 23 декабря, 18:30
Аня Тейлор-Джой, Джису и Уиллоу Смит — в новом кампейне Dior Addict
Новости, Новости — 23 декабря, 17:20
Создатели «Волейбола!!» объявили о двух новых аниме-релизах
Новости, Новости — 23 декабря, 16:15
Появился тизер-трейлер сериала Райана Мерфи «Красота»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 23 декабря, 15:10
Комедия «Стажер по-русски» выйдет эксклюзивно на PREMIER
Новости, Новости — 23 декабря, 14:00
«Кей-поп-охотницы на демонов» поставили новый музыкальный рекорд
Новости, Новости — 23 декабря, 12:40
Смотрим трейлер фильма «Сказка о царе Салтане»
Новости, Новости — 23 декабря, 11:30
Бренд Дрейка представил коллаборацию с Nike и Chrome Hearts
Новости, Новости — 22 декабря, 18:20
В Берлине пройдет выставка неизвестных работ Дэвида Линча
Новости, Новости — 22 декабря, 17:24
Нонконформистка выпустила EP «Надо поговорить»
Новости, Новости — 22 декабря, 16:15
MAPPA подтвердила начало производства второго сезона аниме «Человек-бензопила»
Новости, Новости — 22 декабря, 15:00
В Сеуле прошла премия Melon Music Awards 2025
Новости, Новости — 22 декабря, 14:15
Аниме «Гачиакута» получит продолжение
Эмили в Париже
(5 сезон)
Прощай, Джун
Человек против малыша
(2 сезон)
Покинутые
(1 сезон)
7.2
Добро пожаловать в Дерри
(1 сезон)
7.1
Очень странные дела
(5 сезон)