Проекты про отважных милиционеров и полицейских или, если хотите, процедуралы, больше четверти века не теряют своей популярности. Причем это характерно не только для постсоветского пространства — в США точно так же продолжают клепать новые спин-оффы «C.S.I. Место преступления» (2000–2015), по сути представляющего собой «Тайны следствия» (2000 – ...) с местным колоритом. В какой-то момент продюсеры по обе стороны Атлантики начали задумываться, как им привлечь дополнительную аудиторию, и пришли к примерно одинаковому решению: нужно расширять границы жанра. Например, добавляя мистики. Так в Америке появился «Люцифер» (2016–2021), а в России — «Майор и магия» (2016), «Стой! Не то мама будет гадать» (2023) и другие проекты, где следователям помогают гадалки и экстрасенсы.
Со временем российские режиссеры стали заходить дальше на неизведанную территорию в попытках поженить полицейский детектив с городским фэнтези. Если в сериале «Сны» (2022) с Павлом Прилучным сверхъестественным является только способ получения информации о преступлениях, а в качестве злоумышленников выступают обычные люди, то в «Вампирах средней полосы» (2021 – ...) сквозной сюжет уже посвящен тому, как семья реальных смоленских упырей пытается призвать к ответу кровососа-убийцу и одновременно старается пустить человеческие правоохранительные органы по ложному следу. А проект «Сергий против нечисти» (2021−2022) фактически положил начало поджанру историй про современных российских ведьмаков, к которому также относятся вышедший на Okko в ноябре 2023 года «Волшебный участок» от Степана Гордеева** («Перевал Дятлова», «Эпидемия») и предстоящие «Молот ведьм» и «ФГУП "Луч"».
Большое общее, что есть у «Сергия» с «Участком» — главные герои, которые сражаются не только с существами из русских сказок и мифов, но и с зеленым змием. Однако на этом, считай, все, — дальше только отличия, так как у сериалов изначально разные референсы. Так, открывающая сцена «Сергия против нечисти» явно отсылает к поединку Антона Городецкого (Константин Хабенский) с вампиром из бекмамбетовского «Ночного дозора», в то время как «Участок» начинается с ограбления в духе Тарантино, где вместе пушек используют шапки-невидимки.
Разложим все по порядку:
1. Столпом, вокруг которого развивается действие первого сериала, как можно догадаться по названию, выступает Сергий (Роман Маякин) — священник-расстрига, который живет на стоящей на приколе барже, убивает нечисть за деньги, а заработанные кровавым трудом средства тратит на крепкий алкоголь и девушек с пониженной социальной ответственностью. В «ВУ» центральное действующее лицо — бывший полицейский снайпер, страдающий от ПТСР, по имени Леха Попов (Николай Наумов). В начале сериала Леха пребывает в длительном запое, но, узнав, что его сестра (Мария Ахметзянова) тяжело больна, выливает водку в раковину и после этого на протяжении как минимум двух серий не прикасается к бутылке. Этот мужик настолько крут, что может выйти из многомесячного запоя просто усилием воли!
«Сергий против нечисти» во многом держится на обаянии персонажа Маякина, который в каждом эпизоде выдает эпичные one-liner’ы, лихо расправляется с супостатами и походя очаровывает напарницу-полицейскую Катю (Лукерья Ильяшенко). В Лехе Попове нет и десятой части харизмы Сергия, а лексикон у него примерно совпадает со словарным запасом Коляна из «Реальных пацанов», поэтому складывается впечатление, будто Николай Наумов играет все того же человека, но в других предлагаемых обстоятельствах. Зато у Лехи есть весьма фактурные коллеги из ОБСП (Отдела по борьбе со сказочными преступлениями) — тот случай, когда короля играет свита. Верящая в гороскопы секретарша Валентина (Мария Смольникова), туповатый опер по фамилии Заяц (Алексей Золотовицкий) и girlboss Елена (Дарья Мельникова) — все они, в отличие от Попова, обладают какими-то запоминающимися фишками, которые делают их более живыми и интересными, чем главный герой. Впрочем, отчасти это можно объяснить тем, что именно Попов является для зрителя точкой входа во вселенную сериала — новичком, делающим свои первые шаги в непривычном сеттинге, поэтому и сделали его нарочито generic (как протагониста в видеоиграх), чтобы каждый зритель мог себя с ним ассоциировать.
2. В обоих проектах подавление зрительского неверия осуществляется при помощи черного юмора — такова уж специфика работы героев. При этом в «Сергии» комичные ситуации обычно возникают из-за недопонимания между глубоко вовлеченным в паранормальщину (не)святым отцом и его напарницей-нормисом, а в «Волшебном участке» мы наблюдаем скорее комедию характеров, где почти каждое второстепенное лицо получает возможность пробросить пару панчей — по количеству гэгов с большим отрывом лидирует живущий в квартире у Лехи гном-матершинник (Илья Соболев был рожден для этой роли).
3. Сергий действует вне закона; подобно братьям Винчестерам, он вынужден врать и использовать поддельные документы, ведь нельзя просто так вкинуть людям: «Пропустите меня в подвал, у вас там гнездо упырей». Более того, иногда у Сергия возникают проблемы со стражами порядка — останки фантастических тварей (сильно напоминающие человеческие) сами себя не утилизируют. Леха Попов сам является представителем правоохранительных органов, так что он имеет «лицензию на убийство», почти как Джеймс Бонд, но лишать жизни сверхъестественных существ не торопится — полиция ведь должна задерживать преступников, а не расстреливать их.
4. Важное отличие двух сериалов — в том, как в них изображены нелюди. Оба проекта опираются на один и тот же корпус мифов и сказок, поэтому ростер лубочных созданий в них примерно одинаков. Так, и там и там присутствуют лешие, русал и Змей Горыныч в человеческом обличье (в «Сергии против нечисти» у него три тела, а в «Участке» — три личности, запертые в теле Павла Деревянко). При этом в историях про Сергия фантастические существа практически всегда однозначно злые, они не могут нормально жить рядом с людьми, и протагонист охотится на них, зная, что за голову каждого назначена награда. В «ВУ» фольклорные ребята сумели интегрироваться в человеческое общество: джинн (Игорь Гаспарян) работает в полиции бухгалтером на аутсорсе, а Баба Яга (Татьяна Догилева), сидящая под домашним арестом, занимается вебкамом, приняв облик эффектной блондинки (Александра Тулинова), или даже превращается в Иду Галич, чтобы убедить мамкиных инвесторов вложиться в очередную мусорную крипту.
В этом плане «Волшебный участок» ближе к «Вампирам средней полосы», где люди и вампиры заключили договор о разделе сфер влияния. Но если кровососы выторговали для себя вполне приемлемые условия, то тут их коллеги представляют из себя бесправное меньшинство. Даже положительные герои сериала относятся к ним, как к существам второго рода и предпочитают действовать не по закону, а по беспределу: «Ты же сказочный, на тебя статья всегда найдется». Например, в финале первого эпизода ОБСП накрывает табор леших-нелегалов и отправляет в Сказочный централ (исправительно-трудовой лагерь для нелюдей) не только ограбившую банк троицу, но и детей, никаких серьезных преступлений не совершавших. Неудивительно, что систематическая дискриминация по видовому признаку приводит (как и в «Вампирах средней полосы») к появлению лидера-харизматика, обещающего угнетенной хтони революцию.
К счастью, в «Волшебном участке» с визуалом все хорошо. Лица сказочных созданий украшает сложный пластический грим, подчеркивающий их нечеловеческую природу, драконье пламя выглядит почти так же эффектно, как в «Игре престолов», а CGI сделан не хуже, чем в «Последнем богатыре». Сериал задает для индустрии определенную планку качества, равняться на которую будет непросто.
Выводы:
Что также выгодно отличает сериал Okko от проектов в смежном жанре, так это глубина проработки мира — подобный уровень внимания к деталям ранее можно было увидеть разве что в «13 клинической» (2022 – ...). Внутренние рабочие процессы в отделе по борьбе со сверхъестественными преступлениями, быт фантастических существ и их взаимодействие с привычным нам миром — все прописано очень четко и подчиняется единой логике повествования, отдельные фрагменты вымышленной реальности не противоречат друг другу. Недаром автор сценария Александр Носков («Капельник») указан также как шоураннер проекта: хорошо заметно, что на каждом этапе существования сериала полет фантазии направляла твердая рука человека, четко знающего, как устроен этот мир.
Для исполнителя главной роли Николая Наумова «ВУ» стал первым проектом, в котором он снялся после завершения 13-летней эпопеи с «Реальными пацанами». Вряд ли история Лехи Попова продлится столько же, но у «Участка» впереди явно большое будущее — многие кинокритики после премьерного показа писали у себя телеграм-каналах, что готовы были посмотреть весь сезон, не вставая с кресла.