Мир моды не мог не откликнуться на возникший тренд, а глянцевые и окологлянцевые издания моментально начали плодить новости с громкими заголовками. В марте 2018 года Highsnobiety опубликовала статью под названием «После двух лет успеха в интернете Vetements больше никто не покупает» (статья Алека Лича под названием 2 Years After They Broke the Internet, It Looks Like Nobody is Buying Vetements была опубликована 29 марта 2018 года на сайте Highsnobiety.com. — Прим. SRSLY). Внутри журналисты приводили анонимные комментарии байеров, жалующихся на низкие продажи бренда. Демна Гвасалия, занимавший тогда должность креативного директора, быстро среагировал на дезинформацию и обвинил портал в кликбейте. Дизайнера поддержало издание WWD (Статья Арии Хьюз под названием Vetements’ Guram Gvasalia, Buyers Say Highsnobiety Story Is Fake News была опубликована 30 марта 2018 года на сайте wwd.com. — Прим. SRSLY) и провело собственное расследование, в котором байеры и представители магазинов, не скрывая имен, подчеркивали востребованность Vetements. В итоге Highsnobiety не смогли подтвердить тщательность проверки фактов, но извиняться и удалять статью не стали.
Безобидные на первый взгляд фейковые новости могут стать настоящей проблемой. Джейсон Кибби, исполнительный директор Sustainable Apparel Coalition, в качестве примера конкретного вреда дезинформации называет «снижение необходимости сбора реальной информации о загрязнении окружающей среды». И он прав, ведь модная индустрия — это сложный организм, где практически невозможно отследить все цепочки поставок, места и средства производств и выявить настоящие факторы загрязнения. Разобраться с этим куда сложнее, чем поверить в то, что модная индустрия, и так имеющая далеко не безупречную репутацию, загрязняет окружающую планету так же, как нефтедобывающая отрасль.
Для СМИ и тех, кто занят в медиаиндустрии, фейковые новости — рабочий инструмент. Один добротный повод — и контент готов вируситься. В моде до сих пор помнят вторник, когда Том Форд проснулся чуточку знаменитее. В то утро на парусах разнесся якобы твит со словами главы Американского совета модных дизайнеров: «Я не заинтересован одевать прославленных эскортниц, ворующих речи и обладающих плохим вкусом в выборе мужчин». Речь шла о Мелании Трамп. Журналисты моментально вынесли цитату в заголовки, словив немалое количество просмотров, при этом не обратив внимание на одно но: ничего подобного Форд не говорил (статья об этом под названием Tom Ford, Twitter, and the Making of a Fake News Saga была опубликована 19 марта 2019 года на сайте Thefashionlaw.com. — Прим. SRSLY). А вот со Стефано Габбано произошла другая история. В самый разгар расистского скандала по инстаграму** прокатилась переписка дизайнера, где он называл Китай «страной говна». Оправдываясь, Габбана говорил (статья об этом What Dolce & Gabbana Stands to Lose From Its China Controversy была опубликована 21 ноября 2018 года на сайте Finance.yahoo.com. — Прим. SRSLY), что его страницу взломали, а новость про его расистские выпады — фейковая. Впрочем, никто ему не поверил, а шоу в Шанхае так и вовсе отменили. На этом фоне куда безобиднее смотрятся шутливые новости вроде «Рикардо Тиши создаст форму для работников метрополитена», «ASOS предлагает пожениться в их часовне», «Gucci создаст брендированные презервативы» или «Dior и Nike готовятся к коллаборации» (последние, правда, все-таки сдались и не без иронии выпустили совместные кроссовки).
Но если издания грешат отсутствием фактчекинга, то модные инфлюенсеры намеренно прибегают к разным хитрым трюкам. Они не набивают на клавиатуре шокирующие подробности, а подделывают рекламные контракты — то есть публикуют (статья Тэйлор Лоренц под названием Rising Instagram** Stars Are Posting Fake Sponsored Content была опубликована 18 декабря 2018 года на сайте Theatlantic.com. — Прим. SRSLY) спонсорские посты, за которые не получили ни копейки. Делается это для того, чтобы выглядеть серьезно в глазах будущих рекламодателей, — мол, посмотрите, кто мне платит за рекламу, и вы давайте. И это уже серьезно: бренды теряют (статья Марии Бобила под названием Wake up, sheeple: brands are losing money off of fake influencer followers была опубликована 24 июля 2019 года на сайте Fashionista.com. — Прим. SRSLY) порядка одного миллиарда долларов в год, растрачивая бюджеты на недобросовестных блогеров. Самый известный случай в России связан с Анной Белис: в телеграме обратили внимание на то, что девушка несколько лет подделывала рекламные кампании YSL, Bvlgari, Calzedonia, Marc Jacobs, хотя на самом деле нигде не снималась. Но издательство «Эксмо» анонсировало книгу Белис, которую та посвятила модельному бизнесу.
Как борются с фейковыми новостями
Cтараясь попасть в актуальную повестку, несколько модных брендов выступили (cтатья Алиссы Винган Кляйн под названием Fashion designers are banding together to prove print media is not dead была опубликована 23 января 2018 года на сайте Fashionista.com. — Прим. SRSLY) в защиту правды — по-своему, конечно. Японская марка Sacai сделала заявление на футболке: «Правда. Сейчас важнее, чем когда-либо». Французский бренд Études в поддержку ответственных СМИ наградил шарф логотипом The New York Times, а Вирджил Абло выпустил серию клатчей с названиями изданий Time, People и Life. Alexander Wang объединился с Page Six (сомнительное партнерство, учитывая специфику издания) в поддержку прессы. И когда Topshop вдруг выпустил джинсы с надписью Fake News, Ванесса Фридман в своей колонке (колонка Ванессы Фридман под названием Fake News Jeans: Travesty or Sign of Our Era? была опубликована 10 января 2018 года на сайте Nytimes.com. — Прим. SRSLY) очень точно описала этот тренд: «Topshop… никогда раньше не проявляли свою политическую позицию. Поэтому можно заключить, что с помощью этих джинсов они просто хайпуют в сложный культурный момент».
Сегодня о фейковых новостях говорят уже не так громко: теперь на повестке дня экология, Грета Тунберг и устойчивое развитие. Но это не значит, что проблема решена. Напротив, она мутировала так, что ложные новости превратились в повседневность: заголовки стали изощреннее, а факты — туманнее. Как отличать ложь от правды и перестать шерить заведомо ложную информацию? Точной инструкции нет, хотя многие пытаются ее создать (например, Евгений Кили и Лори Робертсон в статье под названием How to Spot Fake News, которая была опубликована 18 ноября 2016 года на сайте Factcheck.org, или Ади Робертсон в статье под названием How to fight lies, tricks,and chaosonline, которая была опубликована 3 декабря 2019 года на сайте Theverge.com. — Прим. SRSLY). А еще можно попробовать научиться скепсису, необходимому в эпоху цифровизации. Короче говоря, доверять, но проверять: поговорка стара как мир, но актуальна как никогда.