Генетические тесты набирают всю большую популярность. Многим кажется, что сдав слюну в лабораторию, удастся узнать категорически важную информацию о себе. Так ли это, на что вообще способна современная генетика и как полученные данные использовать на практике, попыталась узнать Ирина Шихман** . За полтора месяца до съемок нового выпуска «А поговорить?» она сама «плюнула в пробирку». А результаты обсудила с генетиками.
Доктор биологических наук Константин Северинов объяснил, как вообще строится этот самый тест: из слюны выделяют «обломки» ДНК и сравнивают их с референсным геномом — некой базой данных. Анализ показал у Шихман** не только риски некоторых заболеваний и мутации, но и склонность к определенным видам спорта, попаданию в ноты, а также высокий уровень образования. Вот только по словам Северинова, подобные качества определить при помощи теста невозможно. Да и вообще генетика — наука молодая, большая часть генов еще не изучена:
Похожая ситуация с мутациями. Некоторые болезни можно определить на генетическом уровне, но вылечить — нет. По словам генетика Валерия Ильинского, есть технология, которая позволяет «отредактировать» участок ДНК, убрать какую-то мутацию. «Но проблема всех технологий в том, что они кроме целевого участка редактируют еще и случайное количество других участков. Это некий побочный эффект», — объяснил он. «Побочку» потом отменить нельзя, так что использовать эти технологии повсеместно, как минимум, недальновидно. Пока их тестируют на неизлечимо больных людях.
Ну, и, естественно, в выпуске обсудили, можно ли определить внешность человека, зная только его ДНК. Оказалось, что какие-то параметры действительно можно. Например, с вероятностью около 90% получится узнать цвет глаз, волос и еще ряд признаков. Это активно используют судебные медики. А вот работы по полноценному восстановлению внешности пока не очень точны, потому что есть признаки, которые сложно интерпретировать. Тот же оттенок кожи — на него влияет не только генетика, но и место проживания.
В одном из предыдущих выпусков Шихман** подняла другую тему, касающуюся здравоохранения. В фильме «Вирус молчания: о чем категорически запрещено говорить врачам?» она пообщалась с медиками из обычных районных больниц. А после этого выпустила интервью с Мэй Маск, мамой бизнесмена Илона Маска.