Обзоры, Кино — 25 мая 2023, 21:13

Круазетт в мае. Денис Виленкин на Каннском кинофестивале-2023. Часть четвертая

Провал Уэса Андерсона, Мишель Гондри о том, каково быть режиссером, и новая режиссерская работа оператора братьев Сэфди (с Джейкобом Элорди вприкуску).

«Город астероидов» (Asteroid City)

Основной конкурс 

1955 год. Астероид-сити — городок, построенный на месте падения метеорита и выглядящий как объект, созданный для ядерных испытаний. Классическая модель утопического американского запада, где весь мир стоит на заправке и паре закусочных. Зная некоторые обстоятельства реального использования подобных комплексов в США в шестидесятых годах ХХ века, сложно умиляться фантазиям Андерсона в области ретро-футуристики и space-вестерна. Известно, что правительство США отрабатывало в так называемых «райотсвиллях» погашение бунтов (в прошлом году на Sundance показали любопытный одноименный фильм на эту тему — Riotsville, U.S.A.). 

#INSERT_ARTICLE#

Сложно хихикать и над «яркими» репризами в духе: «Что это за грохот?» — «Это просто еще одно испытание атомной бомбы». Более неуместной темы для шуток, сегодня, кажется не придумать. Справедливости ради, миф режиссера-кондитера потихоньку тает, люди на премьерных показах в Каннах спят или выходят из зала — и не из вредности, протеста или вызова, а потому что фильмы Андерсона в какой-то момент превратились в обязательную стрижку газона. А, снова Андерсон в конкурсе? А кто там? 50 актеров, как всегда? Они еще не утомились играть голограммы личных банковских ассистентов и отельных консьержей? Поразительно. Андерсон лишился своей магии миниатюр, stopped being captivated и превратился в покрышку, в одиночку совершающую вояж по шоссе 66. В то время как самому ему, скорее всего, видится бирюзового цвета Shelby, по прямой траектории заезжающая в обсессивно-компульсивно отмеренный кадр.

#INSERT_ARTICLE#

И ужас в том, что возможно в глазах Уэса Андерсона ядерная кнопка тоже выглядит как отполированная леденцовая конфетка. А там и до кукольного мультфильма про мирный атом — пара каннских смотров.

«Книга решений» (Un livre de solutions)

Программа «Двухнедельник режиссеров»

Режиссер Марк (Пьер Нине) никак не может закончить фильм, продюсеры не выдерживают творческого свободолюбия и на встрече сообщают, что монтаж будет завершен без его участия. На нервах Марк ворует жесткие диски с материалами и подстрекает свою подругу-монтажерку Шарлотт (Бланш Гарден) спасти кино от жесткого продюсерского контроля. Бонусом он решается бросить нейролептики и его неустойчивая психика из главного недостатка превращается в главное преимущество.

#INSERT_ARTICLE#

Обаяние Гондри как раз в том, что он абсолютно искренне создает стереотип о режиссере, избегая стереотипов о режиссере.
#INSERT_ARTICLE#

Марка ведет внутренний монолог о восприятии мира (местами — блистательный), он борется с галлюцинациями, которые являются результатом работы его сверхбыстрого ума, и пытается разобраться в своих чувствах («Габриэлла — девушка, которую я всегда видел на съемках, почему я раньше не обращал на нее внимания?»). Пьер Нине — буквально воплощение режиссера, каким его привыкли представлять зрители. Человек, который поднимает коллег в два часа ночи, чтобы проверить электронную почту («а Стинг из Лондона не ответил?» По секрету: Стинг действительно появляется в уморительном камео) и заставляет родных участвовать в досъемках его фильма на заднем дворе дома.

В клубе французских невротиков-режиссеров пополнение. При желании, в Марке можно разглядеть черты главного из них — Исмаэля Вийяра (Матье Амальрик) из вселенной Арно Деплешена. Ну, и скорее всего, поклонникам Гондри удасться получше узнать своего любимого режиссера. Кино Мишель Гондри не снимал целых восемь лет, за которые, среди прочего, успел поработать над сериалом «Шучу» и клипами для The Chemical Brothers (Got to Keep On и Go) и The White Stripes (City Lights).

#INSERT_ARTICLE#

И, надо сказать, перерыв пошел ему на пользу: Мишель искрит микроидеями и разрывными гэгами — в юмористическом диапазоне от Элии Сулеймана до Уилла Феррелла. Выводя в конце аккуратную мораль о том, что даже несмотря на то, что режиссер взрослеет, обретает себя и находит любовь, он навсегда остается ребенком с кинокамерой, который смотрит на мир через дырку в зеленом листочке.

#INSERT_ARTICLE#
 

«Сладкий восток» (The Sweet East)

Программа «Двухнедельник режиссеров»

Старшеклассница Лилиан (Талиа Райдер) сбегает с школьной экскурсии и теряется. Волею судеб она становится объектом воздыхания для странного человека с огромной сумкой денег (Саймон Рекс из «Красной ракеты» Шона Бейкера), попадает на съемки инди-кино, а после заводит роман с его главной звездой по имени Лоуренс (Джейкоб Элорди).

#INSERT_ARTICLE#

Фильм-постобраз о поиске миража и невозможности Вудстока в Америке, отбивающейся как от назойливых ос, от сторонников white supremacy, радикальных исламистов и просто психов. Шон Прайс Уильямс — постоянный оператор братьев Сэфди («Хорошее время», «Неограненные драгоценности»), а с недавних пор и Абеля Феррары («Спортивная жизнь», «Нули и единицы») и Алекса Росса Перри («Ее запах»), снимает уже второй своей режиссерский полный метр. Первый — «Глаза находят глаза» — вышел в 2011 году, в нем сыграла Альма Ходоровски и, кажется, его никто вообще не видел. 

Уильямс — один из самых талантливых операторов-современников — в «Востоке» в потоке кинематографической мысли он лавирует от панк-кино Дерека Джармена к лирическому Ричарду Линклейтеру, хаотично меняя эстетику студии Troma, взрастившей Джеймса Ганна, на эстетику британского независимого кино 70-х. В этом, казалось бы, небольшом фильме слишком много всего, чтобы не потеряться в операторских решениях режиссера (а Прайс-Уильямс еще и сам стоит за камерой), но при том ему отчаянно не достает психологического наполнения. Ну, а о Талии Райдер, напоминающей о Лив Тайлер и Дженнифер Коннелли на заре карьеры, думаю, еще услышим.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
В этом материале:
Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Уэс
Андерсон
Читайте также
Образ жизни — 19:00, 2 апреля 2025
«Не попробуешь — не попробуешь» и другие цитаты Арсения Попова
Новости, Новости — 2 апреля, 19:00
«Пикник "Афиши"» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге
Новости, Новости — 1 марта, 11:00
Вышел новый исторический сериал про императора Павла I
Новости, Новости — 2 апреля, 17:30
Верните мой 2007-й: ARUSTAMOV снял ситком в качестве промо к релизу «Кроме тебя»
Новости, Новости — 2 апреля, 16:00
Объявлен каст фильмов Сэма Мендеса о группе The Beatles
Новости, Новости — 2 апреля, 14:00
Сиквел «Короля и Шута» выйдет в начале 2026 года
Новости, Новости — 2 апреля, 12:00
Мэрил Стрип может озвучить льва Аслана в новых «Хрониках Нарнии»
Новости, Новости — 1 апреля, 15:50
Майки Мэдисон сыграет в экранизации Resident Evil. Но это не точно
Новости, Новости — 1 апреля, 13:42
Apple разрабатывает «виртуального врача» для iOS 19
Новости — 1 апреля, 11:59
No sleep, bus, club, another club: 5 легендарных клубов 90-х глазами участников. Отрывок из книги «Made in Dance 1991–1999» Олега Цодикова
Новости, Новости — 1 апреля, 11:15
марбл играет в «было или не было?» в новом сингле
Новости, Новости — 31 марта, 19:00
«Кинопоиск» и Николай Редькин выпустили видеоэссе о Микаэле Таривердиеве
Новости, Новости — 31 марта, 17:30
Новые герои на кадрах из 4-го сезона «Бриджертонов»
Новости, Новости — 31 марта, 14:40
Брэд Питт снимется в новом фильме Дэвида Финчера
Новости, Новости — 31 марта, 12:25
Comic Con & «ИгроМир» вернутся в 2025 году
Новости — 29 марта, 10:41
Этой планете я ставлю ноль. Аньес Варда и ее «Счастье»
Новости, Новости — 28 марта, 19:15
«А что, нельзя быть нормальным человеком?»: Юра Борисов и Даниил Воробьев в новом тизере «Урока»
Новости, Новости — 28 марта, 18:00
Леонардо ДиКаприо в трейлере «Битвы за битвой» — нового фильма Пола Томаса Андерсона
Новости, Новости — 28 марта, 16:00
Любовь и страсть: «СТОУНД» и «Базар» выпустили фит «Анжела»
Новости, Новости — 28 марта, 14:00
Новые локации и арт-программа: анонсирован фестиваль Outline 2025
Новости, Новости — 28 марта, 10:34
Марк Эйдельштейн подписал контракт с крупным американским агентством
Образ жизни — 27 марта, 19:57
Миногарова в кроше, Дина Саева в розах и офискор всех мастей. Итоги IV Московской недели моды
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 27 марта, 17:04
ICEGERGERT решает вопросы в клипе на трек «Зайти выйти»
Новости, Новости — 27 марта, 15:12
Группа «Второй Ка» врывается в брейкбит на новом шортплее PO GUBE
Новости, Новости — 27 марта, 11:27
Поп-опера и необычный визуал: Майли Сайрус выпустила трейлер к альбому Something Beautiful
Новости, Новости — 26 марта, 19:00
Новые герои и старое проклятие: вышел трейлер нового «Пункта назначения»
Новости, Новости — 26 марта, 17:45
«Ты меня никогда не поймешь»: Beautiful Boys записали сингл «Сломанная игрушка» вместе с Лолитой
Новости, Новости — 26 марта, 16:32
Apple анонсировала WWDC. Конференция пройдет в июне
Новости, Новости — 26 марта, 14:03
Новые приключения ушастого зверька в трейлере «Чебурашки 2»
Новости, Новости — 25 марта, 16:00
The Hatters выпустили «Важно» — новый сингл, посвященный женщинам
Новости, Новости — 25 марта, 13:55
Денис Шведов в трейлере спортивной драмы «Финал»
Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки
5.1
Капитан Америка: Дивный новый мир
5.1
Обезьяна
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
5
Пророк. История Александра Пушкина
9
Приключения Паддингтона 3
8
Претенденты