Интервью, Кино — 27 сентября 2022, 18:49

«Для меня ненависть — это всегда потеря времени». Интервью с режиссером Арно Деплешеном

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
В сентябре в российский прокат вышла семейная драма Арно Деплешена «Брат и сестра» с Марион Котийяр и Мельвилем Пупо в главных ролях. Мы поговорили с постановщиком картины о Жан-Люке Годаре, импровизации Марион Котийяр и повторяющихся фамилиях в его картинах.

Ваши картины для меня как для кинокритика — праздник символов и психоаналитических подтекстов. Французская критика всегда их подмечает. А что касается критики международной, как вы на нее реагируете? Не кажется ли вам, что американская пресса в силу другой ментальности не всегда может понять ваши авангардные решения?

Вся психологическая сторона моих картин очень французская, и она очень важна. Но ее достаточно сложно понять людям других национальностей. Сделаю небольшое отступление: Годар только что нас покинул. И он был по-настоящему велик в поэтической форме кинематографа. В молодости я был поражен и Трюффо, который видел кино как роман, рассказывая романтические истории. Мое творчество как раз ближе к Трюффо. Возможно, критики не всегда могут проследить пути, которыми идут мои картины.

Выбирая для своих, казалось бы, разных персонажей одни и те же фамилии, вы ведете их из фильма в фильм к искуплению-свету? Исмаэль Вьюар, например, свое получил в «Призраках». А в «Брате и сестре» очевидно свое послесловие получила вся семья Вьюаров из «Рождественской сказки».

Во-первых, у Бергмана был такой прием — брать одни и те же фамилии для разных персонажей — и это был своего рода маленький театр. Семью я использую как сцену, сразу начинаю разрабатывать героев. Смотрю на них и говорю, это Эстер, а это Вьюар. И я вижу, как они развиваются, когда заканчиваю фильм. А во-вторых, в ленте «Рождественская сказка» появляется линия ненависти между братом и сестрой. И это масштабная картина, которая охватывает весь спектр человеческих отношений. После нее я понял, что хочу углубить тему ненависти между братом и сестрой. Хотелось привести их к логическому завершению. С семьей Вьюар я закончил, и эта светлая связь, которая есть в «Брате и сестре», подытоживает тему со светом, который в итоге встречает отношения брата и сестры в финале в Бенине.

Марион Котийяр в фильме «Брат и сестра»
Мельвиль Пупо в фильме «Брат и сестра»
#INSERT_ARTICLE#

В период ненависти главных героев их охватывает злой рок: смерть сына, автокатастрофа. Как вы думаете, способна ли ненависть влиять на внешние события?

Вы знаете, в фильме «Брат и сестра» есть самопомешательство. Он сконцентрирован на самом себе и со всех сторон обследует одну и ту же идею. Это кино об одержимости. В пример могу привести вам фильм «История Адели Г» Франсуа Трюффо, в котором исследовалась одна проблема до момента ее разрешения. То, на чем сконцентрирована идея картины — есть ли у ненависти конец? Для меня ненависть — это всегда потеря времени.

В «Рождественской сказке» семья Вьюар сталкивается с неизбежным, а спустя четырнадцать лет в «Брате и сестре» старшее поколение погибает. «Брат и сестра» сделан вами как акт принятия времени?

Безусловно, вы совершенно правы. В происходящем присутствует неизбежность. Брат и сестра ведут себя по-детски, и весь фильм они — дети. Но как люди с непрожитым детством в финале в кафе они открывают в себе детей и принимают себя. Ненависть заканчивается.

#INSERT_ARTICLE#

Как в сюжете фильма появился Бенин? Что он значит для вас?

Бенин — это французская колония, в которой король Беханзин разбил французскую армию! Поэтому для меня это страна надежды и свободы. Мне было очень важно переместить Элис из западного мира и цивилизации, оставив все позади себя — театр, мужчину, сына. Я очень хотел показать выход из типичного мирка в дальние дали, где жизнь открывается с новой стороны.

В чем для вас кардинальное различие в работе с Марион Котийяр в «Призраках Исмаэля» и в «Брате и сестре»?

На съемках «Брата и сестры» я дал Марион Котийяр следующую задачу: нужно спасти Элис. Героиня Марион безнадежно любит и ненавидит своего брата, путаясь в собственных чувствах и ощущениях. От смятения чувств она не знает, как себя вести, и очень сильно погружена в свой мрачный внутренний мир. Марион очень точно сумела передать детскую потерянность. И, несмотря на отрицательные черты своего персонажа, смогла добиться симпатии к ней. В сцене, когда румынка Лючия спрашивает: «Вы уже тогда его ненавидели?», Элис отвечает: «Тогда я его любила». И это импровизация Марион, она сама придумала эту сцену. А в конце Марион как раз подводит свою героиню сквозь лабиринт этих разрушительных чувств к свету.

Дени Подалидес и Леа Сейду в фильме «Внебрачные связи»
Дени Подалидес и Леа Сейду в фильме «Внебрачные связи»

Чего нам ждать дальше? Возможно, вам хотелось бы еще что-то экранизировать? К примеру, как было с блистательным романом «Обман» Филиппа Рота.

С «Внебрачными связями» я открываю новый цикл. Так вышло, что «Внебрачные связи» я написал и снял до того, как снял «Брата и сестру». Актерская игра Подалидеса и Сейду меня покорила. Я проникся к героям особыми чувствами. Эта замкнутая интимная атмосфера, которой удалось добиться, подтолкнула меня к мысли, что я хотел бы экранизировать еще один роман Филиппа Рота. Но пока только в размышлениях.

И финальный вопрос. Какой была ваша первая мысль, когда вы узнали, что Годар выбрал эвтаназию?

Для такой, можно сказать, царственной особы, как Годар, совершенно не удивительно, что он сам решил выбрать момент своей смерти.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: Global Look Press
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 16:25, 26 апреля 2024
Ну, это классика. «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Асса» и еще 3 советских фильма, которые вернулись на большие экраны
Новости, Новости — 26 апреля, 16:25
Энергия толпы и злобное звучание: Niman дропнул EP «ТОЛПЫ»
Кино — 25 апреля, 19:59
Что такое киберпанк? Рассказывает режиссер Саша Викулов
Новости, Новости — 25 апреля, 14:17
Новый цвет, логотип и слоган: «Яндекс Маркет» провел ребрендинг
Новости, Новости — 25 апреля, 12:21
Сериал «Кибердеревня» продлили на 2-й сезон
Новости, Новости — 25 апреля, 10:20
Дженнифер Лопес преследует робота в трейлере фильма «Атлас»
Новости, Новости — 24 апреля, 18:16
Каллум Тернер сыграет главную роль в экранизации киберпанк-романа «Нейромант»
Новости, Новости — 24 апреля, 16:17
Новый альбом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department установил рекорд по количеству прослушиваний
Новости, Новости — 24 апреля, 14:16
Вышел трейлер фильма «Моргни дважды» — режиссерского дебюта Зои Кравиц
Новости, Новости — 24 апреля, 12:20
Видеоигра El Paso, Elsewhere будет экранизирована. В проекте примет участие Лакит Стэнфилд
Новости, Новости — 24 апреля, 10:15
PREMIER показал тизер-трейлер сериала «Фарма» с Марком Эйдельштейном
Новости, Новости — 23 апреля, 18:20
Разработчики Atomic Heart выпустят сборник рассказов по мотивам игры
Интервью — 23 апреля, 17:58
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Новости, Новости — 23 апреля, 12:20
Квартирный вопрос испортил и петербуржцев: стартовали съемки сериала Анны Пармас «Минус Дима» с Анной Михалковой и Тимофеем Трибунцевым
Новости, Новости — 21 апреля, 19:42
Меланхолия в танце: электропоп-дуэт NEMIGA дропнул новый альбом «Алые закаты»
Кино — 21 апреля, 16:33
«Нельзя же работать без удовольствия, правильно?» Интервью с актрисой Марией Лисовой
Новости, Новости — 20 апреля, 22:19
Mirele, Наша Таня и «Элли на маковом поле» выступят на благотворительном фестивале «Антон тут рядом»
Образ жизни — 20 апреля, 14:18
Эстетика рококо, дикая амазонка и творческие поиски: новые дропы от Walk of Shame, Сestrx, Totti и других брендов
Кино — 18 апреля, 09:29
Девочка из завтра. Актриса Даша Верещагина — о роли Алисы Селезневой, работе с Константином Хабенским и дирижировании
Кино — 16 апреля, 20:12
Вы хотите поговорить об этом? 7 проектов с Зигмундом Фрейдом, где он помогает вампирам, принцессам и Биллу с Тедом
Новости, Новости — 16 апреля, 10:01
«Суббота!» перезапускает культовое реалити «Обыск и свидание». Ведущими станут Илья Куруч и Вика Чума
Новости, Новости — 15 апреля, 18:03
Началась разработка сериала про Владимира Маяковского и Лилю Брик
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 15 апреля, 16:02
Уилл Смит исполнил трек Men in Black на фестивале Coachella
Новости, Новости — 15 апреля, 14:00
«Эксмо» выпускает «Жить жизнь» — роман, который лег в основу сериала START
Новости, Новости — 15 апреля, 12:34
«Оставленные» и «Американское чтиво»: объявлены победители премии Гильдии сценаристов США
Новости, Новости — 15 апреля, 11:00
В Telegram появился редактор для создания стикеров
Кино — 14 апреля, 12:56
О восприятии искусства, Брэйди Корбете и сериале «Наследники». Интервью с актрисой Стэйси Мартин
Новости, Новости — 12 апреля, 18:02
Амура представила сингл «Нравится». Он про любовь, похожую на сон
Новости, Новости — 12 апреля, 16:03
Спецагенты в городе и конструктор собственной жизни: яркие новинки от ARNY PRAHT, Present & Simple, A Secret Knowledge и UNiiZE
Музыка — 12 апреля, 14:21
«Переменился ветер в парусах». SRSLY-анкета Леши Доронина из группы «шалый»
Новости, Новости — 12 апреля, 14:05
TERRY и Slame записали фит No Love
5.3
Фоллаут
(1 сезон)
7.7
Май, декабрь
7
Природа любви
7.1
Стальная хватка
6.5
По Фрейду
5.1
Halo
(1 сезон)
8.2
Бриджертоны
(4 сезон)
7.5
Рипли
(1 сезон)