Рецензии, Кино — 27 февраля 2023, 19:35

Слон в будке киномеханика. Рецензия на «Вавилон» Дэмьена Шазелла

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
Грустная история о том, как Шазелл заигрался в Спилберга, Тарантино и Скорсезе в своей самой противоречивой работе.

Голливуд эпохи немого кино. В окрестностях холмов бесчинствует вечеринка, на которую мексиканец Мэнни Торрес (Диего Кальва) привозит живого слона, а увозит звезду экрана Джека Конрада (Брэд Питт). По дороге из пункта А в пункт Б Мэнни успевает влюбиться в начинающую артистку Нелли Лерой (Марго Робби), окутавшую его флюидами своего большого драматического таланта. Впереди — карьерные взлеты, предательства и разочарования в профессии и грезы, грезы, грезы.

«Вавилон» — кино, стоит отметить, обладающее серьезным иммунитетом. Если вы попытаетесь разругать его в пух и прах, вас точно обзовут бессердечным. Все же три часа артисты рвутся к номинациям на «Оскар», оператор Сандрген подъезжает вплотную к жерлам духовых инструментов, а постоянный композитор Гурвиц заводит знакомую шарманку, но в более игривом изводе, под которую Роско Арбаклю (американский актер немого кино и комик. — Прим. SRSLY) пристало бы гоняться за мухой по комнате.

#INSERT_ARTICLE#

Каждый большой автор должен когда-то выступить в жанре «большой фильм про любовь к кино». В одном только 2022-м среди американцев в нем отметились Стивен Спилберг («Фабельманы») и Сэм Мэндес («Империя света»), годами ранее Квентин Тарантино («Однажды в… Голливуде») и Мартин Скорсезе («Хранитель времени»). За великими примерами в мировом кино тоже далеко ходить не надо: в XXI веке это были «Призраки Исмаэля» (2017) Арно Деплешена, «Ирма Веп» (2022) Оливье Ассайаса, в XX —  «Слоган» (1969) Пьера Грембла, «Диллинжер мертв» (1968) Марко Феррери, ну и еще примерно сто картин авторов побольше и поменьше за сто с лишним лет существования искусства.

#INSERT_ARTICLE#

«Вавилон» часто по ненасмотренности сравнивают с «8 1/2», упуская из внимания тот факт, что Феллини в этом смысле работал в жанре магического автофикшена, чем, кстати, не очень удачно побаловался в 2022 году другой режиссер, у которого тоже есть фильм «Вавилон» (Алехандро Гонсалес Иньярриту в «Бардо»).

Диего Кальва и Марго Робби в фильме «Вавилон»
#INSERT_ARTICLE#

Кардинальное же отличие шазелловского «Вавилона» от всех других работ, где есть фигура автора-режиссера в центре повествования, как раз в том, что Шазелл нас ее лишает. По Дэмьену, все довольно просто, без метафорических утончений, Вавилонская башня — голливудская индустрия двадцатых, вавилонская блудница — героиня Робби, жаждущая славы. Феллиниевское цирковое начало выглядывает через призму стремного шазелловского юмора. Бурлеск по нему это Кустурица в объятиях Мэрилина Мэнсона: беснующиеся карлики, крупный продюсер — поклонник писсинга, люди в костюмах членов, несметное количество кадров с азбукой испражнений (картина начинается с вываливающегося на зрителя слоновьего дерьма, продолжается брызжущей рвотой, а кончается ностальгическими слезами).

В очередной раз Шазелл запрягает трех всадников своего кинематографа: любовь к кино, фанатизм дела жизни и одержимость джазом. Кажется, что фильм, рассказывающий об эпохе, которую изменила картина «Певец джаза» (1927), материал 100 процентов для Дэмьена. Но «Певца джаза» XXI века не случается, как бы того ни хотелось Шазеллу, который, наверное, втайне мечтал, чтобы кино разделилось на «до» и «после» его «Вавилона».

Брэд Питт в фильме «Вавилон»
Тоби Магуайр в фильме «Вавилон»
#INSERT_ARTICLE#

Больше всего «Вавилон» похож на попытку криптомиллиардера, сильно и пошло любящего кино в размахе от «В джазе только девушки» до «Аватара», в честь юбилея решившего воспроизвести «Однажды в… Голливуде» на свой манер. Это выглядит примерно так: у миллиардера хватило денег на Брэда Питта, которого он попросил сплясать в том же стиле, но поживее и с бокалом виски под удалые казачьи выстрелы из ружья в воздух, хватило и на Марго Робби. ДиКаприо, надо думать, был занят островным отдыхом и новыми девушками, поэтому отказал. Герои-бутлеги, имеющие определенные исторические координаты (Джек Конрад — Джон Гилберт, Нелли ЛеРой — Клара Боу), отсвечивают собирательными образами эпохи. Налево и направо упоминаются фамилии Тальберга, Валентино и Гарбо. Шазелл цитирует очень многих режиссеров, от очевидного Стэнли Донена до менее очевидного Гаспара Ноэ.

С одной стороны, возможно, хорошо, что Дэмьен не придумывает себе проводника, жадно крутящего камеру (как юный прототип Спилберга в «Фабельманах») — кинематографического веса у него пока не хватает, и, к счастью, он это сам понимает. С другой стороны, таким проводником должен был стать либо джазист Сидни Палмер (Джован Адепо), обделенный и глубиной, и экранным временем (главная драматическая сцена — героя вынуждают намазать лицо гуталином, чтобы он был таким же темнокожим, как и другие темнокожие), либо Мэнни Торрес, который буквально начинал с того, что был мальчиком на побегушках. Последний особенно похож на больших любителей помечтать из пантеона героев Шазелла: до посинения отбивающий ритм Майлз Теллер или разливающая кофе Эмма Стоун, надеящаяся когда-то стать дивой киноэкрана. Но Мэнни, для которого Голливуд — влечение, персонаж далеко не самый привлекательный.

ДАЛЕЕ — СПОЙЛЕРЫ

Теряющий на ходу бразды правления своей карьерой, Джек Конрад всячески пытается по-дружески достучаться до Мэнни, когда тот становится уважаемым человеком, но молодой человек уже не отвечает взаимностью. А сам Торрес, в начале признавшийся в любви к Нелли, к финалу забывает про свои чувства к девушке, погрязшей в карточных долгах и наркозависимости. И поэтому в последней сцене очень сложно поверить слезам Мэнни Торреса, ведь плачет он не из-за осознания себя говенным человеком, а потому что — кино это жизнь, свет, камера, мотор. Слезы умиления перед святостью его величества экрана.

Шазелл смещает фокус с самой явной и красивой морали, что Мэнни, Нелли, Джек несчастны, так как никогда не любили, на то, что людьми в Голливуде двигала отнюдь не романтическая одержимость кино, а желание наживы.
#INSERT_ARTICLE#

В последующем безжалостном видеоколлаже перед глазами страдающего Мэнни уже мелькают кассовые хиты будущего.


Пока Тарантино побеждает смерть через рерайтинг истории кино, Шазелл побеждает в себе режиссера. Есть в «Вавилоне» среди удушающих водевильных выходов одна важная сцена: в ней великолепный Эрик Робертс, играющий роль отца Нелли ЛеРой, в непотребно пьяном состоянии пытается справиться с гремучей змеей, которая в итоге все же кусает Нелли. Шум, крики… Дальше мы замечаем следящего за этой вакханалией Джека Конрада, который видит в ней предзнаменование заката немого кино. Потому что впереди уже не грезы, грезы, грезы, а звук, звук, звук. Но фильм, фильм, фильм случится уже не для Джека. И жаль, что Шазелл пропускает это мимо ушей, потому что в трех часах «Вавилона» именно этот эпизод steal the show как хороший короткий метр, отражает идею всей мегаломанской затеи. Ирония ли, Шазелл незаметно для себя самого стал винтиком голливудской машины, которой, как ему кажется, он все еще управляет.

#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

В этом материале:
Продюсер, Режиссёр, Сценарист
Дэмьен
Шазелл
Актёр, Продюсер
Брэд
Питт
Актёр, Продюсер
Марго
Робби
Читайте также
Образ жизни — 17:31, 17 октября 2024
Расул Чабдаров, Андрей Бебуришвили и еще 4 комика, чьи новые спешлы стоит посмотреть
Образ жизни — 17 октября, 17:31
Постмодернистский Marvel с Буддой, вампирами и нейросетями. Объясняем устройство метавселенной Пелевина и его новый роман «Круть»
Образ жизни — 18 сентября, 15:19
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина
Новости, Новости — 17 октября, 16:15
Поэт и его злой рок в трейлере фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Новости, Новости — 17 октября, 14:11
Милош Бикович в трейлере сериала «Дайте шоу» 
Новости, Новости — 17 октября, 12:43
Сатир, Ваш и SQWOZ BAB: финалисты «Простора» от VK сняли шоу со звездами
Новости, Новости — 16 октября, 22:12
Тося Чайкина и «Три дня дождя» выпустили клип на песню «Земля»
Новости, Новости — 16 октября, 18:55
700 заведений и 50 городов: стартовал Российский ресторанный фестиваль
Образ жизни — 16 октября, 17:18
Чистый прикол, 100% pure шутки. Первое большое интервью блогера Игнатия Винтурова
Новости, Новости — 16 октября, 16:00
Следующим фильмом Дэвида Финчера станет вестерн Bitterroot
Новости, Новости — 16 октября, 14:00
Тейлор Свифт анонсировала книгу и виниловый альбом о гастрольном туре The Eras
Новости, Новости — 16 октября, 12:05
Сериал «Медленные лошади» продлили на 6-й сезон
Новости, Новости — 15 октября, 19:14
200 дизайнеров, 83 модных показа и 25 лекций: рассказываем, как прошла Moscow Fashion Week 2024
Новости, Новости — 15 октября, 14:45
Большой фестиваль мультфильмов объявил программу
Новости, Новости — 15 октября, 11:40
«Кинопоиск» представил «Куруч идет в сезон» — новое шоу про хоккей
Новости, Новости — 14 октября, 19:00
Ксавье Долан начнет съемки нового фильма в 2025 году
Новости, Новости — 14 октября, 16:55
Крид, Мягкова и Аранова приняли участие в благотворительной акции от «Вкусно — и точка»
Новости, Новости — 14 октября, 14:50
У хоррора «Я иду искать» будет продолжение
Образ жизни — 13 октября, 23:25
Многовекторная система новой моды. Как прошел BRICS+ Fashion Summit 2024
Новости, Новости — 13 октября, 15:22
Новый фильм Кристофера Нолана может выйти в 2026 году
Новости, Новости — 12 октября, 14:22
«Кожу рвут и режут слова»: Наша Таня релизнула фит с PALC про овершеринг, но это не точно
Кино — 11 октября, 20:28
Эй, маяк! Дневник третий: призрак видеопроката, безудержный кутежник Стоянов и камео Мартиросяна
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 октября, 19:52
Постхор Attaque de panique выпустил свой первый альбом début.
Новости, Новости — 11 октября, 15:48
Исповедь под мемфис-трэп: слушаем фит CAKEBOY & КлоуКома с Thomas Mraz
Новости, Новости — 11 октября, 13:46
Ткани на грани реальности, границы культурной апроприации и что любят инвесторы: рассказываем, чем запомнился II BRICS+ Fashion Summit
Новости, Новости — 11 октября, 11:44
У группы Intelligency вышел новый альбом The Ideals
Новости, Новости — 10 октября, 19:15
У «Алисы» появилось собственное мобильное приложение
Кино — 10 октября, 19:06
Эй, маяк! Дневник второй: мстительный скуф Магнитогорска, обидчивый зэк Борисов и саундтрек к апокалипсису
Новости, Новости — 10 октября, 17:01
Начались съемки 2-го сезона «Черного облака»
Новости, Новости — 10 октября, 15:00
Том Харди снимется в новом сериале Гая Ричи
Новости, Новости — 10 октября, 12:50
«Техасская резня» и «Психо»: Variety назвал 100 лучших хорроров в истории
6.5
Не говори никому
5.5
Все закончится на нас
5.2
Пингвин
(1 сезон)
6
Ворон (2024)
8
Битлджус Битлджус
8
Эмили в Париже
(4 сезон)
8.9
Властелин колец: Кольца власти
(2 сезон)
8.7
Майор Гром: Игра