Современные VR-технологии отлично справляются со своей задачей и погружают пользователей в виртуальные вселенные. Но возможно ли при этом задействовать все органы чувств? Многие ученые и программисты задаются этим вопросом, а некоторым специалистам даже удается добиться успехов в своих экспериментах. Например, исследователи из Швеции разработали устройство, с помощью которого можно ощущать ароматы в цифровом мире. Согласно данным портала Interesting Engineering, необычный прибор способен комбинировать разные запахи и корректировать уровень их интенсивности.
Обонятельная система, так называемый ольфактометр, был создан научными сотрудниками Стокгольмского университета и университета Мальме. Объединив свои усилия, они придумали иммерсивную компьютерную игру. Она отправляет пользователей в винный погреб, где им необходимо поднимать бокалы с вином и угадывать сорта по запаху. При этом к VR-шлему игроков присоединяется небольшое устройство, которое и выпускает ароматы при взаимодействии с виртуальными напитками. Работа ольфактометра осуществляется благодаря четырем отдельным клапанам. В них миксуются специальные смеси, имитирующие запахи вина.
Чтобы привнести разнообразие в свой проект, ученые придумали несколько уровней сложности. Исследователи поразмышляли над пользой изобретения и поняли, что оно вполне применимо для обучения сомелье или парфюмеров. Более того, разработанная технология сможет помочь людям, которые потеряли способность чувствовать запахи после коронавируса. В таких случаях врачи рекомендуют тренировать свое обоняние. Но некоторые люди находят упражнения довольно скучным и бесполезным занятием. Однако игровая форма обучения имеет гораздо больше шансов заинтересовать пациентов и сделать процесс восстановления обоняния менее стрессовым.
Все рабочие материалы, включая конкретные схемы сборки гаджета и коды игры, шведские эксперты разместили в открытом доступе. Они рассчитывают, что заинтересованные люди по всему миру продолжат развивать их дело. «Мы верим в открытую науку. Результаты исследований должны быть доступны общественности, и другие ученые должны иметь возможность воспроизвести наши достижения», — утверждает руководитель исследовательской группы Йонас Олофссон. По его словам, технология может изменить как индустрию видеоигр, так и сферу медицинского обслуживания.