Затонувшее судно обнаружили недалеко от морского порта Пул, который находится на юге Англии. Оно затонуло в XIII веке, а потому является древнейшим из найденных до сих пор. Как назывался корабль в то время, когда был на плаву, неизвестно. Нынешние исследователи прозвали его Mortar Wreck в честь обнаруженного на судне груза. В былые времена корабль перевозил кулинарные ступы для измельчения пищи. Они каким-то чудом сохранились, несмотря на столетия, проведенные под водой. Кроме того, на борту были обнаружены котлы и два надгробия, вероятно, сделанных из камня с острова Пурбек.
Обломки средневекового корабля нашла команда во главе с капитаном водолазного катера Тревором Смоллом еще в 2019 году. Сейчас вместе с Томом Казинсом из Борнмутского университета специалисты начали подробно изучать Mortar Wreck. По данным Live Science, кораблекрушение могло быть вызвано плохой погодой и чрезмерно тяжелым грузом.
Но углубляться в детали специалистам все сложнее — зыбучие пески на дне залива Пул недавно «обнажили» несколько частей деревянного корпуса, которые, вероятно, быстро испортятся после воздействия воды. Дайверы накрывают открытые останки мешками с песком, чтобы сохранить как можно больше и как можно дольше.
Сейчас для исследователей главное — спасти корабль. Об этом печется в том числе и британское правительство, присвоившее затонувшему судну самый высокий уровень официальной защиты. Ну еще бы: Mortar Wreck является старейшим из найденных в английских водах кораблей. Есть нюанс: дайверы находили места и более старых кораблекрушений, датирующихся бронзовым веком, но исследовать их возможности не было — корпуса судов сгнили.
Смолл рассказал, что находка — настоящее чудо. Он проплывал пролив не раз, но до 2019 года не видел под водой ничего интересного. Судя по всему, затонувший корабль стал виден после шторма, который переместил пески. Почему специалисты решили, что причиной кораблекрушения стала плохая погода? Все просто: Mortar Wreck находится всего в 10 метрах от поверхности воды. Отсюда вывод: корабль сел на мель и начал набирать воду, пока не затонул.
Примерную дату кораблекрушения выяснили, проведя анализ корпуса. Он сделан из ирландского дуба, который был срублен между 1242 и 1265 годами, во время правления английского короля Генриха III. По словам специалистов, судно длиной около 20 метров в длину было оснащено одинарной мачтой. Такие корабли были достаточно распространены на английском побережье в средние века и плавали по крупным рекам страны, таким как Темза. Конкретно это судно, по мнению ученых, должно было доставить груз на восток Англии, но так и не достигло цели.