YouTube Shorts запустили в 2020-м, поэтому на первых порах сервис воспринимался как очередной аналог TikTok — их в те времена появлялось много. Shorts, как и китайский оригинал, позволил пользователям видеохостинга снимать вертикальные короткие ролики, добавлять эффекты, фильтры и иже с ними. Но в отличие от TikTok это был не самостоятельный сервис, а новый раздел основного приложения. Долгое время было непонятно, насколько востребованным оказался этот раздел — в YouTube не делились цифрами и статистикой. Но спустя два года после запуска разработчики все же решились: ежемесячно YouTube Shorts смотрят более 1,5 млрд человек.
Такой цифрой, конечно, грех было не поделиться. Она доказывает, что Shorts — это не второсортная копия TikTok, а крайне конкурентоспособный сервис. Для сравнения: ежемесячная активная аудитория TikTok достигла 1 млрд в сентябре 2021-го. С того момента в ByteDance не обновляли данные публично, но, по оценкам третьих сторон, на конец марта этот показатель достиг почти 1,6 млрд человек.
В гонке за лидерство на рынке вертикальных видео есть еще один участник — Reels от Instagram* . Разработчики не распространяются о размере его аудитории. Официально известно лишь то, что на Reels приходится более 20% времени, которое люди проводят в Instagram* , — так сказал Марк Цукерберг. А количество активных пользователей основного приложения — более 2 млрд в месяц.
YouTube в своей статистике просмотров учитывает лишь зарегистрированных пользователей, которые посмотрели хотя бы одно видео на платформе Shorts за месяц. Под месяцем в данном конкретном случае подразумевается апрель 2022-го. Как пишет The Wall Street Journal, многие ютьюберы переключились на короткие вертикальные ролики — Shorts оказались очень вовлекающими. Вирусные видео приводят на каналы десятки, а то и сотни тысяч новых подписчиков. Есть реальные кейсы — например, Розанна Пансино, фудблогерка с 13,4 млн подписчиков на YouTube. Она сказала, что один из роликов, опубликованных в Shorts, принес ей 100 тысяч новых подписок.
Раздел YouTube Shorts запустился в Индии в 2020 году. К 2021-му география сервиса заметно расширилась. Весной его начали тестировать в США, а летом — в России. Чтобы привлечь новых креаторов, в том же году видеохостинг запустил YouTube Shorts Fund — фонд на 100 млн долларов, из которого решили спонсировать самых популярных авторов. Счастливчиков выбирали сами сотрудники, анализируя ежемесячную статистику. Соответственно, получить вознаграждения могли все, чьи ролики превысили среднестатистические показатели.