После покупки Twitter Илоном Маском было очевидно, что внимание к и без того не обделенной им соцсети вырастет в разы. А тут еще как назло пришлось публиковать отчет за первый квартал 2022 года — понятно же, что в нем обсудят каждую циферку и запятую. Видимо, во избежание скандалов представители компании решили заранее признаться во всех грехах. В частности, они заявили, что в течение трех последних лет завышали количество пользователей Twitter.
Правда, в компании это делали не ради какой-то особой выгоды. Персональной вины в этом вроде как и нет: все случилось из-за технической ошибки в системе, которая считала аккаунты. По данным издания Techcrunch, в марте 2019 года Twitter запустил функцию, позволяющую владельцам нескольких учетных записей связывать их друг с другом и легко между ними переключаться. Очевидно, что все связанные аккаунты принадлежали одному пользователю, но система так не считала. Она учитывала каждую такую учетную запись как отдельного mDAU — «монетизируемого ежедневно активного пользователя». В итоге с 2019 года и вплоть до четвертого квартала 2021-го подсчеты, представленные в отчетах, были далеки от реальности.
В среднем результаты были завышены на 1,4-1,9 млн в зависимости от квартала. Соответственно, чем больше была аудитория Twitter, тем больше было преувеличение. По закону жанра сейчас компания должна была открыть реальное количество своих пользователей, которых бы оказалось катастрофически мало. Начались бы улюлюканья, общественное порицание, обвинения в подтасовке фактов и все такое. К счастью, реальные цифры не так плохи, как этого бы хотелось противникам. Twitter завершил квартал с 229 млн mDAU, что на 15,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Более того, эта цифра превысила оценки аналитиков, которые ожидали лишь 226,9 миллионов пользователей.
Нынешний казус с подсчетами, кстати, уже не первый в истории соцсети. Что-то подобное случилось в третьем квартале 2017 года. Тогда компания признала, что преувеличивала количество своих уникальных пользователей на 1–2 млн в зависимости от квартала. Но в тот раз ошибка в подсчетах была обусловлена сторонними приложениями, связанными с платформой Fabric. В 2017-м эту самую платформу у Twitter перекупила Alphabet — материнская компания Google. И, видимо, все тайное сразу стало явным.
По последнему отчету кажется, будто в Twitter ждали подходящего момента, чтобы признаться в косяке. Первый квартал 2022-го в этом смысле неплохой вариант. Выручка компании выросла на 16% за год и составила 1,2 млрд долларов. Выручка от рекламы так вообще увеличилась на 23%. Правда, удастся ли соцсети сохранить такой стремительный рост (а, Илон?) — вопрос спорный. Прибыль компании выросла еще значительнее — до 513 млн долларов. Для сравнения: в аналогичном квартале прошлого года этот показатель равнялся 68 млн долларов.