Обзоры, Кино — 17 января 2022, 13:49

На острие ножа. Джалло как экспериментальное направление в кино

Музей «Гараж» запустил авторский курс лекций «Авангард и его отражения в авторском кино». 21 января пройдет очередная встреча, на которой авторы образовательной программы — Евгений Майзель и Инна Кушнарева — поговорят о джалло и боди-хорроре как об авангардных практиках в кино. Роман Волынский стучится в мир итальянского хоррора 60–70-х годов и разбирается в ключевых особенностях джалло.

Что такое джалло?

Итальянское слово giallo обозначает «желтый». Однако если в Италии вам захочется запастись детективной прозой, то направиться следует именно в отдел под названием giallo. Дело в том, что в 1920-х годах миланский издательский гигант «Мондадори» выпустил серию переводных англоязычных детективов (Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар Уоллес) в ярко-желтых обложках. Книги разлетелись огромными тиражами по всей Италии. После всплеска популярности итальянские авторы сами начинают писать романы, подражая западному классическому детективу. С тех пор под giallo подразумевают любое повествование об убийстве и детективном расследовании.

Кадры из фильма «Девушка, которая слишком много знала»
#INSERT_ARTICLE#

Тем не менее определить жанровую принадлежность джалло в кинематографе не так уж и просто: в нем одновременно присутствуют элементы детектива, фильма ужасов и дешевого эксплуатационного кино с насилием и сексом. Поэтому, строго говоря, джалло нельзя назвать жанром. Это скорее категория фильмов, национальная традиция со своим стилем, устоявшимися образами, эволюцией (от классики до нео-джалло) и постоянно сдвигающимися жанровыми границами (от рациональных сюжетов до мистики и теорий заговоров). 


Джалло — основы направления

Джалло-фильмы появились в начале 60-х годов во времена «золотого века» итальянского кино (Феллини, Пазолини, Антониони) и если не в качестве контрапункта высокому модернистскому стилю, то для «народного» развлечения. Благодаря джалло национальная киноиндустрия собирала большую кассу, заполняя местные кинотеатры любителями остросюжетных и эффектных картин. 

В свою очередь, повествовательную основу для подавляющего большинства фильмов джалло заложил первопроходец Марио Бава в своей работе «Девушка, которая слишком много знала» (1963). Что мы имеем? Ни в чем не повинный турист/фланер, американец (как часто бывает), случайно становится свидетелем жестокого убийства, которое по законам джалло является делом рук серийного убийцы. Находясь под сильным впечатлением, свидетель берет на себя роль детектива-любителя, чтобы выследить преступника, несмотря на риск получить нож в спину. 

#INSERT_ARTICLE#

К слову, фигура следователя-любителя отличает джалло от классического детектива и полицейского криминального кино: здесь принципиальна точка зрения именно дилетанта. Более того, режиссеры переносят акцент с детективного расследования (со сценарной точки зрения оно далеко не всегда является мотивированным или адекватным), делая ставку на напряженное скитание главного героя по итальянским темным улицам и череду экспрессивных убийств.  

В картине «Шесть женщин для убийцы» (1964) Марио Бава устанавливает визуальный канон джалло, который для современного зрителя уже смотрится как вопиющее клише. В частности, Бава вводит иконографию типичного джалло-убийцы: кожаные перчатки, широкополая шляпа, черное длинное пальто, холодное оружие в руках и закрывающие лицо чулки. Иными словами, стартовый пакет для инфернального убийцы. 


Визуальные особенности  Дарио Ардженто

Фильмы Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением» (1970) и «Кроваво-красное» (1975) по праву считаются художественными жемчужинами не только в категории кровавых итальянских триллеров, но и в истории кино в целом. Заслуга Ардженто в том, что он раскрыл формальный и эстетический потенциал джалло, используя нетипичные (на тот момент) для хоррор-триллеров приемы.   

В первую очередь это частое применение субъективной камеры — взгляда от лица не только убийцы, но и жертвы. Про последний прием многие критики забывают упомянуть, однако именно в таких сценах режиссер добивается наиболее сильного эффекта. Вспомним медленную сцену из «Птицы с хрустальным оперением»: средний план девушки в полупрозрачном пеньюаре, которая готовится ко сну у зеркала, ложится на кровать и закуривает. Камера переходит на субъективное видение: перед зрителем возникает дымящаяся сигарета, камера повторяет ход головы девушки; авторы подчеркивают, что она не ожидает опасности, так как фокус наведен только на сигарету, а остальной фон размыт (т.е. пространство комнаты ее не волнует). И вдруг в дверном проеме возникает черная фигура с ножом, кадр становится отчетливым и резким. Дальше — смертельное нападение на девушку (зрителя).

Кадры из фильма «Птица с хрустальным оперением»
#INSERT_ARTICLE#

Критики справедливо замечают, что убийства в джалло — это натуральные аналоги бродвейских шоу-стопперов; феерическое представление из кровавых брызг и криков. Ардженто и другие режиссеры явно ориентировались на достижения экспериментального кино, когда ставили убийства. Эти сцены выбиваются из общего ритма повествования своей фрагментарностью и молниеносностью, когда череда сверхкрупных планов заполняет кадр: руки убийцы в перчатках, испуганный глаз жертвы, удары ножом по телу и кадр с кровавым пятном на ковре. Настоящий кинематографический аттракцион, призванный вывести зрителя из автоматического восприятия.


Джалло — красиво и эстетично

Считается, что джалло — это человеконенавистническое направление в кино, так как в нем убивают всех (и мужчин, и женщин). Да и убийцами оказываются не только мужчины-психопаты, но и с виду безобидные девушки. Однако нетрудно заметить, что в джалло женские убийства подаются с особым эстетическим смакованием. Все дело в том, что итальянские режиссеры прекрасно чувствовали неразрывную связь секса и садизма, красоты и смерти; то есть тех вещей, которые позволяли создавать трансгрессивные образы, шокирующие и привлекающие зрителя одновременно. 

Эстетизация насилия и убийства — пожалуй, главная особенность джалло. И проявляется она не только в стильных, сексуализированных женских нарядах (или в их отсутствии) и не в эффектных позах, которые принимают женщины после убийства, а в общем видении режиссера. Так, первое убийство в фильме Ардженто «Птица с хрустальным оперением» происходит в минималистичной художественной галерее. Возникает ощущение, что режиссер преднамеренно снимает схватку женщины (цвет платья которой соответствует выставочной инсталляции) с темной фигурой в пространстве, наделенном эстетической аурой. Тем самым акт убийства приравнивается к произведению искусства. Перверсивно, но зато красиво. 


Джалло — эволюция

В 1970-х джалло расширяет свои жанровые границы: на одних убийствах долго не проедешь — эффективное, но быстро сгораемое топливо. Поэтому режиссеры уделяют ощутимое экранное время сеансам с психоаналитиками (терапевтические разговоры героя, как правило, служат ключом к разгадке тайны). В сюрреалистическом триллере «Ящерица в женской коже» эта тенденция выражена особенно ярко: в нем сексуальное желание, сновидение и реальное убийство сливаются в один клубок, над которым ломают голову психиатр и детектив. А в картине «Короткая ночь стеклянных кукол» режиссер Альдо Ладо строит сюжет вокруг американского журналиста, политической конспирологии и мистических сексуальных заговоров.

Кадры из фильма «Короткая ночь стеклянных кукол»
#INSERT_ARTICLE#

На 80–90-е годы пришелся закат джалло. Несмотря на систематические попытки итальянских режиссеров стилизовать свои фильмы под классический период, все оборачивалось провалом: жанр сам себя скомпрометировал, даже деградировал. Тем не менее дух итальянского кровавого триллера продолжает жить, и совсем недавняя волна нео-джалло вполне это доказывает. Примечательно, что феномен джалло уже не является исключительно национальным явлением: критики в первую очередь отмечают работы аргентинских режиссеров («Абракадабра», 2018), французских («Странный цвет слез твоего тела», 2013). Отчетливое влияние джалло также прослеживается в работах современных российских авторов (самый яркий пример — «Сплендоре», 2019).


#INSERT_ARTICLE#

Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Фото: кадр из фильма
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Музыка — 15:40, 16 мая 2025
Flo Rida, Лагутенко, The Rasmus: большие артисты на «Евровидении»
Новости, Новости — 16 мая, 15:40
Saint City Lovers, DJ Stonik1917 и i61: фестиваль «Планета K-30» анонсировал вторую волну исполнителей и локацию ивента
Новости, Новости — 5 мая, 13:46
Петля времени, мечты о Москве и путь к себе: на PREMIER вышла фантастическая комедия «Один хороший день»
Новости, Новости — 16 мая, 14:08
«Снова на одной волне»: «Питер FM» выйдет в повторный прокат
Музыка — 16 мая, 11:40
Вся музыка важна. Гид по «BandLink ШоуКейс фестивалю»
Новости, Новости — 15 мая, 17:30
Apple разрабатывает технологию для управления iPhone силой мысли
Новости, Новости — 15 мая, 15:30
Фанни Ардан и Луи Гаррель сыграют в новом фильме Кирилла Серебренникова
Новости, Новости — 15 мая, 13:55
Новые персонажи и сказочный Питер в трейлере 2-го сезона «Волшебного участка»
Кино — 15 мая, 13:37
По следам 47-го Московского кинофестиваля: «Туда», «Эвакуация», «Старуха с ножом»
Новости, Новости — 15 мая, 11:40
Okko выпустит документалку о Паше Технике
Новости, Новости — 14 мая, 17:30
Онлайн-кинотеатр PREMIER запускает киноклуб
Новости, Новости — 14 мая, 16:00
Feduk, Дора и ICEGERGERT: «Пари Фест» в Нижнем Новгороде объявил первых артистов
Интервью — 14 мая, 15:06
На пару слов: интервью с Amirchik о любви и не только
Новости, Новости — 14 мая, 13:27
MONA написала саундтрек к аудиосериалу «Ониксовый шторм»
Музыка — 13 мая, 20:28
Волна нереального свэга. 13 вопросов Мэйби Бэйби
Новости, Новости — 13 мая, 17:30
Александр Хант поставит сериал «Фурия» по комиксам Bubble Comics
Новости, Новости — 13 мая, 16:00
Kid Cudi снимет свой первый фильм и исполнит в нем главную роль
Новости, Новости — 13 мая, 13:24
Новый маньяк и новые жертвы в трейлере 2-го сезона «Фишера»
Новости, Новости — 13 мая, 11:03
У фильма «Красный шелк» будет сиквел
Новости, Новости — 12 мая, 16:50
Майки Мэдисон сыграет в «Рептилии» — новом триллере с Кирстен Данст
Новости, Новости — 12 мая, 14:39
Стало известно, когда начнутся съемки перезапуска «Горца» с Генри Кавиллом
Образ жизни — 12 мая, 14:04
Что бы послушать? «Суперсилы», «Человек уязвимый», «Мужик, соберись!» и другие новые подкасты
Все звёзды и инфлюенсеры
Интервью — 10 мая, 13:05
«Я не мог объяснить людям просто через музыку, кто я такой». Большое интервью SRSLY с Федей BOOKER. Часть 1
Новости, Новости — 10 мая, 12:00
Алекс Гарленд станет режиссером фильма по игре Elden Ring
Новости, Новости — 9 мая, 16:00
Мэтт Ривз ушел с поста режиссера «Бэтмена 2»
Новости, Новости — 9 мая, 14:14
На «Золотом глобусе» начнут награждать лучшие подкасты
Новости, Новости — 9 мая, 12:00
Baidu разрабатывает ИИ-переводчик с языка животных на человеческий
Новости, Новости — 8 мая, 16:00
Валерия Гай Германика снимет хоррор-сериал с Леонидом Якубовичем
Новости, Новости — 8 мая, 14:00
Вышел трейлер фильма по «Долгой прогулке» Стивена Кинга
Новости, Новости — 8 мая, 12:00
Маргарет Куолли снимется в фильме «Любовь твоей жизни», который продюсирует Райан Гослинг
Новости, Новости — 7 мая, 17:30
Lego представила 10 полноразмерных болидов для «Формулы-1»
Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки
8.1
Смерть единорога
5.1
Обезьяна
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
8.3
Белый лотос
(3 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы