Обзоры, Кино — 31 декабря 2021, 22:21

Грустная Леа Сейду, тоскливый Хоакин Феникс и плачущая Алисия Викандер. Денис Виленкин выбирает лучшие фильмы 2021 года

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик
2021-й вернул нам Каннский кинофестиваль и, как следствие, сильнейшие авторские картины (в основном, кстати, французские), познакомил мир с Юрой Борисовым (он в этом году выиграл бинго), а еще свернул всем головы «Игрой кальмара». Денис Виленкин посмотрел много кино за уходящий год и составил свой рейтинг лучших фильмов.

1. «Маленькая мама» (Petite maman), реж. Селин Сьямма

#INSERT_ARTICLE#

Осень по-отцовски гладит по голове, в детстве можно придумать, что все понарошку, а понарошку переиграть в по-настоящему. Скорее всего, за весь XXI век это лучшее кино о путешествии во времени. Просто никакая фантастика не способна навести на мысль: машина времени нужна нам для того, чтобы видеть, как еще совсем маленькая мама печет тебе и мне блины. 

Где смотреть: «Кинопоиск», OKKO, IVI


2. «Память» (Memoria), реж. Апичатпон Вирасетакул

#INSERT_ARTICLE#

Великий тайский режиссер собрал в «Памяти» все свои главные карьерные кей-поинты: это и джунгли, дышащие вечным покоем, и сон-болезнь, поражающий человеческий разум, и магический саспенс, обретающий здесь форму звука. В зрительском смысле это повторение пройденного, музей славы Джоуи (так режиссер просит называть себя тех, кто испытывает трудности с произношением его имени и фамилии). Но в смысле кинокритическом «Память» — выставка Анри Руссо в парижском музее Орсе, которая состоит из многочисленных кадров-картин, наполненных мощной авторской энергией, затактом и подтекстом. Любой заход поговорить о фильме на языке искусствоведения или экскурсоводской дидактики сводится к набору общих фраз: поэзия, медитация, эзотерика. Поскольку ключ к пониманию лежит не в области кураторского или критического текстов, а в глубокой фазе сна каждого из нас, где самые невозможные аллегории обращаются в форму реального физического мира.

Где смотреть: «Кинопоиск», ОККО, IVI


3. «Камон Камон» (C’mon, C’mon), реж. Майк Миллс

#INSERT_ARTICLE#

Фильм-маффин. Нежный Нью-Йорк обнимает нежных мальчишек, большого и маленького. Взрослый — неожиданно опрятный Хоакин Феникс, ребенок — очаровашка Вуди Норман. Автострады укутывают потухшими фонарями, перекрестки времени сталкивают Софию Копполу, Спайка Джонза и Фрэнка Капру. Морщинки города прекрасны как морщинки Феникса, фильм — словно букет сухоцветов на куске белого мрамора. Любить можно один раз, но говорить об этом вечно.

Где смотреть: в прокате с 17 февраля


4. «Главная роль» (Competencia oficial), реж. Мариано Кон, Гастон Дюпра

#INSERT_ARTICLE#

«Официальный конкурс» — беспощадная издевка над гонкой эго в мире фестивального кино. Крус и Бандерас — химическое соединение года! 

Где смотреть: в прокате с 14 апреля


5. «Те, кто желает мне смерти» (Those who wish me dead), реж. Тейлор Шеридан

#INSERT_ARTICLE#

Анджелина Джоли — самурай штата Монтана — объединяется с матерью-природой. Они решают обрушить свой гнев на вредителей-злодеев. Простой и сложный неовестерн от самого важного американского бытописца Юга и Запада. Бескомпромиссно страшный и завораживающе притягательный.

Где смотреть: «Кинопоиск», ОККО, IVI, Megogo


6. «Фабиан — полет в пропасть» (Fabian: going to the dogs), реж. Доминик Граф

#INSERT_ARTICLE#

Немецкий «Мартин Иден» от андеграундного современного классика — Доминика Графа. Авангард года, без шуток встающий в стройный ряд к Йонасу Мекасу и Жану Кокто. 

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


7. «Суперзвезда» (France), реж. Брюно Дюмон

#INSERT_ARTICLE#

Отрадно, что значительный французский режиссер выбрался из буффонадного комикования и нащупал трагический нерв реальности. Каблучками по Макрону, бой лицемерию политиков и журналистов, любовный боллбастинг дорогой страны. Bisous, bisous в обе ваши щеки, о белые спасители ковровых дорожек. Сейду — олицетворение Франции, почти Эйфелева башня с щербинкой между зубов, идеал с телека, благоухающий селективным Louis Vuitton. В конечном смысле «Суперзвезда» — это культурная антропология. Символизм премиум-сегмента. Мироточащая роскошь.

Где смотреть: «Кинопоиск», OKKO, IVI, Wink


8. «Мама, я дома», реж. Владимир Битоков

#INSERT_ARTICLE#

Вторая режиссерская работа Владимира Битокова достойна многих хлестких эпитетов, которыми хочется ее немного расстрелять. «Левиафан в миниатюре», «Завораживающе отважная работа Ксении Раппопорт», «Русский “Счастливый Лазарь”, в котором соцреализм встречает неореализм» — лишь некоторые из них. Это кино, в котором звучит живая речь. Кино, в котором автор не стесняется быть автором. И самое важное: не стесняется не понравиться или быть непонятым.

Где смотреть: в прокате в 2022 году


9. «Купе номер 6» (Hytti nro 6), реж. Юхо Куосманен

#INSERT_ARTICLE#

Фильм — просторечие, пословица. Сейчас как вспомню, ну это, в общем. «Я тебя люблю» на всех языках мира звучит примерно одинаково, в том смысле что понятно без слов. 

Где смотреть: «Кинопоиск», OKKO, IVI


10. «Мона Лиза и кровавая Луна» (Mona Lisa and the Blood Moon), реж. Ана Лили Амирпур

#INSERT_ARTICLE#

В контексте фильма Мона Лиза — такое же поп-культурное имя нарицательное, как и Микеланджело или Рафаэль из «Черепашек-ниндзя». То есть не образ Вечной Матери в процессе переосмысления, а некий for the God sake, надежда каждого задетого маленького битарда. И вся картина Амирпур в конечном смысле про детскую мечту затравленного школьника, которого раз за разом окунают головой в унитаз. Он думает: вот бы сейчас у меня появились суперсилы и я бы вам отомстил. У главной героини они появляются. И начинается гимн подростковой самости. Происхождение таинственных сил так и остается под вопросом, и в любом другом случае этот неотвеченный вопрос вызывал бы только раздражение. Но «Мона Лиза и кровавая луна» не нуждается ни в каких объяснениях. Возможно, мы просто загипнотизировались им, а, возможно, поколенческое "just fucking leave me alone" Билли Айлиш наконец обрело физическую форму. 

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


11. «Медея», реж. Александр Зельдович

#INSERT_ARTICLE#

Александр Зельдович снимает фильм Микеланджело Антониони. Остальное неважно.

Где смотреть: «Кинопоиск», IVI


12. «Внебрачные связи» (Tromperie), реж. Арно Деплешен 

#INSERT_ARTICLE#

Новый ребус любимого твидового интеллектуала. Как и Апичатпон, Арно обнажает себя в прекрасном самоповторе. Иван уже не Дедалюс, рак уже не у героини Денев, но пистолет по-прежнему нацелен на свое альтер эго, ноги Сейду по-прежнему обвивают собственную шею. Изящно, очень изящно.

Где смотреть: в прокате с 17 февраля


13. «Обними меня крепче» (Serre moi fort), реж. Матье Амальрик

#INSERT_ARTICLE#

Заглавный герой Деплешеновских фильмов — режиссер и актер Матье Амальрик — в этом году подарил Вики Крипс самый сильный женский перформанс года. Кино об утрате себя через утрату любимого человека, мощное и неформальное. 

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


14. «Классовая борьба — кино ребят Эмилио Сидоти» (Lotta di classe — Il cinema dei ragazzi di Emilio Sidoti), реж. Деметрио Джакомелли

#INSERT_ARTICLE#

Потрясающий киноэксперимент и документ. Снятые детьми в конце шестидесятых кинофильмы в маленьком городке в Лигурии, обретают вторую жизнь, иносказательно переплетаясь с событиями настоящего перед глазами выросших участников съёмок. Это одновременно и лучший документальный фильм года и наглядное проявление Antizipationen der Wahmehmung (Антиципации восприятия) по Канту. Безусловная критика чистого разума.

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


15. «Холодный расчет» (The Card Counter), реж. Пол Шредер

#INSERT_ARTICLE#

Пол Шредер — великий режиссер, драматург и гражданин планеты Земля. «Холодный расчет» — предательски умное и хитро вздрюченное кино о любви. Шредер, как всегда, водружает на плечи зрителя немыслимую святость. Герои-изгои (Трэвис Бикл из «Таксиста» и Толлер из «Дневника пастыря» — побочные эффекты общества) в мире сентиментального на самом деле Шредера только и делают, что ищут любви. И получают ее, но словно не в объективной реальности, а в какой-то личной реальности каждого из героев, в летаргическом сне. В этом смысле Шредер — это Малик, но воспевающий не святых в человеческой плоти, а подонков и психов, которые хотели бы лично извиниться перед Богом за свое поведение. 

Где смотреть: «Кинопоиск», OKKO, IVI, Wink, Megogo


16. «Импульс» (Momentum), реж. Эдвин Чармио

#INSERT_ARTICLE#

Еще один фильм об утрате. Солнечно-летний, загадочный и нежный, пронизанный тоской по безвременному уходу матери. Пожалуй, самое важное режиссерское открытие года. 

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


17. «Аннетт» (Annette), реж. Леос Каракс

#INSERT_ARTICLE#

Возможно, Леос Каракс снял свою лучшую кинокартину, в которой идеально сплел все привычные нити из жестов, экстравагантных актерских выходов и неожиданного монтажа. В то же время киноязык Каракса никогда не был столь разнообразен и причудлив. Безусловно, постоянная смена интонаций может невыносимо раздражать, а форма рок-оперы поднадоесть. И Каракс, надо заметить, за почти 10 лет неплохо изучил современную музыкальную индустрию: при желании в фильме можно увидеть кивки в сторону клипов Дуа Липы и Трэвиса Скотта. Но при всем этом мастерство, с которым Каракс уклоняется от всяческих клише, околдовывает. «Аннетт» буквально извивается в энергетическом экстазе, словно музыкальный эквалайзер, превращая картину в одну из самых оригинальных в этом году.

Где смотреть: ОККО


18. «Рука Бога» (È stata la mana di Dio) реж. Паоло Соррентино

#INSERT_ARTICLE#

«Рука Бога» — то же, что и «Великая красота». Талант, одним словом. Это невозможно подделать, купить, продать, поменять. Неразменная монета. То, что в русском языке называется «Бог в маковку поцеловал». Столь эгоцентричная самоуверенность любому другому режиссеру пришлась бы не к лицу. Кто вообще в здравом уме будет снимать кино о становлении собственного таланта? Такое мог себе позволить лишь Феллини. Федерико, кстати, фигурирует в мире «Руки Бога» как призрак, голос за дверью, величина, словесным пинг-понгом курсирующая от языка к языку. На него молятся, его превозносят и обожествляют. И Соррентино, кажется, сам прекрасно понимает, что даже если он не гений, то давно уже главный современный итальянский режиссер. Одной «Великой красотой» проложил себе дорогу в вечность, объяснив, что без национальных корней нет и культуры. Затем перемудрил на «Молодости», а теперь вернулся со второй «Великой красотой» — «Рукой Бога», не столь грандиозной картиной, но однозначно неповторимой.

Где смотреть: Netflix


19. «Последняя дуэль» (The Last Duel), реж. Ридли Скотт

#INSERT_ARTICLE#

Бессмысленная жизнь, бессмысленная любовь и бессмысленная месть. Ридли Скотт переосмысляет собственных «Дуэлянтов» спустя 45 лет и сталкивает в дуэли делезовские образ-время и образ-движение.

Где смотреть: «Кинопоиск», ОККО


20. «Мир после нас» (Le monde après nous), реж. Амин Беррада

#INSERT_ARTICLE#

Гимн всем молодым интеллектуалам. Не «Соль слез» Гарреля, но очень точный, меланхоличный и грустный дебют. Раны творчества.

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


21. «Люди» (The Humans), реж. Стивен Карам

#INSERT_ARTICLE#

Экранизация пьесы Стивена Карама руками гениального оператора Лу Кроули («Вокс Люкс», «Детство лидера») — вещь во многом выдающаяся. Яркий пример разговорной семейной драмы, строящейся на индивидуальном мастерстве актеров и оператора. «Люди» — настоящий психологический хоррор от компании А24, задающей тренд на современные фильмы ужасов. Фильм вгрызается в память как самый страшный сон, который вы пытаетесь вспомнить после пробуждения, но помните только отрывки, фразы и образы. Отдельная ремарка — без шуток — гениальный финал, вознаграждение за интеллектуально-эмоциональный зрительский труд. «Резня» Полански и «Август» Уэллса могут позавидовать.

Где смотреть: Showtime


22. «Синий залив» (Blue bayou), реж. Джастин Чон

#INSERT_ARTICLE#

«Синий залив» — тонкий, трагичный, сентиментальный фильм, срежиссированный актером Джастином Чоном (известен по роли Эрика в «Сумерках»). Отчасти кино сделано под явным влиянием раннего Вонга Карвая и Ким Ки Дука, но в то же время Чон создает собственный неповторимый киноязык брутальной нежности из метаморфоз детства, мифов прошлого и радикального социального настоящего. 

Где смотреть: Apple TV +, Amazon, Google Play


23. «Продление жизни», реж. Дмитрий Фалькович

#INSERT_ARTICLE#

Метамодернистский документальный портрет физика и лирика — продолжение картины «Иванов», уже не об Иванове, а о другом Иванове, как его называет сам Фалькович. Вероятно, это самый неожиданный Другой Лакана в российском кино.

Где смотреть: в прокатных планах пока не значится


24. «Лига справедливости Зака Снайдера» (Zack Snyder's Justice League) реж. Зак Снайдер

#INSERT_ARTICLE#

Снайдер мастерски женит визуальные приветы Рене Магритту с исландскими народными песнями, земную витальность в домике посреди поля, где рос Супермен, с мегаломанией других галактик. Это фильм-канонада, незатихающий салют с красивыми разноцветными и бесшумными бликами на воде. 

Где смотреть: «Кинопоиск», ОККО, IVI, Megogo


25. «Главный герой» (Free Guy) реж. Шон Леви

#INSERT_ARTICLE#

«Главный герой», пожалуй, самый эффектный, зрелищный и умный авторский боевик о компьютерной игре за долгое время. Фильм, несмотря на множество узнаваемых штрихов любой онлайн-игры, красят и совершенно другие вещи. Классный посыл «выберись из игры и живи» или «ты сам в силах изменить свою жизнь», гениальное камео одного большого голливудского актера (обойдемся без спойлеров, это просто надо видеть) и очень нежная любовная линия, искренне и без манипуляций выдавливающая у зрителя слезки. Она же сводит картину Шона Леви, мастерски обращающегося всегда с вымышленными мирами (вспомните «Ночь в музее»), в романтическую трагикомедию о двух милых нердах-программистах, а сам игрострой — в акт чистого искусства, давно уже не нуждающегося в сомнениях насчет художественной ценности. 

Где смотреть: «Кинопоиск», ОККО, IVI, Wink, Megogo


26. «Парк развлечений» (The Amusement Park), реж. Джордж А. Ромеро


Утерянная, найденная и восстановленная картина классика Джорджа А. Ромеро о парке аттракционов как воплощенном ночном кошмаре. Лакомый кусок для Жижека и сочувствующих.

Где смотреть: Shudder


27. «Не время умирать» (No time to die), реж. Кэри Фукунага

#INSERT_ARTICLE#

Любопытно и иносказательно звучит название картины. No time to die — не только «Не время умирать», но и «Нельзя выбрать время смерти». И рыцарский финал, который выбирает Фукунага, — пожалуй, самая верная точка, чтобы попрощаться. Пустил слезинку — добро пожаловать в мир смертных. «У тебя есть все время мира», — говорит Бонду Мадлен. И теперь он точно знает, для чего ему время. Время жить, время умирать.

Где смотреть: OKKO, IVI, Wink, Megogo


Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Денис Виленкин
кинокритик

Привет! Я – Денис Виленкин, редактор отдела «Кино/сериалы». Кинокритик, член гильдии киноведов и кинокритиков, внештатный автор главных изданий в России. Писал и пишу, к примеру, для Afisha Daily, Forbes, Кино ТВ. Общался с десятками звёзд, сотнями вековых дубов и ворошил тысячи ульев. Слышал про себя многое, ещё больше пропускал мимо ушей, которые почти как у Дамбо. Глазами полюбил французский магический реализм, итальянский неореализм и советский соцреализм. Учился во ВГИКе, но предпочёл найти работу.

В своем отделе я пишу про кино и сериалы, приглашаю самых достойных людей из профессии, чтобы дать им возможность поговорить об экранных искусствах. Мы во всех уголках планеты и под каждым фестивальным зонтиком. Нам интересно все – от тихой тунисской семейной драмы до травести-комедий Марюса Вайсберга. Кино не знает запретных тем, не знаем их и мы. Мы не можем позволить себе сказать хорошо про плохо и наоборот. Не боимся идти против течения, хотя по течению всегда как-то сподручнее. Пишем, что думаем, желаем и вам того же в комментариях.

Нам не интересны сплетни, мы берем комментарии из первых уст. Нам не близки диванные критики, писающие восторгом от десяти фильмов, что они посмотрели за год, ведь в кинокритике мы видим опцию диалога, изучения кино, его функций, природы и естества.

Мы – медиа будущего. Мы выросли в России, в стране, где закрылись все печатные киноиздания о кино, а некоторые сменили название, просто чтобы с нами не соперничать, пока мы были ещё совсем зародышем. Держите свою руку на своём пульсе, остальных мы потрогаем за вас. Кидаем трейлеры, постим новости, пишем тексты. В любое время дня и ночи мы обновляемся, растём и радуемся своим молочным зубам. Очень скоро они превратятся в настоящие клыки и тогда все застрахованные задницы в радиусе земного шарика затрепещут. Но нам, если честно, хватит и парочки. Srsly.

Читайте также
Кино — 10:57, 3 мая 2024
Без лишних предисловий: мужчина — легенда, или За что мы любим Леонида Каневского
Новости, Новости — 3 мая, 10:57
В разработку запущен фильм ужасов о Винни-Пухе и Микки Маусе
Новости, Новости — 2 мая, 22:56
Гоша Карцев разбирает натальные карты звезд в новом выпуске ютьюб-шоу «Дом долями»
Новости, Новости — 1 мая, 18:35
Тильда Суинтон присоединилась к касту фильма «Баллада о маленьком игроке» с Колином Фарреллом
Новости, Новости — 1 мая, 17:01
Карла Гуджино сыграет главную роль в байопике «Флорист» о Вивьен Ли
Новости, Новости — 1 мая, 15:17
Запланированы съемки нового фильма про Астерикса и Обеликса
Кино — 30 апреля, 22:16
«Эрик», «Атлас», «Бриджертоны» и еще 3 проекта Netflix, которые надо ловить в мае
Образ жизни — 29 апреля, 11:00
Вдохновение рейв-культурой, богиней охоты и технологичностью: новинки onehundredandeight от System 108 и «Радуги», Outlaw Moscow, ECCO и других брендов
Кино — 28 апреля, 17:47
На экране и в наушниках. 10 российских актеров, которые занимаются музыкой
Новости, Новости — 27 апреля, 15:21
«Бегущий по лезвию» и «Дуэлянты»: Кайл Маклоклен назвал свои любимые фильмы
Новости, Новости — 26 апреля, 16:25
Энергия толпы и злобное звучание: Niman дропнул EP «ТОЛПЫ»
Кино — 25 апреля, 19:59
Что такое киберпанк? Рассказывает режиссер Саша Викулов
Новости, Новости — 25 апреля, 14:17
Новый цвет, логотип и слоган: «Яндекс Маркет» провел ребрендинг
Новости, Новости — 25 апреля, 12:21
Сериал «Кибердеревня» продлили на 2-й сезон
Новости, Новости — 25 апреля, 10:20
Дженнифер Лопес преследует робота в трейлере фильма «Атлас»
Кино — 24 апреля, 21:51
Ну, это классика. «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Асса» и еще 3 советских фильма, которые вернулись на большие экраны
Новости, Новости — 24 апреля, 18:16
Каллум Тернер сыграет главную роль в экранизации киберпанк-романа «Нейромант»
Новости, Новости — 24 апреля, 16:17
Новый альбом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department установил рекорд по количеству прослушиваний
Новости, Новости — 24 апреля, 14:16
Вышел трейлер фильма «Моргни дважды» — режиссерского дебюта Зои Кравиц
Новости, Новости — 24 апреля, 12:20
Видеоигра El Paso, Elsewhere будет экранизирована. В проекте примет участие Лакит Стэнфилд
Новости, Новости — 24 апреля, 10:15
PREMIER показал тизер-трейлер сериала «Фарма» с Марком Эйдельштейном
Новости, Новости — 23 апреля, 18:20
Разработчики Atomic Heart выпустят сборник рассказов по мотивам игры
Все звёзды и инфлюенсеры
Интервью — 23 апреля, 17:58
Кураж из Кукисвумчорра. 13 быстрых вопросов Илье Куручу
Новости, Новости — 23 апреля, 12:20
Квартирный вопрос испортил и петербуржцев: стартовали съемки сериала Анны Пармас «Минус Дима» с Анной Михалковой и Тимофеем Трибунцевым
Новости, Новости — 21 апреля, 19:42
Меланхолия в танце: электропоп-дуэт NEMIGA дропнул новый альбом «Алые закаты»
Кино — 21 апреля, 16:33
«Нельзя же работать без удовольствия, правильно?» Интервью с актрисой Марией Лисовой
Новости, Новости — 20 апреля, 22:19
Mirele, Наша Таня и «Элли на маковом поле» выступят на благотворительном фестивале «Антон тут рядом»
Образ жизни — 20 апреля, 14:18
Эстетика рококо, дикая амазонка и творческие поиски: новые дропы от Walk of Shame, Сestrx, Totti и других брендов
Кино — 18 апреля, 09:29
Девочка из завтра. Актриса Даша Верещагина — о роли Алисы Селезневой, работе с Константином Хабенским и дирижировании
Кино — 16 апреля, 20:12
Вы хотите поговорить об этом? 7 проектов с Зигмундом Фрейдом, где он помогает вампирам, принцессам и Биллу с Тедом
Новости, Новости — 16 апреля, 10:01
«Суббота!» перезапускает культовое реалити «Обыск и свидание». Ведущими станут Илья Куруч и Вика Чума
5.3
Фоллаут
(1 сезон)
7.7
Май, декабрь
7
Природа любви
7.1
Стальная хватка
6.5
По Фрейду
5.1
Halo
(1 сезон)
8.2
Бриджертоны
(4 сезон)
7.5
Рипли
(1 сезон)