«Гарри Поттер 20 лет спустя: возвращение в Хогвартс» (Harry Potter 20th Anniversary: Return to Hogwarts)
Где посмотреть: «Амедиатека»
«Вампиры средней полосы» (новогодний выпуск)
Пробки, толпы, суета. Близ Нового года все куда-то торопятся, кроме вампиров — им некуда и незачем. Старик Вернидубович (Юрий Стоянов) нечаянно обратил в кровососы блогера Евгения (Глеб Калюжный). Что делать с подростком? Воспитывать и знакомить с новоявленной родней (от своих ему теперь никуда не деться, бессмертие, может, и тяготит, но сплачивает). Елка, мандарины, бой курантов, обращение президента — все атрибуты праздника на месте, но новогодняя фактура в специальном эпизоде «Вампиров» лишь фон. Евгений сталкивается с жаждой, протестует против своей участи и проходит все стадии принятия вампиризма. Страх перед своей новой природой, юношеский максимализм, соответствующие непривычке неловкие ситуации, все, в общем-то, банально, в традиции жанра «становление героя» в условиях скромной экс-коммунальной квартиры. Новый год, конечно, святое — так что человеческое не чуждо и вурдалакам. Приглашенная звезда вечера — Максим Галкин** , для зрителей «Средней полосы» также в каком-то смысле символ вечности, по крайней мере, медийной.
Где посмотреть: START
«Орел и решка. Кино»/ «Старые шишки»/ «Солнечная линия»/ «Купе номер 6»
Лирическая комедия («Солнечная линия»), эксцентрическая комедия («Орел и решка») и фарс («Старые шишки»). Три причины к веселью, по мнению «Кинопоиска», для всех возрастов и вкусов (особенно самых непритязательных).
Чтобы почувствовать себя вуайеристом (совсем чуть-чуть), достаточно посмотреть «Солнечную линию», новый камерный фильм Бориса Хлебникова по пьесе Ивана Вырыпаева. Новогодняя ночь, гости ушли, супружеская пара (Андрей Бурковский и Юлия Пересильд) выясняет отношения. Семь лет брака — это ошибка, случайность или любовь. Актерский состав тот же, что и в одноименной постановке Виктора Рыжакова. Осталась и сценическая условность — у Хлебникова получился этакий телеспектакль. Герои ссорятся и высказывают друг другу все, что тяготит, но, как это обычно бывает в текстах, написанных Вырыпаевым, разговаривают они преимущественно монологами, игнорируя что чувства, что мнения друг друга. Коммуницировать, по мнению драматурга, мы так и не научились, начать, впрочем, никогда не поздно. Если соседи за стенкой давно не скандалят, а вы к этому привыкли — лучше развлечения и не придумать.
В продюсерском проекте Сергея Светлакова «Старые шишки» дом престарелых оживает на глазах благодаря персонажу Алексея Гуськова (кличка «Балагур» обязывает). Нет — упадку, да — третьей молодости. Слово «стартап» хорошему человеку никогда не чуждо, отсутствие достойной финансовой поддержки от благотворителя (он предпочитает дарить гробы) постояльцы искупают своими силами. «Шишки» — проект антивозрастной, как крем от морщин, купленный в переходе, — воодушевляющие разговоры о том, что в 80 жизнь только начинается, подкрепляются преувеличенно комичными гулянками немолодых героев, которым и в клубе хорошо, и в модном бутике всегда есть чем разжиться. Выглядит все это словно расширенная версия подсюжета первой «Бабушки легкого поведения» про то, что досуг на пенсии — это не только зарядка и тихий час, но порой и криминал/разборки/бизнес.
Киноверсия тревел-шоу «Орел и решка» разрешена в традиции хулиганского капустника — про то, что экспедиция может пойти не по плану в любой части мира. Достаточно нескольких идиотов-ведущих, ограничительных законов на экзотической территории (запретный плод сладок) и чуточки невезения. Некая закрытая (и авторитарная) страна, куда отправляется съемочная группа одноименной передачи, чтобы спасти положение: поднять рейтинги и не закрыться, принимает не то чтобы с распростертыми объятиями. Зрителя будут смешить пытками током, многочисленными падениями (на ровном месте и, к примеру, из кузова грузовика) и задорной беготней по пустыне.
Новый год — это, конечно, не только праздничное настроение и декорации праздника, но и люди вокруг тебя. Про «Купе номер 6» мы уже писали, когда фильм только вышел в прокат, теперь появился новый повод: накануне Рождества состоится его цифровой релиз. Самую нежную, трепетную и знакомую (в лицах, словах и обстоятельствах) зимнюю историю любви этого года можно будет увидеть на каникулах дома.
Где посмотреть: «Кинопоиск»
«Три семьи» (Tre piani)
По слабо освещенной улице на полной скорости несется автомобиль. За рулем Андреа (Алессандро Спердути) — сын уважаемого судьи. На дороге — сбитая насмерть женщина.
Машина Андреа пробивает стену отчего дома, так итальянский классик Нанни Моретти приглашает зрителя подсмотреть за обыкновенными людьми через огромную дыру в основании их обыденности. Заметить, что твоя крепость давно потеряла уют, — смелость, присущая не многим. Каждый здесь прекрасно осознает свою вину (перед чужими/близкими/собой), но, чтобы ее озвучить, потребуется не один год. Иной раз легче выговориться, однако герои Моретти предпочитают просто быть: на работе, в быту, на грани нервного срыва.
Три семьи, три грустных повести. Жизнь и судьба постояльцев одного многоквартирного дома на протяжении 15 лет. Портрет вневременной Италии в интерьере гробницы квадратных метров, неврозов и несчастья. Я знаю, что ничего не знаю о тех, кто живет со мной под одной крышей. Одна из ключевых тем в творчестве режиссера — проблема коммуникации — в «Трех семьях» отзывается на материале мыльной оперы. Каждая из историй сгодилась бы для темы выпуска вечернего ток-шоу. Судья (Нанни Моретти) отказался покрывать своего преступника-сына: наказание — это воспитание. Мужчина средних лет (Риккардо Скамарчо) подозревает старика из квартиры этажом выше в излишней любви к своей маленькой дочери — где заканчивается право на самосуд, если у тебя самого рыльце в пушку? Женщина (Альба Рорвахер) томится в четырех стенах с новорожденной дочкой на руках и постепенно теряет рассудок, пока ее муж (Адриано Джаннини) находится в бесконечной командировке. Магический реализм дому вашему. Что объединяет в этой жизни? Иногда ДТП под окнами квартиры. Иногда карнавальное шествие, пересекающее улицы города и дарящее окружающим покой. В других руках на таком материале легко было бы оступиться и впасть в риторическую банальность — сентиментальный Моретти умело держит баланс, все дальше и дальше углубляясь в родовые травмы своих героев и искренне надеясь на то, что когда-нибудь у них тоже все будет хорошо. Где, как не в его фильмах, самым выразительным языком остается диалог взглядов. Фантазия бесшовно сливается с реальностью. А оставленные на автоответчике монологи-сообщения оказываются как эпитафией, так и эпилогом.
Где посмотреть: «Кинопоиск», ivi