Интервью, Герои — 25 марта 2020, 09:44

«Я бы хотел уйти из театра и из искусства». Интервью с Иваном Вырыпаевым

Текст:
Саша Мансилья,
шеф-редактор
Иван Вырыпаев — человек, которого достать для интервью не очень просто из-за того, что он то в Польше, то в Москве, то еще где-то. И всегда сильно занят. Поговорить с ним мы хотели уже давно: о его пьесах и о профессии драматурга, и о продюсерском бюро «Okko театр», и вообще о нем самом. Получилось большое интервью — мы узнали об этом невероятном человеке даже больше, чем хотелось.

Ваня, ну вот признайтесь, вы же не любите давать интервью.

Да, вы правы абсолютно. Раньше разговаривал с журналистами чаще и делал это, скорее, вынужденно. Мне говорили, что давать интервью надо, потому что выходит фильм или спектакль, денег на рекламу нет, а продвигать продукт как-то надо. Сейчас, будучи продюсером, я понял, что интервью необязательны. Понимаете, всегда хочется хорошей беседы, но, как правило, интервьюеры выполняют задание той или иной редакции. У них есть определенный формат, ограниченность вопросов. Бывает, что мне задают какой-то глубокий вопрос, на который коротко ответить невозможно. Тогда я говорю много, а в итоге получается, что ответ сильно сокращают. Смысл и содержание теряются. Но все не так категорично: я даю интервью! Вот и сейчас мы разговариваем.

В одном интервью вы говорили, что у вас сложные отношения с вашим фильмом «Эйфория». Что это значит?

Не только с ней. Я вообще свои фильмы никогда не пересматриваю. Я не зритель своих фильмов. Понимаете, я хоть и снимал кино, но кинорежиссером себя не считаю. Мне как зрителю не близок формат моих фильмов. Мне не нравится артхаус ни в каких его проявлениях. Я люблю коммерческое кино, интертейнмент. Даже если кино авторское — например, фильмы Квентина Тарантино, — то это было сделано по законам интертейнмента. Интертейнмент — это же не только развлечение. Это не значит неглубоко, а значит, что фильм сделан в таком формате, что людям все понятно, доступно. «Джокер», сериал «Чернобыль» — это все интертейнмент.

Сами не хотите снимать такое кино?

Может, и стал бы, но мне пока не предлагают, а авторское кино, которое «о чем-то», мне самому неинтересно. Вот фильмы-спектакли — с удовольствием, потому что это моя территория и я знаю, как их делать.

Фото: Kasia Chmura

А что за фильм с Алисой Фрейндлих у вас запланирован на декабрь?

Понятия не имею. Это, видимо, фильм, про то, как Алиса Бруновна репетировала в спектакле по моей пьесе «Волнение». И мне кажется, это фильм очень важный, потому что Алиса Бруновна великая. Знаете, есть знаменитые, а есть великие. Так вот она великая, а их осталось не так много. Фильм сделал ее внук Никита Владимиров, и он огромный молодец, что решил снимать. Думаю, посмотрю это кино, когда мне будет лет 80, потому что сейчас я что-то не хочу на себя смотреть. 

Почему?

Да комплексы у меня. Я не очень люблю себя, не могу ничего с этим поделать. Стараюсь ничего про себя не смотреть и интервью не читать.

У этой нелюбви к себе есть причина?

Я себя не знаю до конца. Любить себя можно только тогда, когда ты себя знаешь. Понятно, что не так все драматично. Я вообще живу в достаточной гармонии с собой — в такой, которая нужна, чтобы жить. Но я же еще и художник, и автор: здесь всегда есть какой-то дисбаланс. Еще я эгоистичен, а никакой эгоизм невозможен без страхов.

Вам нравится, как ставит спектакли по вашим пьесам Рыжаков?

Мне кажется, Виктор Рыжаков принадлежит к тому поколению режиссеров, которые верят, что режиссер — автор спектакля. И они сочиняют свой спектакль на основании пьесы, очень часто повторяя, что не сократили текст автора или что просто его любят. Но пьеса — это действие, событийный ряд. Я был недавно поражен, поняв, что многие очень известные режиссеры просто не знают, что такое событие или что такое действие. Просто этого не знают. Виктор Рыжаков из тех режиссеров, которые не знают традиционной системы. Но при этом делают что-то свое.

Почему вы до сих пор с ним работаете?

Режиссеры — это люди, которые дают драматургам работу, а значит, деньги. Не пьеса выбирает режиссера, а режиссер — пьесу. И я очень благодарен судьбе, что Витя Рыжаков вообще обращает внимание на то, что мои пьесы есть. Это ведь благодаря ему они шли в МХТ им. Чехова. Он это делает из любви и говорит о чем-то своем на основе моих пьес. Его постановки очень популярны, они нравятся публике. Я рад, что пьеса моя послужила поводом для успешного спектакля. А то, что она не была раскрыта, это уже не проблема Рыжакова и всех современных режиссеров, это вопрос очень духовный. Современный ум человека вообще не имеет связи с источником.

Вы, насколько я помню, хотели снять фильм про профессию драматурга.

Очень хочу снять! Только пока никак не могу написать сценарий. Идея будущего фильма в том, чтобы просто рассказать людям, кто такой драматург.

В театре сегодня профессиональных режиссеров почти нет, там только подделка, фейк.

Как вы для себя истолковываете понятие «драматургия»?

Мало кто знает, что это такое. Мне очень часто все (и Рыжаков тоже) повторяют такие слова: «Ты хочешь сказать, что надо ставить пьесу только так, как ты это видишь? А вот я же по-своему вижу, а кто-то по-своему видит. Значит, у нас у всех разный взгляд». Когда я это слышу, я сразу понимаю, что эти люди не знают, что такое «театральная школа» и что такое драма. Драматург пишет не только тему и слова. Драматургия — это структура действия. Это то, как театральное действие и слова будут попадать в зрительный зал. Например, есть роман «Анна Каренина». Чтобы сделать из него пьесу, нужен такой человек, который не просто это скомпонует, а придумает, каким образом этот материал может сегодня звучать со сцены. То есть драматург создает самостоятельное художественное произведение. Современный режиссер же приходит и на этом произведении строит еще свое произведение. И это, надо сказать, мешает обоим. А проигрывает зритель.

То есть ошибки, которые допускают режиссеры, когда ставят спектакли по вашим пьесам — это то, что они создают свое произведение на основе вашего?

Да, и не только по моим пьесам, а вообще. Ошибка у режиссеров всего одна: они считают себя авторами. Хоть у Богомолова можете спросить, он вам скажет то же самое. Никто из них этого и не скрывает. Но в драматическом театре на первом месте всегда текст. Слова. Спектакль — это исполнение слов. И если сейчас кто-то из режиссеров со мной не согласен, то только потому, что его неправильно набрали на режиссерский курс и еще ничему не научили, кроме того, как чувствовать себя типа крутым. В театре сегодня профессиональных режиссеров почти нет, там только подделка, фейк, который при помощи видеопроектора и света делает вид, что ему есть что сказать. Это я не ворчу и не хочу отказать в таланте Рыжаковым, Могучим, Серебренниковым и другим. Я их вообще очень люблю и уважаю. Но они не знают принципов театра, где на первом месте текст и актер. А ведь так и есть: театр — это текст и актер.

Фото: Kasia Chmura

Вы читаете рецензии на свои спектакли?

Нет, потому что я категоричный противник критиков. Мне кажется, сегодня, когда люди говорят о толерантности и уважении, не может быть авторитета, который выдал бы нам объективную истину. Можно писать как блогер: на это имеет право каждый. Но это не может быть возведено в ранг профессии. Критиков я не читаю, но интересуюсь, что говорят про мой спектакль зрители. По их отзывам я уже и делаю какие-то выводы.

Как считаете, слово критика в России имеет какой-то вес?

К счастью, нет. В России критики не влияют на продажи билетов — во всяком случае в той области, в которой я работаю. Этого же нельзя сказать о Польше, Германии или Англии: в этих странах критик, к сожалению, очень силен. Там критическая статья способна сломать спектакль вообще, и у меня были такие случаи.

Расскажете?

Ну вот, например, одна из моих пьес, «Невыносимо долгие объятия», сделанная для «Дойчен театра», провалилась в Германии. Ее сыграли отвратительно, спектакль искажал смысл текста. Это увидели все: и мои друзья, и я сам. При этом критики так и не поняли, в чем провал, и свалили все на пьесу, хотя даже не читали ее. После их рецензий не было ни одной постановки этой пьесы, все режиссеры отказывались от нее. Получается, что в Германии, а также в Польше и в Англии, критики формируют культуру для других людей, решают за зрителей.

Читали, что Виктор Вилисов писал про «Интертейнмент»?

Вот его читал, да. Эту статью мы прочли с моей женой… и вообще ничего не поняли. Но мы и прочли-то только потому, что мои друзья потешались и прислали мне сообщения типа: «Прочитай, там чувак какой-то гонит». Мы прочли — и да, чувак гонит. А что это было, мы не поняли. Да и никто, наверное, не понял.

Смотрите ли вы ютьюб?

Да, конечно. Больше всего я люблю смотреть рок-концерты. Radiohead, например. Еще люблю стендап-камеди и Урганта.

А блогеров?

А, этих нет, не смотрю.

Я сам не хочу до конца жизни работать в театре и отчетливо вижу на горизонте конец своей работы.

Почему у вас нет инстаграма?

Меня нет ни в одной социальной сети. Года четыре назад был, но удалился, потому что съел там кучу горя. Во-первых, я сам очень не сдержан. Увижу там что-нибудь — и ляпну. Во-вторых, мне психологически некомфортно. Я не хочу делиться своими мыслями где-то в пространстве. Я же писатель, мне есть через что себя выразить.

Если бы завтра так получилось, что профессия драматурга исчезла, театра и кино нет, кем бы вы стали?

Вы знаете, а я сам не хочу до конца жизни работать в театре и отчетливо вижу на горизонте конец своей работы. Я бы хотел уйти из театра и из искусства. Идеи, чем я буду заниматься, у меня уже есть: мы с женой хотим сделать оздоровительный центр с йогой, спа и прочим. Где-нибудь в горах. Сейчас пока возможности это реализовать нет, да и дочка в школу ходит, мы не можем в горы переехать. Жду, когда она закончит школу, и уйду из театрального бизнеса.

Okko Театр планирует поставить «Дон Кихота». Расскажете про него?

С этой постановкой вообще интересная история. Мы с Сашей Палем были в компании общих друзей и как-то речь зашла про это произведение. Саша и говорит: «Хочу что-то с "Дон Кихотом" сделать!» А я смотрю на Паля и понимаю, что что-то в нем такое есть. Что-то от Дон Кихота, понимаете? И тогда я начал читать. С тех пор считаю «Дон Кихота» самой лучшей книгой из когда-либо мною прочитанных.

Какие еще книги вы можете назвать своими любимыми?

До «Дон Кихота» долгое время первое место занимала «Анна Каренина» Толстого и «Зависть» Олеши. Но Сервантес их сместил! Кстати, очень важно читать его в переводе Николая Любимова.

Кто, кроме Паля, еще занят в «Дон Кихоте»?

Актеры «Гоголь-Центра» и Никита Кукушкин в роли Санчо.

Люди идут в театр, чтобы поймать каждую реплику, каждое движение. Театр на видео — это же вообще не то. Как Okko Театр все это будет передавать?

Это был первый вопрос, который мы себе задали в самом начале. И ответ был такой: никак не будем передавать, потому что это сделать невозможно. Сам театр через видео не передать, потому что там смысл в энергии, которую актер получает от зрителя, а зритель — от актера. На экране можно смотреть футбол, хотя на стадионе все равно гораздо лучше. Театр — нет. Мы не просто собираемся снимать спектакль, а создавать отдельный продукт, специальный жанр, который называется «фильм-спектакль». У меня уже есть похожий опыт: фильм «Танец Дели» — пьеса, сделанная как фильм, и спектакля по ней не было никогда.

Сколько стоит сделать такой фильм-спектакль?

На него уходит больше денег, чем на обычную съемку спектакля, но намного меньше, чем на художественный фильм. А мы, по сути, претендуем на художественный фильм.

Таким образом, спектакль спектаклем, а для Okko Театра будет сниматься еще что-то отдельное. Так?

Да. Вот, например, «Интертейнмент». Он уже идет на сцене театра «Градский Холл» и в апреле появится онлайн. То, что вы видите в театре, и то, что на экране, — это абсолютно разные вещи. В фильме-спектакле отличаются и костюмы, и сценография. Единственное, что останется тем же — актерский состав: это я и моя жена.

Кстати, о Каролине. Чему она вас научила?

Моя жена идеальна во всем. Это правда, я сам поражаюсь. Я дурак, а она умудряется сочетать в себе силу и женственность. Она всегда останавливает меня, когда знает, что мой поступок может привести к ошибке, и чаще всего бывает права. Каролина уже спасла меня и нашу семью вообще от очень многих ошибок, которые я мог бы совершить. Просто я гораздо менее уравновешенный и больше делаю глупостей.

Вы много работаете вместе. Даете друг другу свободу?

Конечно, это очень важно! Она дает свободу жить мне, а я ей, мы не контролируем друг друга от начала до конца. Никто не может жить и любить в рабстве. У моей жены есть своя жизнь, которую я ценю: у нее есть друзья, много съемок. Я, например, вообще не представляю, как можно быть актером и сниматься в кино, повторять по 20 раз одно и то же. Мне кажется, это ужасно. Но Каролине это нравится, она снимается с девяти лет, и я это очень уважаю. Я стараюсь не влезать в ее личный мир и считаю, что такая свобода очень важна.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Саша Мансилья
шеф-редактор
Читайте также
Герои — 16:58, 14 июня 2021
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)