Gorillaz: Song Machine. Live from Kong (адаптация названия для русского зрителя вышла довольно забавной) — концертный фильм, снятый во время трех онлайн-выступлений виртуальной группы, которые имели место в декабре прошлого года. Обычно концертные ленты дают возможность зрителям в кинозале почувствовать себя частью стадионной или фестивальной аудитории, насладиться масштабом зрелища и отчасти восполнить пробел в собственном концертном резюме. «Gorillaz: Song Machine. Live из Конга» — фильм, в котором зрителей нет вовсе. Это, вероятно, единственный пример выступления виртуальной группы для несуществующей аудитории.
Учитывая искусственное, мультипликационное происхождение Gorillaz, легко было представить себе нечто вроде «нарисованного концерта». Однако сами персонажи художника Джейми Хьюлетта непосредственно на сцене появляются редко, зато Нудл и Мердок сидят за пультом в аппаратной и руководят съемкой концерта, а музыкальный мозг проекта Дэймон Албарн вместе со всей своей братией потеет перед камерами. Такой перевернутый с ног на голову сюжет — типичный для создателей Gorillaz юмор.
Впрочем, есть и вполне трогательные эпизоды с рисованными персонажами. Например, когда Нудл исполняет песню The Pink Phantom в дуэте с анимированным Элтоном Джоном.
Герои, созданные аниматорами и компьютерщиками, живут в этом фильме сразу в нескольких измерениях. Тот же Элтон Джон появляется на экране позади живых аккомпаниаторов Дэймона Албарна, и он же, в виде все того же мультипликационного аватара, играет прямо на сцене. ABBA еще только задумывались о том, как назвать своих цифровых двойников, которые вместо них выйдут на сцену в далеком 2022 году, а Gorillaz уже вовсю совмещали артистов из плоти и крови, анимацию и голограммы. До конца так и не ясно, например, какая технология использовалась во время совместного исполнения Gorillaz и Беком песни The Valley of the Pagans. Вроде бы это голограмма. Но голограмма, которая появляется точно в назначенном месте и работает с артистами наравне.
При этом самые сердечные номера концерта все же исполнены человеческими особями. Это The Lost Chord с участием Ли Джона из легендарной соул-группы 1980-х Imagination, это панковский разнос Momentary Bliss с участием Слоутая и Slaves и, конечно, Strange Timez с участием Роберта Смита из The Cure. С нее начинается карантинный альбом Gorillaz Song Machine, Season One: Strange Timez, с нее же начинались и все виртуальные шоу группы. Сама фигура Роберта Смита обладает особенным притяжением, недаром новый альбом The Cure неизменно включают в число самых ожидаемых релизов 2022 года.
Однако сам по себе фильм «Gorillaz: Song Machine. Live из Конга» — тоже достижение. Он доказывает, что даже в условиях отсутствия концертов и тотальной «удаленки», оперируя разного рода анимированными и оцифрованными персонажами, можно создать шоу, которое будет трогать зрителей по всему миру не меньше, чем живое выступление. От фильма Gorillaz не остается ощущения фейка, это самое главное.