Обзоры, Кино — 15 октября 2021, 17:20

Фестиваль дебютов на Новой Голландии. Вечное возвращение в поисках логоса

13 октября завершился второй Международный фестиваль дебютов на Новой Голландии. А сейчас в Москве, в кинотеатре «Иллюзион» проходит эхо фестиваля, где можно увидеть как фильмы-победители, так и другие премьеры. Об основных картинах фестиваля — Денис Виленкин.

Фестиваль дебютов в Новой Голландии интеллигентный и тихий. Показы проходили в пространстве «Дом 12» на самом острове, в историческом киноцентре «Родина» и «Доме кино». Главная программа — основной конкурс дебютов, хотя и программный директор фестиваля Алексей Артамонов, и президент фестиваля Александр Роднянский** не раз отмечали, что дебют — это не только первый или второй фильм, а состояние свежего кино. Потому фокус в конкурсе сделан на альтернативное, подчеркнуто не зрительское кино, что исключает участие в нем жанровых картин. Хотя среди жанровых — как комедий, так и триллеров, хорроров — хватает интересных авторских высказываний. В общем, необязательно быть «сложным», чтобы быть интересным. 

Отсюда остро возникает вопрос о зрительском интересе к фестивалю. Ведь главный российский фестиваль экспериментального кино MIEFF — все же исключительно арт-площадка, позволяющая кинематографистам, художникам, энтузиастам и сочувствующим знакомиться с новинками и ретроспективами экспериментального кино. А фестиваль дебютов должен быть по большому счету более открытой к универсальному зрителю институцией. К тому же несколько странно, что международный конкурс существует отдельно от российского. Главная задача смотра — поиск авторов в поиске форм и поиск авторов в поиске киноязыка. К сожалению, большинство работ не выдерживает собственного хронометража и размеров авторского эго.

Гран-при основного конкурса получила лента «Девушка и паук» братьев Цюрхеров. До того ее наградили в Берлине за лучшую режиссуру секции «Столкновения». В фильме рассказывается история переживаний швейцарки Лизы, которая готовится к переезду в новую квартиру. Это довольно маловыносимая картина с почти незамолкающей музыкой: Gramophone Евгения Дога сменяет Voyage, Voyage группы Desireless. Фильм наматывает перед зрителем тоскливые круги по миру искусственных микроорганизмов быта: недопитый стакан, застывший паук под потолком, развевающиеся занавески, горчичная футболка на фоне желтого кресла. Любовь тут больше не живет, в общем. Метод понятен в первые десять минут, затем начинаются неловкие ерзанья. 

#INSERT_ARTICLE#

Жюри, к слову, обошло призом другой меланхолический портрет — «Кометы — лето на Корсике» Паскаля Таньяти, уютный и нежный дебют о месте и людях, премированный специальным призом на Роттердамском кинофестивале. В нем личность автора, выросшего на Корсике, перерастает в личность целой корсиканской деревни, что дышит и звучит ее жителями: танцующими подростками, молодым афроамериканцем, работающим сиделкой у пожилой корсиканки, и другими. 

Многим авторам — например, Александру Коберидзе в «Что мы видим, когда смотрим на небо?», Рейне Верметт в «Сент-Анн» и Мерави Герима в «Остатке» — хватает лирической ясности и вкуса, но недостает чувства меры. Кажется, это главная загвоздка всех показанных дебютов.

«Сент-Анн» — так и вовсе один из самых красивых и бессмысленных фильмов смотра. Приглушенный цветокор расползается по осипшей деревне. На озере плавают утки, старик причмокивает трубкой, пока на фоне звучат мотивы кантри-музыки, нарушающие вечный покой. У режиссерки Вермет люди красиво трогают фото и молчат в режимном свете. Номинальный сюжет, повествующий о Рене, оставившей свою маленькую дочь Афину и внезапно появившейся на горизонте родной деревни, заканчивается той же натужной многозначительностью, которая проходит лейтмотивом через весь фильм.

#INSERT_ARTICLE#

В этом смысле получивший приз жюри «Остаток» в программе «Дни авторов» в Венеции, рассказывающий (как и «Кометы» и «Сент-Анн») о возвращении в родные пенаты, куда ближе к метафизическому кино реальности. По сюжету молодой режиссер приезжает в родной Вашингтон и ищет вдохновения для написания сценария. Поэтика картины довольно суконна, но в авторской интенции в отношении места ей не откажешь.

#INSERT_ARTICLE#

В контексте искреннего возвращенческого пафоса международному конкурсу, опять же, не достает двух российских картин: «Лета» Вадима Кострова, в котором режиссер из Нижнего Тагила импровизирует на тему собственного детства в Нижнем Тагиле, и «Никиты Лаврецкого» белорусского кинокритика и режиссера Никиты Лаврецкого (программа «Хорроры из зловещей долины»).

Фильм Кострова сложно назвать фильмом, но можно обозначить видеоэссенцией. Это любительская виньетка, тяготеющая к классическим и экспериментальным киноприемам. «Зеркало» на детской площадке и «Ностальгия» на речке. «Лето» довольно изысканно, чтобы раздражаться на него, и достаточно неглупо, чтобы его ругать. Жаль, что Костров не концентрируется на отношениях ребенка с миром и бабушкой (режиссеру будто бы скучно с героем), а отвлекается на миры подростков и чересчур увлекается абстрактными кадрами. Привлекает редкая в молодом кино осмысленная воцерквленность, проскальзывающая, например, в диалоге с бабушкой, но отталкивает эмоциональная анемичность. И любопытно, конечно, посмотреть, что снимет Вадим Костров, если у него будет фильм с бюджетом.

Кадры из фильма «Лето»
#INSERT_ARTICLE#

«Никита Лаврецкий», как раз тоже рассказывающий о детстве режиссера, сделан полярно иначе. Это не импровизированная реконструкция воспоминаний в жанре, близком к мокьюментари, как у Кострова, а настоящий нигилистский панк-арт, документальный эксперимент, в котором режиссер монтирует кино из собственных видеоархивов, начиная с самых малых лет вплоть до позднего подросткового возраста. Штука радикальная и мало на что похожая. Никита акцентирует внимание на засвеченных фотокамерой своих красных глазах, нагнетая саспенс на протяжении картины, чтобы ближе к середине (по ходу взросления) вдарить жесткими видео с эпизодами школьного буллинга. Постепенно выстраивается портрет аниме-героя, очаровательного и общительного в детстве и замкнутого и погруженного в себя в пубертате. Где-то за кадром домысливаются десятки аниме-сериалов: от «Тетради смерти» до «Высшей школы DxD».

Кадры из фильма «Никита Лаврецкий»
#INSERT_ARTICLE#

Альтернативным отображением реальности через альтернативное изображение также занимается и постановщица Дарья Лихая в своем фильме «27а». Она прибегает к медитативному путешествию по Google-картам, за кадром начиная рассказ о своих детских страхах, порожденных программой «Жди меня». То есть это такое обладающее мощным потусторонним эффектом путешествие в подсознание. Будто бы VR без VR, получившийся особенно сильным благодаря литературному таланту автора.

Приз программы «Сделано в России», где были показаны как раз и «Лето», и «27а», достался фильму «Обходные пути», недавно показанному на Венецианской неделе критики. Это кино геометрии, история курьера-закладчика, теряющегося в городском ландшафте. Но гораздо любопытнее и мощнее в недавнее время выглядел виртуозно снятый и сыгранный фильм Петра Федорова Last Quest, деконструировавший жанр русской народной лубочной сказки на почве (простите за каламбур) закладок и наркопотребительства.

#INSERT_ARTICLE#

Главный, пожалуй, вывод, который напрашивается по просмотру конкурсных программ, — исключительное желание режиссеров усложнить форму и преумножить очень маленькую и не всегда работающую идею путем визуального самосовершенствования. На этом фоне титанически смотрится «Фабиан: путь под откос» теневого классика немецкого кино Доминика Графа, показанный ближе к концу фестиваля на правах гала-премьеры.

Кадры из фильма «Фабиан: путь под откос»
#INSERT_ARTICLE#

Экранизация романа Эриха Кестнера. По сюжету молодой человек по имени Якоб (Том Шиллинг) работает в рекламном отделе табачной фирмы, но не оставляет мечты о писательской карьере. Тем временем любовь всей его жизни неожиданно и болезненно для героя становится кинозвездой. Мастер-класс синергии замысла и формы, близких к совершенству. 16-миллиметровая пленка прерывается лихорадочными движениями камеры, вонзающейся вопиюще цифровой картинкой. Архивная хроника сталкивается с сомнамбулическими похождениями главного героя. Это удивительно молодой, современный и оригинальный фильм, наказ всем юным режиссерам. Ведь, чтобы цитировать Фассбиндера, нужно сначала иметь собственное слово, которое нестерпимо хочется произнести. Пожелаем авторам успехов во всех начинаниях и отдельно не потеряться в поисках логоса.



Подписывайтесь на наш Telegram-канал
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Читайте также
Интервью — 10:25, 31 октября 2025
«Лютик», «МОЛОДОСТЬ ВНУТРИ», Nomad Punk и «внимание брусника!» рассказали SRSLY о любимых мультиках
Новости, Новости — 31 октября, 10:25
Смотрим фильм Нади Ли Коэн с Хантер Шафер для бренда Gentle Monster
Новости, Новости — 30 октября, 20:07
Адам Драйвер исполнит главную роль в сериале «Кролик, кролик»
Новости, Новости — 30 октября, 19:25
Миа Гот и Зак Галифианакис сыграют в фильме «Эй, медведь!»
Новости, Новости — 30 октября, 17:40
Даг Лайман снимет свой сиквел «Дома у дороги» без Джейка Джилленхола
Новости, Новости — 30 октября, 16:01
В топ-40 Billboard Hot 100 впервые не вошла ни одна рэп-песня
Новости, Новости — 30 октября, 14:57
Вышел четвертый сезон «Ведьмака»
Новости, Новости — 30 октября, 13:30
Группа «внимание брусника!» выпустила мини-альбом «Преисполненный»
Новости, Новости — 30 октября, 11:27
Чаппелл Рон и The Killers выступят на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла
Тесты — 26 мая, 14:12
Новости, Новости — 30 октября, 11:03
Арми Хаммер возвращается на экраны в фильме Frontier Crucible
Новости, Новости — 29 октября, 19:00
Ник Джонас и Пол Радд снимутся в музыкальной драме Power Ballad
Новости, Новости — 29 октября, 16:45
Роберт Паттинсон выпустит дебютный альбом
Новости, Новости — 29 октября, 16:25
Появился трейлер фильма «Фэкхем-Холл»
Новости, Новости — 29 октября, 15:50
Музыку для нового фильма Стивена Спилберга напишет Джон Уильямс
Новости, Новости — 29 октября, 14:35
Зак Брафф и Дональд Фэйсон из «Клиники» на первых кадрах продолжения сериала
Новости, Новости — 29 октября, 13:27
Юрий Колокольников и Blue Canna: «Фандом Фест ВКонтакте» дополнил лайнап
Новости, Новости — 29 октября, 12:20
«ГЛУМ» выпустила альбом «Тенденция»
Кино — 29 октября, 12:20
Long story short: 5 сериалов об истории
Новости, Новости — 29 октября, 11:40
Рушана выпустила альбом «Вот-вот». Он про бессилие в эпоху катастроф
Новости, Новости — 28 октября, 19:15
Хоррор «Обитель» с Питом Дэвидсоном покажут в России
Новости, Новости — 28 октября, 18:30
Том Форд снимет фильм по роману «Плач к небесам»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 октября, 16:50
Студия Ghibli выпустила плюшевые игрушки
Новости, Новости — 28 октября, 14:55
В «ГЭС-2» пройдет книжный фестиваль
Новости, Новости — 28 октября, 13:50
Квентин Тарантино сыграет первую за 30 лет большую роль в кино
Образ жизни — 28 октября, 13:30
Главная офисная сирена. Разбираем стиль Тамары Кожемятько из «Папиных дочек»
Образ жизни — 27 октября, 19:30
О мышах и людях: как «История Резе» напоминает нам о человечности
Новости, Новости — 27 октября, 19:00
Марго Робби может сыграть нового «Американского психопата»
Новости, Новости — 27 октября, 16:00
Состоялся показ Vogue World, посвященный связи моды и кинематографа
Новости, Новости — 27 октября, 15:00
Эмир Кустурица поставит фильмы по книгам русских писателей
Новости, Новости — 27 октября, 15:00
Известна дата масштабного обновления Fallout 76
7.4
Дом Гиннесса
(1 сезон)
5
Москва слезам не верит. Все только начинается
(1 сезон)
Бар «Один звонок»
(1 сезон)
8.1
Смерть единорога
4.2
Денискины рассказы
(1 сезон)
7.7
Микки-17
7.5
Кончится лето
7.3
Громовержцы