«Америка Латина» (America Latina)
Массимо Систи (Элио Джермано) — уважаемый дантист, любимый отец и муж. Как в любой более или менее известной истории про маньяка-семьянина, за внешней идиллией скрывается внутренняя буря. В своем подвале Массимо обнаруживает привязанную к сваям девочку с кляпом во рту. Возникает резонный вопрос: «А кто это сделал?» Ответ кажется несколько предсказуемым.
Возможно, это самая скучная перекличка со всеми вашими любимыми режиссерами-первертами от Йоргоса Лантимоса до Ларса фон Триера. И уж точно самое беззубое кино про маньяка-дантиста, которое себе только можно вообразить. Талантливый артист, открытый к ярким перевоплощениям (чего стоит только его перформанс в «Я хотел спрятаться») тонет среди скучных кадров-иллюстраций психологических недугов и унылых немотивированных движений камеры. В общем, одни из самых ожидаемых авторов смотра сделали неожиданно плохое кино.
«Мама, я дома»
Тоне (Ксения Раппопорт), водительнице рейсового автобуса в Нальчике, сообщают, что ее сын погиб в составе частной военной компании на территории Сирии. Но Тоня — женщина серьезная — решает разобраться своими силами. Спустя время на пороге появляется молодой и крепкий парень (Юра Борисов) и говорит: «Мама, я дома».
Это кино, в котором звучит живая речь. Кино, в котором автор не стесняется быть автором. И самое важное: не стесняется не понравиться или быть непонятым. Возможно, в фильме маловато острых углов, но неотвеченные вопросы в мире Битокова будто отражают авторский замысел: все происходит не зачем-то, а в никуда и из ниоткуда. Если не это точнейшая метафора российской жизни, то чего же вам еще нужно?
«Дела человеческие» (Les choses humaines)
Александр Фарель (Бен Атталь) — сын известной писательницы-феминистки Клэр (Шарлотта Генсбур) и ученого Жана (Пьер Ардити) — приезжает к родителям в Париж перед тем, как приступить к учебе в США. Родители, правда, давно развелись. Отец увлекся молодой сотрудницей (Камилль Раза), а мать встречается с новым бойфрендом (Матье Кассовиц), с которым хочет познакомить сына. Бойфренд приводит на ужин и свою дочь от первого брака, Милу (Сюзанна Жуане). Молодые люди продолжают вечер вместе, а утром Мила пишет на Александра заявление об изнасиловании в полицию.
Иван Атталь, в народе известный как муж Шарлотты Генсбур, снял очень увлекательный процедурал. И даже если у вас аллергия на фильмы про судебные процессы, от «Человеческого», скорее всего, будет сложно оторваться. Два часа хорошо прописанные герои (вот что такое хорошая драматургия) безостановочно сыплют репликами, а сомнительная история практически до самого конца остается недорасказанной ровно настолько, чтобы с каждым шагом судебного заседания мы продвигались в нарративе трагедии. Но была ли трагедия? Атталь до самого финала держит в напряжении, но в итоге слегка оступается. Все это время у него был однозначный ответ, но режиссер держал его при себе, позволяя выговориться всем желающим. Возможно, стоило закончить фильм красивым и многозначительным кадром с закрывающейся дверью, за которой остается подозреваемый и жертва. Но Атталь, словно на допросе, не выдерживает им самим заданного напряжения и все проговаривает. Жаль. А в целом — сильно.
«Рассинхрон» (Tres)
Звукорежиссерка Си (Марта Ниэто) день изо дня занимается тем, что сводит звук с картинкой в художественных фильмах. Однажды заказчики возвращают ей фильм и говорят, что там рассинхрон. Си не понимает, как такое возможно, но позже замечает: звук в окружающих ее событиях запаздывает. Сначала она не слышит подъезжающую машину, затем звук начинает отставать еще больше, и Си удается застать разговор людей в ресторане, покинувших свой столик несколько минут назад. Недуг крепчает, работать невозможно.