
Легче всего было бы показывать этот фильм, опираясь на тот факт, что Лучо Далла — автор песни Caruso («Памяти Карузо»), более всего известной в исполнении Лучано Паваротти. В разные годы ее исполняли Мирей Матье, Андреа Бочелли, Лара Фабиан, Хулио Иглесиас, Крис Ботти, Селин Дион, а также Леонид Агутин, Дима Билан и Николай Басков. Caruso — эталонный хит в жанре классик-кроссовер, то есть песня, сделанная с использованием классического инструментария, но получившая резонанс в массовой культуре.
Однако Caruso не упоминается в анонсах премьерных показов и в принципе в рекламной кампании фильма. Дело в том, что его действие охватывает лишь ограниченный промежуток времени — от начала музыкальной карьеры Лучо Далла (примерно середина 1960-х) до 1980 года, омраченного не только смертью Владимира Высоцкого, Джо Дассена и Джона Леннона, но и терактом на вокзале в родном городе музыканта — Болонье. А Caruso была написана в 1986-м. И в фильме ее вообще нет. Если за пределами Италии данный факт может кого-то удивить, то для соотечественников Далла это вполне естественно.
«Для Лучо» — фильм о другом Далла и другой Италии. Первые пятнадцать лет карьеры Лучо — это его становление прежде всего как композитора, а с 1976 года, с момента окончания сотрудничества с поэтом Роберто Роверси, — и как поэта. Именно на этот период приходится локальная слава Далла. Тогда он до предела отточил мастерство «кантауторе» — автора-исполнителя. Это время, когда его песни стали для Италии всем — дискотекой, серенадой, социальным комментарием. Призовое третье место на фестивале в Сан-Ремо он занял в 1971 году, когда фестиваль еще и не думали каждый год транслировать по советскому телевидению.
Режиссер Пьетро Марчелло сажает в кадр двух близких людей Лучо Далла — его менеджера Тобиа Риги и друга детства Стефано Бонаге. Они рассказывают о Далла за столом в траттории, прихлебывая вино и закусывая его спагетти. Но большая часть фильма — документальные кадры, собранные Марчелло.
В этих съемках — не только фрагменты концертов и телевизионных выступлений Далла, но и обычная кинохроника за 40 лет, движение времени, а именно — превращение винодельческой провинции Эмилия-Романья в индустриальный регион, в котором сейчас делают Lamborghini, Maserati, Ferrari и Ducati. Одна из центральных сцен фильма — хроника окончившейся трагедией гонки Mille Miglia, смонтированная под одноименную песню Лучо Далла из альбома Automobili.
Альбом стал настоящей сенсацией в Италии. Его главная тема — автомобили, судьбы гонщиков и полемика с автопроизводителями. В открывающем пластинку треке Intervista con l'Avvocato («Интервью с адвокатом») Далла цитирует интервью владельца Fiat Джанни Аньелли журналисту The Guardian. Ответы довольно бессмысленные, и весь альбом Далла исполнен иронии и грусти от того, что судьбы его родины решают люди, далекие от забот обычных итальянцев.
Пьетро Марчелло не дает прямых ссылок на строки из песен музыканта. Он просто показывает, что происходило в Италии в 1940–1970-е и как менялся Далла, пока разорившийся Fiat продавали Ливии, рабочее движение крепло, а столкновения студентов с полицией становились обычным делом в стране. Если проводить параллели, то, оставаясь близким другом и соратником Адриано Челентано и Джанни Моранди, поэтически герой фильма ближе всего был Бобу Дилану. Он и был итальянским Диланом, этот человечек, похожий на кота Базилио в исполнении Ролана Быкова, только с поправкой на выдающийся тенор и невероятный итальянский мелодизм, на артистизм, чувство юмора и способность мгновенно переключаться со скэта, из разговорного регистра в эстрадный или оперный.
В этом можно было убедиться на последнем московском концерте Далла, который состоялся в 2008 году, за четыре года до его смерти. Люди, пришедшие «на Caruso», оказались мгновенно покорены певцом. Если, конечно, не были итальянскими экспатами, выросшими на его песнях.
Фильм «Для Лучо» интересен точно не потому, что его герой — автор песни Caruso, написанной в 1986 году. Его нужно смотреть, потому что в 2021-м Италия снова у всех на устах. Италия — это страна, которая, первой приняв на себя удар эпидемии Covid-19, спустя год выиграла «Евровидение» и Чемпионат Европы по футболу. Люди, олицетворяющие эти победы, будь то группа Måneskin или футболисты национальной сборной, совсем не похожи на карикатурных итальянцев, которых косплеит Иван Ургант в Ciao, 2020! Лучо Далла если и был на них похож, то пел точно для других: для студентов, заводских рабочих и докеров. Фильм «Для Лучо» рассказывает о том, как менялось лицо Италии, — и сейчас оно тоже меняется. Может быть, вы что-то про нее поймете.