Интервью, Музыка — 13 апреля, 10:45

«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»

Борис Барабанов
Журналист, продюсер

На днях у группы Zventa Sventana вышел клип на заглавную песню из нового альбома «На горе мак» с Варварой Шмыковой в главной роли. Вот что рассказали о нем SRSLY участники группы Юрий Усачев и Тина Кузнецова

Кто придумал саму концепцию клипа «На горе мак»? Были ли другие варианты? 

Юрий Усачев: Было много разных идей, но я упорно твердил, что хочу идти в сторону 2D-графики 1990-х в стиле группы Technotronic.  

Почему? 

Юрий Усачев: Потому что сегодня я не встречаю подобных клипов, и хорошо было бы использовать культурные наработки предыдущих поколений. В нашем мире многие вещи цикличны. И у нас получился интересный фьюжн видео и аудио. 

А что такое «киберфолк», который вы упоминаете в комментариях к клипу на ютьюбе? 

Юрий Усачев: Вообще, «киберфолк» — прекрасное новое слово, которое дает так много необычных ассоциаций, что за ним можно спрятать фактически любую форму искусства. Надо бы нам за собой эту формулировку закрепить: «Киберфолк — это круто».


Как вы договорились с Варварой Шмыковой о съемках в клипе? Она, вероятно, одна из самых востребованных и загруженных артисток в России сейчас. 

Тина Кузнецова: К моему везению, Варвара — давняя поклонница Zventa Sventana. Когда я ей написала, она уже слушала мою музыку не первый год. Оказывается, в возрасте тринадцати лет Варя попала на наш концерт и с тех пор мечтала с нами поработать. Я дико удивилась, ведь это была эпоха самого первого альбома Zventa Sventana «Страдания». А это вообще сплошной ураган из джаза, фьюжна и world music! Нормальные девочки в этом возрасте слушают Бритни Спирс. (Смеется.) А если серьезно, я до сих пор получаю много респектов за ту пластинку. Она очень непростая, и прошло уже пятнадцать лет с момента ее выхода. Удивительно, что ее так помнят! Значит, мы действительно хорошо поработали в тот период. 

По сути, история с Варей — это такой респект из 2006 года, который долетел до меня вот только сейчас.

Плюс стоит отметить, что у нас много общих друзей, в том числе Ваня Дорн и Ирина Горбачева. Рано или поздно мы бы обязательно познакомились и сделали что-то вместе. У нас похожие ценности, вайб и доля сумасшествия.

Кто ставил танцы для клипа? Было ли сознательное желание уйти от лубочной «фольклорности» в хореографии? 

Тина Кузнецова: Да, это было намеренно. Вообще, творческая и культурная задача Zventa Sventana — это покончить с лубочной фольклористикой. Она не имеет отношения к первоисточнику. Мы хотим снести этот наносной пласт и вернуть внимание аудитории к оригиналу — к аутентичной культуре. В наши дни это очень экзотично и может классно засверкать в медийном пространстве, если все грамотно подать. Танцы ставил хореограф и танцовщик Никита Орлов. Он отпустил свою творческую фантазию, взяв за основу элементы хоровода и народных танцев. Мы хотели, чтобы в движениях чувствовалась некая странность, дикость и трансцендентность языческого танца, но без намека на клише. Так оно и получилось.


В клипе использовано очень много нарядов, причем как «этнических», так и «современных». Кто их отбирал, кто выстраивал всю костюмную концепцию клипа?

Тина Кузнецова: Над луками работала Анна Гусева, именитый художник по костюмам и преподаватель Британской школы дизайна. Она дирижировала командой из семи человек, и даже при таких масштабах понадобился целый месяц. Мы хотели создать ультрамодные, разрывающие сознание костюмы с легким этническим флером. По этой причине можно увидеть много бахромы, вышивки, многослойности. Конечно же, мы сделали акцент на российских дизайнеров. Львиную долю вещей предоставил любимый мною бренд Анастасии Докучаевой. Маску на лице Вари сделала Анастасия Пилепчук, успевшая поработать даже с Grimes. Самым сложным в создании оказался образ хтонической богини (она же Баба-яга). Мы хотели показать, что героиня — это существо огромных, в прямом смысле нечеловеческих размеров. Для этого пришлось сооружать платье длиной чуть ли не три метра. В конце клипа, где я возвышаюсь над Варварой, под сарафаном на самом деле прячется высоченная стремянка. 

Что самое интересное, платье Баба-яги сшила fashion-дизайнер с образованием фольклориста — моя подруга Варвара Зенина! Это абсолютно уникальный человек. Она сначала отучилась в РГГУ на фольклориста, а потом создала свой бренд с духом традиционной русской одежды. Он так и называется — Varvara Zenina. Кстати, именно с ней мы ездили в экспедицию в Белгородскую область, после которой родилась новая аранжировка «Дуняши» с альбома «На горе мак». Словом, над образами работал настоящий полк уникальных профессионалов. Всю команду для нас с любовью собрали продюсеры Таша Деева и Филипп Нестеров из продакшена Headshot. Они организовали все производство, и клип состоялся на этом уровне именно благодаря им. Творческая команда Zventa Sventana очень маленькая — буквально три человека, включая нас с Юрой. Одни мы бы просто не потянули такой проект. 


Что за фестиваль Oniros Film Awards, на котором клип получил награды еще до официального релиза?

Тина Кузнецова: Oniros Film Awards — это международный конкурс IMDb с публичным показом работ. Он проходит раз в месяц, и каждый сезон лучшие видео показывают в Нью-Йорке. А Berlin Music Video Awards, где нас тоже наградили, — одна из самых заметных видеопремий Европы. Мы попали в специальный отбор, так называемый Silver Selection. Это, к слову, тоже заслуга Headshot Production. Ребята делают все, чтобы наш клип увидел весь мир. А это то, чего мы хотим, — рассказать всей планете об аутентичной культуре нашей страны.


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 14:15, 15 мая 2021
Мотоклубы и крытые мотошколы. Где и как в Москве учат ездить на мотоциклах
Новости, Новости — 15 мая, 14:15
У «Бриджертонов» будет спин-офф о королеве Шарлотте
Новости, Новости — 15 мая, 12:54
Джейден Смит откроет ресторан I LOVE YOU. Там смогут получить помощь бездомные
Новости, Новости — 14 мая, 22:51
Ютьюб-канал для скучающих по путешествиям: американец снимает пешие прогулки по городам мира
Образ жизни — 14 мая, 20:34
Дай почитать: обзор «Теней тевтонов», «Трансметрополитена» и других книг
Новости, Новости — 14 мая, 18:37
У Дикси Дамелио новый клип. Там снялась Чарли Дамелио
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 мая, 15:45
У Boulevard Depo и Jeembo вышел ЕР «Омофор». Он должен помочь избавиться от хронической усталости
Новости, Новости — 14 мая, 15:14
Опубликован утерянный альбом Коби Брайанта. Баскетболист записал его 21 год назад
Образ жизни — 14 мая, 14:27
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Glass Animals, Depeche Mode и Kasabian
Новости, Новости — 14 мая, 11:19
Бывшие аккаунты Swag Team переименовали в Fenix Team
Новости, Новости — 14 мая, 10:21
У Артура Бабич вышел трек «Бабки»
Новости, Новости — 14 мая, 09:10
Белла Порч выпустила дебютный трек, а еще клип. В видео снялись Рахим и Дина Саева
Кино — 14 мая, 06:28
Верни мне музыку, без музыки тоска. Рецензия на фильм «Легенда о пианисте»
Новости, Новости — 14 мая, 00:14
Костюмы в стиле Марии-Антуанетты и сиреневая пудра: Ashnikko выпустила клип на трек Slumber Party
Музыка — 13 мая, 18:48
О новом альбоме, взломе радиоформата и «Страдающем Средневековье». Интервью с группой «СЛОТ»
Новости, Новости — 13 мая, 15:36
Дина Саева сняла мини-фильм, где рассказала о смерти отца и причинах своего состояния
Новости, Новости — 13 мая, 15:04
У Wylsacom коллаб с Nike. Блогер сделал лимитированные кроссовки со встроенными Apple Watch и AirTags
Новости, Новости — 13 мая, 13:21
У Егора Шипа вышел трек «Кис-кис». Блогер говорит, что посвятил песню Насте Ивлеевой
Новости, Новости — 13 мая, 11:48
Чарли Дамелио снялась в шоу The Early Late Night Show Дикси Дамелио. Поговорили о хейте в тиктоке
Герои — 12 мая, 18:15
Это просто фанфик какой-то. Интервью с Темой Пименовым
Новости, Новости — 12 мая, 18:13
BTS представят второй англоязычный сингл Butter 21 мая, а спустя два дня исполнят его вживую
Новости, Новости — 12 мая, 15:41
София Коппола сняла короткометражный фильм про нью-йоркскую балетную труппу
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 мая, 11:07
Billboard назвал главных артистов десятилетия. В топе Дрейк, Эд Ширан, Бруно Марс и Джастин Бибер
Герои — 12 мая, 10:14
«Диктофон» с русским текстом. Борис Барабанов разговорил Антона Макарова
Кино — 12 мая, 06:17
Сериалы недели: «Наследие Юпитера», «Интергалактик», «Девушка по вызову» и другие
Новости, Новости — 12 мая, 00:15
У Beembi из XO Team вышел дебютный трек «Можешь плакать»
Новости, Новости — 11 мая, 22:44
Lego выпускает конструктор с героями сериала «Друзья». Там тот самый диван, каноэ и Моника с индейкой на голове
Музыка — 11 мая, 21:07
Новое в музыке за неделю: Coldplay, Sir Sly, Qurt & Didar, Эрика Лундмоен и Amy Winehouse
Герои — 11 мая, 18:24
Полнометражная Америка: как русский актер массовки Влад Козлов стал режиссером в США
Новости, Новости — 11 мая, 18:18
Филипп Миронов стал шеф-редактором «Кинопоиска»
Новости, Новости — 11 мая, 15:03
Леонардо ДиКаприо показал первый кадр из «Убийц цветочной Луны» Скорсезе
18+
(1 сезон)
Карнивал Роу
(2 сезон)
Кобра
(2 сезон)
Ты
(3 сезон)
7
Достать коротышку
(1 сезон)
Барри
(3 сезон)
Дунканвилль
(2 сезон)
8.3
Любовь, смерть и роботы
(1 сезон)