Салават, расскажите, почему вы бросили работу топ-менеджера?
По первому образованию я юрист и большую часть жизни проработал «на дядю» в разных компаниях. Начинал с мелких позиций, в итоге дослужился до топ-менеджера. На мое решение повлияли коуч-менеджеры, которые были приглашены в компанию, где я на тот момент работал, чтобы научить нас, топ-менеджеров, новым способам управления персоналом: мотивировать людей, находить в них какие-то скрытые качества, выявлять сотрудников, у которых произошло выгорание, помогать им менять сферу деятельности внутри компании и так далее.
Получился интересный фокус: вместо того чтобы самому стать коуч-менеджером, я внутри себя тоже нашел какие-то вещи и понял, что больше не хочу ходить на эту работу. У меня произошло выгорание, появилась хроническая усталость. Плюс наступил кризис среднего возраста, когда пытаешься переосмыслить свою жизнь. Но я не стал покупать кабриолет или заводить любовницу, а решил что-то поменять на профессиональном поприще. Так как занимал высокую должность, поговорил с собственником компании, и мы полюбовно расстались. Еще год я искал себя. У меня была некая финансовая подушка безопасности, которая при наличии жены и троих детей помогала мне оставаться на привычном уровне. Все это время я посещал различные развивающие тренинги, много читал и медитировал.
И все это помогало?
Ну да. Я пытался на практике применять всякие эзотерические штуки: голодал, сыроедничал, потом стал вегетарианцем. Согласен, самый попсовый способ искать себя, но как бы смешно это ни звучало и ни выглядело, все перечисленные практики помогли мне заглянуть внутрь себя и найти ребенка, который не реализовал какие-то детские мечты и желания. Я вспомнил, что всегда любил рисовать. У меня родители художники, я даже окончил художественную школу.
И вы купили холст и краски?
Да. И начал рисовать. Творчество меня сильно вдохновило, дало силы, какую-то правильную энергию, и я решил продолжить. Первые картины были копиями известных мастеров: Ван Гога, Мане и других. Их я продавал своим друзьям за смешные деньги, 5–10 тысяч рублей. Как только решил, что творчество — теперь моя основная работа, стал пробовать их продавать. Потом я сам придумал дождливую серию. Полагаю, это творчество было связано с тем, что из меня выходили серость, усталость. Кстати, дождливые картины я в результате успешно реализовал за рубежом. Продавал через инстаграм**, в котором зарегистрировался в 2014 году.
А как пришли к миниатюрам?
Я писал картины и параллельно искал новые способы самовыражения. Еще когда в художественной школе учился, пытался создавать миниатюрные скульптуры из дерева и мела. По сути, меня всегда тянуло к чему-то маленькому. В конце 2014 года я снова увлекся этим видом искусства. Сначала делал миниатюры в спичечных коробках, но они выглядели не очень эффектно. А потом я решил попробовать создавать их на кончике карандаша. В то время что-то подобное редко можно было встретить. И так получилось, что сошлось все — мое желание и спрос на такие предметы искусства. Поэтому я стал заниматься миниатюрами серьезно.
Я так понимаю, до 2019 года вы выкладывали видео работ в инстаграм**. А почему решили попробовать себя в тиктоке?
Год назад я искал новые платформы для продвижения своего искусства, поскольку инстаграм** стал закисать. Кстати, моя аудитория там (около 800 тыс. подписчиков. — Прим. SRSLY) все еще не достигла миллиона. Думаю, это связано с алгоритмами, которые постоянно меняются. Фейсбук** давным-давно перестал быть интересным мне, ВКонтакте меня нет, и я туда принципиально не иду. О тиктоке слышал, плюс у меня там дети сидели. Посоветовался с младшей дочерью, она предложила попробовать, объяснила, что и как там грамотно делать. Первое же видео, на котором я в ускоренном режиме создавал скульптуру из графита, набрало миллион просмотров! Я был в шоке: в инстаграм** смотрели максимум 50 тысяч человек, и это уже считалось успехом. Тогда я понял, что нашел необходимую площадку. Тем более за несколько лет у меня скопилось большое количество роликов. Просто я стал уменьшать их по хронометражу. И почти каждый сюжет становился вирусным. В общем, дело здорово пошло. За месяц моя аудитория выросла до миллиона. В тиктоке реально собрать армию фолловеров в относительно короткие сроки, так как здесь хорошие охват и отклик. Так по миллиону прибавлялось каждый месяц.
И сейчас 12 миллионов! Как думаете, с чем связан ваш успех?
Просто я не похож на классического тиктокера, особо не участвую в трендах и, в общем-то, выбиваюсь из общей массы. Плюс, как выяснилось, людям интересно искусство. При этом меня смотрят не только в России, у меня очень много подписчиков за границей.
Сколько времени занимает создание одной миниатюры и какими инструментами вы работаете?
Все зависит от детализации и сложности объекта. Иногда можно уложиться за один рабочий день, а порой и недели не хватит. Например, Эйфелеву башню крайне сложно и долго делать. На воссоздание трона из «Игры престолов» по заказу кинокомпании ушло больше трех недель, потому что нужно было отдельно вырезать каждый меч.
Кто снимает и монтирует видео?
Я сам. Я такой человек-оркестр. В свое время увлекался фотографией и видеосъемкой, получил кое-какие факультативные навыки. Снимаю процесс создания мини-скульптуры на профессиональную камеру через микроскоп, затем фотографирую результат. Свет выставляю, потом обрабатываю в фотошопе.
Когда поступило первое предложение по поводу рекламы?
Где-то со второго месяца, когда аудитория составляла уже миллион и были бешеные просмотры (миллион за сутки — это еще минимум!), стали поступать заказы по рекламе. Сейчас просмотры падают, потому что алгоритмы тиктока поменялись, да и выделяться стало сложнее, поскольку очень много разных предложений. Поначалу в российском тиктоке, да и в мировом тоже, было мало интересных видео, а затем все сели дома и началось…
Салават, расскажите про самые крупные компании, с которыми вы сотрудничали?
Ко мне обращаются многие зарубежные компании, так как я позиционирую себя как международный художник. Из самых известных: HBO, Marvel и 20th Century Fox. Но это было еще до тиктока. Для HBO я сделал несколько выставок миниатюр по мотивам «Игры престолов». Они прошли в Юго-Восточной Азии, Польше и Румынии. Marvel связался со мной по случаю выхода очередных «Мстителей». Я создавал для них Человека-муравья и Женщину-осу. А что касается тиктока, то рекламные контракты очень разные. Недавно был хороший заказ от стримингового сервиса HBO Max: я сделал дня них на кончике карандаша фигурку Чужого из одноименного фильма.
Видела у вас в тиктоке миниатюру Бибера. Это тоже заказ?
На меня вышла команда Джастина, которая занимается его промоушеном, они заказали мне продвижение одного его видео. Это обычная практика для тиктокеров — сделать что-то в их стиле под музыку. Есть, например, тиктокеры братья Верзаковы, они снимают пародии на известные мультики. В моем случае я создаю скульптуры под музыку. Так было и с Бибером, фигурку которого я вырезал из карандаша.
То есть, помимо грифеля, вы экспериментируете еще и с другими материалами?
Так получилось. Ко мне обратилась одна американская косметическая компания с просьбой попробовать что-нибудь сделать из их продуктов и прислали целую кучу разной косметики. Среди всего этого только из помады получалось что-то создать. Но нечто выдающееся едва ли можно сделать, потому что она как масло. Подписчикам видео с помадами зашли, поэтому, когда время контракта истекло, я продолжил уже сам работать с недорогой помадой.
Как на вас выходят крупные компании?
У меня есть агент, который живет в Европе, и крупными рекламными проектами, контрактами в основном занимается он. Все переговоры по серьезным выставкам идут через него. Небольшие предложения, приходящие в директ инстаграма** или на электронную почту, обработать и обо всем договориться могу я сам.
Какова судьба миниатюр, которые вы уже показали? Вы где-то храните карандаши?
Из-за пандемии все выставки отменились, потому большинство скульптур хранятся у меня дома в специальных защитных контейнерах. А так чаще всего фигурки уходят прямиком к клиентам. Обычно же заказывают не только видео, но и сама миниатюру.
Как часто к вам обращаются обычные люди?
Думаю, обычные люди не могут себе позволить заказать такую скульптуру, потому что ее цена начинается от 1000 долларов. Она может быть и намного выше, все зависит от сложности. А если заказчик захочет, чтобы я больше никогда не повторял данную скульптуру, то ее стоимость утраивается. Или, например, заказ поступил от крупной компании. Она покупает права на видео и сам продукт на год или три, в таком случае сумма контракта может достигать нескольких десятков тысяч долларов.
Бывает, что одна селебрити дарит скульптуру другой и тоже просит, чтобы фигурка осталась в единственном экземпляре, плюс я не должен никому об этом рассказывать. По сути, мои работы создаются для того, чтобы удивлять людей.
Самый необычный заказ на вашей памяти?
Честно, я уже привык к любым странностям. Бывает, портреты просят сделать, но я отказываюсь, потому что они не очень хорошо получаются на кончике карандаша. Но, конечно, бывали исключения. В свое время создал портреты президента России и уже бывшего президента США. Первого заказывал один меценат, сейчас эта скульптура передана в один из музеев Петербурга. А Трампа делал по заказу коллекционера за большие деньги.
Если говорить в целом о контенте. Как вы решаете, какого героя воспроизвести?
Обычно я делаю каких-то персонажей по собственной инициативе, если понимаю, что это хайпанет. Например, был Йода из «Звездных войн». Таким образом я хотел польстить огромной армии фанатов фантастической саги.
На кого вы сами подписаны в тиктоке?
Я слежу за некоторыми художниками, например, за Михаилом Зайковым, а также за популярными тиктокерами — Диной Саевой, братьями Верзаковыми. Если люди интересно подают свое творчество, за ними всегда прикольно наблюдать.