Интервью, Герои — 3 сентября 2020, 14:47

Из мастерской художника: Федор Петрик о смысле современного искусства, «челобреках» и Айдан Салаховой

Текст:
Ольга Родина,
редактор спецпроектов
К современному искусству можно относиться по-разному. Очевидно, что признают его не все, кто-то вообще не понимает, кто-то не оставляет попыток в нем разобраться. Мы решили убить всех зайцев сразу и отправились в гости к автору известных фигурок-челобреков, ученику Айдан Салаховой, художнику Федору Петрику, который впустил нас в святая святых — свою мастерскую.

Мир челобреков

Студия Петрика находится на северо-востоке Москвы, на последнем этаже кирпичного дома на Сиреневом бульваре. Федор работает в мастерской, принадлежащей Московскому Союзу художников.



Прежде чем попасть в помещение, где работает Петрик, нужно пройти длинный и узкий коридор. Ощущение, как будто оказываешься в советской коммуналке. Кстати, от тех времен тут много что осталось: старые плакаты на стенах, мебель, которой навскидку лет 40… По словам Федора, весь этаж выделен под мастерские. Сам он пишет картины в помещении площадью примерно 30 квадратных метров. По центру стоит огромный добротный советский мольберт — такие сейчас трудно где-либо найти. Он достался Федору в наследство от предыдущего хозяина.



Петрик родился в Севастополе, а затем его родители разошлись, и он вместе с братом и мамой переехал в Осетию (на родину мамы. — Прим. SRSLY). Как и многие дети, рисовал в детстве, однако если большинство вырастает и перестает этим заниматься, то Федя и не думал прекращать. В результате с третьего раза поступил в МГАХИ им. В. И. Сурикова (факультет живописи, мастерская Айдан Салаховой и Сергея Оссовского). На четвертом курсе Петрик получил золотую медаль от Российской академии художеств за успехи в учебе.

В этом году исполняется десять лет, как Петрик является постоянным участником международных выставок. Все стены в мастерской художника увешаны его же картинами. Федор сразу говорит: современное искусство не нужно расшифровывать. Однако специально для SRSLY он сделал исключение и рассказал о нескольких своих работах.

Например, о картине под названием «Москва». Чтобы подчеркнуть богатство столицы, Федя наклеил на полотно сотню десятикопеечных монет, а в центр — монетку номиналом десять рублей. При этом раму он выбрал обшарпанную — как символ бедных регионов. В общем-то, сюжет вполне понятен. Есть у Федора и веселые работы — к примеру, «Чайка-пати», где автор изобразил птиц в праздничных колпачках, прилетевших на тусовку. Мы также отметили картины с жуками в нарядных свитерах.



Отдельного внимания заслуживает работа «Бумага». В свое время про Петрика в Суриковском институте говорили как про художника, который лучше всех рисует бумагу. «Клочки бумаги — они как наша жизнь, очень разные, — улыбается Федя. — Можно смять красиво, а можно не очень».

Еще в мастерской много «челобреков», они повсюду — в шкафу, на подоконнике, столе… Первый «челобрек» — из гипса, напоминающий инопланетянина, — родился в 2016 году. Почему такое название, Федор до сих пор не знает. В компании друзей кто-то спросил его про имя, и он, не задумываясь, выдал: «Челобрек!»



«По моей тогдашней задумке в каждом доме должен был появиться «челобрек» — этакий инопланетный зверь, — рассказывает автор. — Впоследствии их бы стало очень много и они бы захватили планету. Но это, конечно, шутка». Шутки шутками, а персонажи Петрика стали пользоваться популярностью. Всего было создано 120 фигурок, цена каждой составляет 25 тысяч рублей.

Креатив Федора отметила сама Айдан Салахова, сказав, что он — один из немногих молодых художников, у кого есть свой неповторимый стиль.

После экскурсии по студии мы поговорили с Федором о современном искусстве и о том, как в России живется молодым художникам.

«Айдан перевернула мой мир»

Федор, расскажи про Айдан Таировну. Какой она педагог?

Я считаю, что мне очень повезло с учителем. Попал я к ней совершенно случайно. Первые два года все учатся в общем котле, а затем каждый сам выбирает мастерскую. Честно, я даже не знал, куда идти. И тогда мой сокурсник предложил: «А пойдем к Айдан?» «Ну пойдем», — ответил я. Мы стали у нее учиться, и она перевернула наше сознание.

Айдан сказала так: «Ребята, если вы хотите рисовать пейзажики и бабушек в поле, то идите не ко мне. У меня вы будете рисовать другое, а именно — то, что хотите».


Дело в том, что институт — это как бы старая школа, которая, безусловно, тоже нужна. Но если к академическим знаниям добавить современное видение, то будет совсем хорошо. Вот по такому принципу мы учились у Айдан.

Композицией занимались на «Винзаводе», где на тот момент находилась ее Aidan Studio. С каждым студентом она беседовала индивидуально. А еще специально для нас приглашала известных лекторов — например, Ирину Кулик. Здорово.



Говорят, что Ирина Кулик — одна из лучших лекторов по современному искусству…

Все верно. Потому даже после окончания института я продолжил посещать ее лекции, но уже в музее «Гараж». Всем рекомендую.

Сразу понял, что именно хочешь рисовать?

Ну да. В общем, так и родилась моя серия с бумагой. Айдан поставила перед нами натюрморт (где была и бумага), и чем дольше я его рисовал, тем больше видел какие-то образы. Меня так это заинтересовало, что я уже сам стал искать разные формы бумаги. В голову пришла мысль, что хаотично смятый лист — он как человек, не повторяется два раза. Все клочки такие же разные, как и сама жизнь. Складки могут быть красивыми (это наши победы) и не очень (а это неудачи). Каждый раз не знаешь, как сложится. Потом по бумажной теме я делал малый диплом на четвертом курсе. Это своего рода подготовка к большому диплому, который защищаешь уже на шестом.



В этом году исполняется десять лет с тех пор, как ты принимаешь участие в международных выставках. Где проходила и чему была посвящена твоя первая персональная экспозиция?

В 2017 году в галерее Fine Art, которая тогда еще находилась на Маяковской, я выставлялся как раз с серией «Бумага» и еще несколькими картинами. Помню, что очень переживал, но все прошло нормально. Интересно, что сначала ребята из галереи сами предлагали мне выставиться, но я отказался, подумал: «Зачем мне это надо?» А потом понял, что очень даже надо. Если ты не будешь принимать участие в выставках, о тебе никто не узнает, а это для художника сродни смерти.

Кстати об этом. Как в России живется молодым художникам?

Ну как тебе ответить… Большинство моих знакомых-художников где-то работает параллельно. Некоторые вообще меняют профессию, так как хотят зарабатывать деньги. Но тут палка о двух концах: имея еще какую-нибудь работу, ты не сможешь полноценно заниматься творчеством и развиваться. Лично я принципиально только рисую. Пока на все хватает, даже заказы редко беру.



А как продаются твои картины? Через галереи?

Да. В среднем работа молодого художника оценивается в полторы тысячи долларов, но половину забирает галерея. Такие правила. Покупателей я не знаю. Хотя бывают исключения. Еще во время учебы Айдан делала благотворительную выставку: ей необходимо было арендовать помещение на «Винзаводе», и чтобы собрать средства на это, она взяла у всех студентов по картине и организовала аукцион. А при встрече сказала мне: «Федя, твою работу купил театральный деятель Павел Каплевич. Теперь эта картина будет висеть в хорошем месте». Мне было очень приятно.

Самая большая сумма, которую тебе предлагали за картину?

Предлагали много чего, но купили, помню, за 250 тысяч рублей. Это был максимум.

А есть у тебя картины, связанные с какой-то историей?

Да. Когда я заселялся в общежитие Суриковского института, в комнате, где должен был жить, нашел полные банки монет. Причем предыдущий жилец завещал их мне: мол, могу делать с ними все, что хочу. Я впервые в жизни увидел столько мелочи! Сначала хотел выкинуть, а затем пришла мысль сделать карту Москвы из монет. Получилась золотая столица.



Расскажи про «челобреков». Смотрю, они все разные. Как ты придумываешь образы?

Они приходят из жизни. Допустим, в начале пандемии мой знакомый сразу стал носить маску, и у него все спрашивали: «Ты что, больной?» Он злился всякий раз и отвечал: «Да не болею я! Что вы пристали? Я не заразный». Так появился «челобрек» в маске. А недавно после просмотра фильмов про супергероев я сделал Бэтмена и Супермена. Сейчас они находятся в галерее у Егора Альтмана.

Кстати, во время пандемии я придумал еще одного персонажа по имени Васек. Это человек в акваланге и маске, который защищает человечество от морских обитателей, да и вообще от всех бед.

Только имя какое-то не геройское.

Потому что Васек — простой русский парень. Многие не понимают современное искусство, пока им не объяснишь.

Как думаешь, а нужно ли это делать — разъяснять смысл?

Считаю, что мое искусство не нужно объяснять. Каждый может сам найти свой смысл в моих работах. А что касается всего современного искусства, то кто-то считает суть, а кому-то надо разжевывать. Мне лично не нужно ничего объяснять, если изначально меня не зацепила визуальная составляющая.


Но если говорить о выставках непосредственно в Москве, то в большинстве случаев выхожу оттуда с грустным и подавленным настроением, потому что мне не нравится.

Почему?

Это чисто мое мнение на интимном уровне. Сложно объяснить.

Кого-то из современных российских художников можешь отметить?

Есть такой парень Алексей Дубинский — вот его работы мне нравятся. Узнал о нем случайно, когда зашел в галерею «Триумф». Вообще, я много кого не знаю.



Думала, ты вращаешься в компании художников и со многими общаешься…

Ой, нет. Я по натуре одиночка. Сижу в мастерской, что-то делаю и редко выхожу куда-либо. В основном общаюсь с людьми, которые учились со мной в институте, но далеко не все из них стали художниками, как я уже говорил.

Ты уже назвал «Триумф», галерею Егора Альтмана, «Гараж». Где еще бываешь?

Лично мне почему-то нравятся импрессионисты — например, Клод Моне. Хожу в Пушкинский музей, в Третьяковку.



Ты согласен с фразой, что современное искусство не должно быть красивым и что это своего рода философская игра?

Ну да, может быть и так. А вообще, сложно судить. Нельзя сказать художнику: «У тебя плохая работа, а у него хорошая». Кто это решает? Кому-то нравится, кому-то нет. Всегда по-разному.



В чем месседж твоего творчества?

Не знаю. Я просто делаю то, что мне приходит в голову. Никому не хочу ничего сказать, навязать и доказать. Если людям нравятся работы, то мне приятно. Если на выставки приглашают — тоже. Вот и весь смысл.



Фото: Иван Пономаренко
Ольга Родина
редактор спецпроектов

Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.

«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.

До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…

В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.

В этом материале:
Художник
Айдан
Салахова
Читайте также
Музыка — 05:27, 13 апреля 2021
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)