Интервью, Герои — 3 сентября, 14:47

Из мастерской художника: Федор Петрик о смысле современного искусства, «челобреках» и Айдан Салаховой

Текст:
Ольга Родина,
редактор спецпроектов
К современному искусству можно относиться по-разному. Очевидно, что признают его не все, кто-то вообще не понимает, кто-то не оставляет попыток в нем разобраться. Мы решили убить всех зайцев сразу и отправились в гости к автору известных фигурок-челобреков, ученику Айдан Салаховой, художнику Федору Петрику, который впустил нас в святая святых — свою мастерскую.

Мир челобреков

Студия Петрика находится на северо-востоке Москвы, на последнем этаже кирпичного дома на Сиреневом бульваре. Федор работает в мастерской, принадлежащей Московскому Союзу художников.



Прежде чем попасть в помещение, где работает Петрик, нужно пройти длинный и узкий коридор. Ощущение, как будто оказываешься в советской коммуналке. Кстати, от тех времен тут много что осталось: старые плакаты на стенах, мебель, которой навскидку лет 40… По словам Федора, весь этаж выделен под мастерские. Сам он пишет картины в помещении площадью примерно 30 квадратных метров. По центру стоит огромный добротный советский мольберт — такие сейчас трудно где-либо найти. Он достался Федору в наследство от предыдущего хозяина.



Петрик родился в Севастополе, а затем его родители разошлись, и он вместе с братом и мамой переехал в Осетию (на родину мамы. — Прим. SRSLY). Как и многие дети, рисовал в детстве, однако если большинство вырастает и перестает этим заниматься, то Федя и не думал прекращать. В результате с третьего раза поступил в МГАХИ им. В. И. Сурикова (факультет живописи, мастерская Айдан Салаховой и Сергея Оссовского). На четвертом курсе Петрик получил золотую медаль от Российской академии художеств за успехи в учебе.

В этом году исполняется десять лет, как Петрик является постоянным участником международных выставок. Все стены в мастерской художника увешаны его же картинами. Федор сразу говорит: современное искусство не нужно расшифровывать. Однако специально для SRSLY он сделал исключение и рассказал о нескольких своих работах.

Например, о картине под названием «Москва». Чтобы подчеркнуть богатство столицы, Федя наклеил на полотно сотню десятикопеечных монет, а в центр — монетку номиналом десять рублей. При этом раму он выбрал обшарпанную — как символ бедных регионов. В общем-то, сюжет вполне понятен. Есть у Федора и веселые работы — к примеру, «Чайка-пати», где автор изобразил птиц в праздничных колпачках, прилетевших на тусовку. Мы также отметили картины с жуками в нарядных свитерах.



Отдельного внимания заслуживает работа «Бумага». В свое время про Петрика в Суриковском институте говорили как про художника, который лучше всех рисует бумагу. «Клочки бумаги — они как наша жизнь, очень разные, — улыбается Федя. — Можно смять красиво, а можно не очень».

Еще в мастерской много «челобреков», они повсюду — в шкафу, на подоконнике, столе… Первый «челобрек» — из гипса, напоминающий инопланетянина, — родился в 2016 году. Почему такое название, Федор до сих пор не знает. В компании друзей кто-то спросил его про имя, и он, не задумываясь, выдал: «Челобрек!»



«По моей тогдашней задумке в каждом доме должен был появиться «челобрек» — этакий инопланетный зверь, — рассказывает автор. — Впоследствии их бы стало очень много и они бы захватили планету. Но это, конечно, шутка». Шутки шутками, а персонажи Петрика стали пользоваться популярностью. Всего было создано 120 фигурок, цена каждой составляет 25 тысяч рублей.

Креатив Федора отметила сама Айдан Салахова, сказав, что он — один из немногих молодых художников, у кого есть свой неповторимый стиль.

После экскурсии по студии мы поговорили с Федором о современном искусстве и о том, как в России живется молодым художникам.

«Айдан перевернула мой мир»

Федор, расскажи про Айдан Таировну. Какой она педагог?

Я считаю, что мне очень повезло с учителем. Попал я к ней совершенно случайно. Первые два года все учатся в общем котле, а затем каждый сам выбирает мастерскую. Честно, я даже не знал, куда идти. И тогда мой сокурсник предложил: «А пойдем к Айдан?» «Ну пойдем», — ответил я. Мы стали у нее учиться, и она перевернула наше сознание.

Айдан сказала так: «Ребята, если вы хотите рисовать пейзажики и бабушек в поле, то идите не ко мне. У меня вы будете рисовать другое, а именно — то, что хотите».


Дело в том, что институт — это как бы старая школа, которая, безусловно, тоже нужна. Но если к академическим знаниям добавить современное видение, то будет совсем хорошо. Вот по такому принципу мы учились у Айдан.

Композицией занимались на «Винзаводе», где на тот момент находилась ее Aidan Studio. С каждым студентом она беседовала индивидуально. А еще специально для нас приглашала известных лекторов — например, Ирину Кулик. Здорово.



Говорят, что Ирина Кулик — одна из лучших лекторов по современному искусству…

Все верно. Потому даже после окончания института я продолжил посещать ее лекции, но уже в музее «Гараж». Всем рекомендую.

Сразу понял, что именно хочешь рисовать?

Ну да. В общем, так и родилась моя серия с бумагой. Айдан поставила перед нами натюрморт (где была и бумага), и чем дольше я его рисовал, тем больше видел какие-то образы. Меня так это заинтересовало, что я уже сам стал искать разные формы бумаги. В голову пришла мысль, что хаотично смятый лист — он как человек, не повторяется два раза. Все клочки такие же разные, как и сама жизнь. Складки могут быть красивыми (это наши победы) и не очень (а это неудачи). Каждый раз не знаешь, как сложится. Потом по бумажной теме я делал малый диплом на четвертом курсе. Это своего рода подготовка к большому диплому, который защищаешь уже на шестом.



В этом году исполняется десять лет с тех пор, как ты принимаешь участие в международных выставках. Где проходила и чему была посвящена твоя первая персональная экспозиция?

В 2017 году в галерее Fine Art, которая тогда еще находилась на Маяковской, я выставлялся как раз с серией «Бумага» и еще несколькими картинами. Помню, что очень переживал, но все прошло нормально. Интересно, что сначала ребята из галереи сами предлагали мне выставиться, но я отказался, подумал: «Зачем мне это надо?» А потом понял, что очень даже надо. Если ты не будешь принимать участие в выставках, о тебе никто не узнает, а это для художника сродни смерти.

Кстати об этом. Как в России живется молодым художникам?

Ну как тебе ответить… Большинство моих знакомых-художников где-то работает параллельно. Некоторые вообще меняют профессию, так как хотят зарабатывать деньги. Но тут палка о двух концах: имея еще какую-нибудь работу, ты не сможешь полноценно заниматься творчеством и развиваться. Лично я принципиально только рисую. Пока на все хватает, даже заказы редко беру.



А как продаются твои картины? Через галереи?

Да. В среднем работа молодого художника оценивается в полторы тысячи долларов, но половину забирает галерея. Такие правила. Покупателей я не знаю. Хотя бывают исключения. Еще во время учебы Айдан делала благотворительную выставку: ей необходимо было арендовать помещение на «Винзаводе», и чтобы собрать средства на это, она взяла у всех студентов по картине и организовала аукцион. А при встрече сказала мне: «Федя, твою работу купил театральный деятель Павел Каплевич. Теперь эта картина будет висеть в хорошем месте». Мне было очень приятно.

Самая большая сумма, которую тебе предлагали за картину?

Предлагали много чего, но купили, помню, за 250 тысяч рублей. Это был максимум.

А есть у тебя картины, связанные с какой-то историей?

Да. Когда я заселялся в общежитие Суриковского института, в комнате, где должен был жить, нашел полные банки монет. Причем предыдущий жилец завещал их мне: мол, могу делать с ними все, что хочу. Я впервые в жизни увидел столько мелочи! Сначала хотел выкинуть, а затем пришла мысль сделать карту Москвы из монет. Получилась золотая столица.



Расскажи про «челобреков». Смотрю, они все разные. Как ты придумываешь образы?

Они приходят из жизни. Допустим, в начале пандемии мой знакомый сразу стал носить маску, и у него все спрашивали: «Ты что, больной?» Он злился всякий раз и отвечал: «Да не болею я! Что вы пристали? Я не заразный». Так появился «челобрек» в маске. А недавно после просмотра фильмов про супергероев я сделал Бэтмена и Супермена. Сейчас они находятся в галерее у Егора Альтмана.

Кстати, во время пандемии я придумал еще одного персонажа по имени Васек. Это человек в акваланге и маске, который защищает человечество от морских обитателей, да и вообще от всех бед.

Только имя какое-то не геройское.

Потому что Васек — простой русский парень. Многие не понимают современное искусство, пока им не объяснишь.

Как думаешь, а нужно ли это делать — разъяснять смысл?

Считаю, что мое искусство не нужно объяснять. Каждый может сам найти свой смысл в моих работах. А что касается всего современного искусства, то кто-то считает суть, а кому-то надо разжевывать. Мне лично не нужно ничего объяснять, если изначально меня не зацепила визуальная составляющая.


Но если говорить о выставках непосредственно в Москве, то в большинстве случаев выхожу оттуда с грустным и подавленным настроением, потому что мне не нравится.

Почему?

Это чисто мое мнение на интимном уровне. Сложно объяснить.

Кого-то из современных российских художников можешь отметить?

Есть такой парень Алексей Дубинский — вот его работы мне нравятся. Узнал о нем случайно, когда зашел в галерею «Триумф». Вообще, я много кого не знаю.



Думала, ты вращаешься в компании художников и со многими общаешься…

Ой, нет. Я по натуре одиночка. Сижу в мастерской, что-то делаю и редко выхожу куда-либо. В основном общаюсь с людьми, которые учились со мной в институте, но далеко не все из них стали художниками, как я уже говорил.

Ты уже назвал «Триумф», галерею Егора Альтмана, «Гараж». Где еще бываешь?

Лично мне почему-то нравятся импрессионисты — например, Клод Моне. Хожу в Пушкинский музей, в Третьяковку.



Ты согласен с фразой, что современное искусство не должно быть красивым и что это своего рода философская игра?

Ну да, может быть и так. А вообще, сложно судить. Нельзя сказать художнику: «У тебя плохая работа, а у него хорошая». Кто это решает? Кому-то нравится, кому-то нет. Всегда по-разному.



В чем месседж твоего творчества?

Не знаю. Я просто делаю то, что мне приходит в голову. Никому не хочу ничего сказать, навязать и доказать. Если людям нравятся работы, то мне приятно. Если на выставки приглашают — тоже. Вот и весь смысл.



Фото: Иван Пономаренко
Ольга Родина
редактор спецпроектов

Меня зовут Ольга Родина. Я работаю журналистом 13 лет. До прихода на SRSLY почти девять лет отработала в проекте «СтарХит» Андрея Малахова. Последняя должность – креативный редактор в журнале.

«СтарХит» стал для меня серьезной школой. Это не только интервью со звездами и светские вечеринки, но и сложные расследования, долгие уговоры, трудные визы… Иногда (довольно часто) приходилось придумывать инфоповоды самостоятельно. Кроме интервью с артистами, съемок и эксклюзивных новостей, частично занималась beauty-рубриками. Провела пять сезонов общероссийского проекта «Худеем со "СтарХитом"», где вместе со знаменитостями стройнели обычные люди – читатели журнала. Придумала и разработала проект «На выпускной – с Егором Кридом», когда среди школьниц со всей России выбирали счастливицу, которую певец отведет на бал.

До звезд писала обо всем на свете: ездила в ночлежку к бомжам, когда там поставили избирательную урну, залезала под землю с диггерами, снимала сюжеты про душевнобольных (когда работала на телевидении). В общем, гламуром там и не пахло…

В проекте SRSLY я заняла должность редактора эксклюзивов и спецпроектов. За мной закреплена рубрика «Герои». Кто они такие? В первую очередь это интересные и думающие люди (артисты, блогеры, режиссеры, художники, предприниматели, изобретатели, путешественники…) со своей собственной позицией и оригинальным взглядом на мир. Думаю, что данное определение будет наиболее толерантным.

В этом материале:
Художник
Айдан
Салахова
Читайте также
Образ жизни — 16:51, 22 октября 2020
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 тысяч долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Популярная темаПопулярно
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Герои — 21 октября, 15:50
О гипнозе, НЛП и дионисийстве. Интервью с актером Максимом Сухановым
Кино — 21 октября, 13:56
Бликующий экран: новинки кино в Сети («Суд над чикагской семеркой», «Ноктюрн», «Тебе стоило уйти»)
Герои — 21 октября, 13:06
О призвании, фэшн-тусовке и Трабуне. Интервью со Славой Gee
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 21 октября, 13:04
Microsoft и SpaceX теперь партнеры. Они разработают облачную сеть с помощью спутников
Новости, Новости — 21 октября, 12:09
Новое интервью Саши Спилберг: об успехе на ютьюбе и желании отправиться в космос
Новости, Новости — 21 октября, 09:44
Дени Вильнев снимет мини-сериал по роману Ю Несбе. Главную роль исполнит Джейк Джилленхол
Новости, Новости — 20 октября, 23:21
Зонд NASA попытается взять образец грунта с астероида. Рассказываем, где на это посмотреть в прямом эфире
Герои — 20 октября, 22:04
Интервью с моушен-дизайнером Brickspacer — тем, кто в клипе Tacos превратил Ильича из Little Big в кукурузу
Новости, Новости — 20 октября, 15:00
У людей обнаружили новый орган — еще одну пару слюнных желез
Новости, Новости — 20 октября, 14:17
Скотт М. Гимпл думает снять мультсериал по мотивам «Ходячих мертвецов»
Все звёзды и инфлюенсеры
Герои — 20 октября, 14:00
6 российских тревел-блогеров: о заработке, рекламе и экстремальных путешествиях
Новости, Новости — 20 октября, 13:48
Ученые назвали самый страшный фильм ужасов. Им оказался «Синистер»
Новости, Новости — 20 октября, 11:19
«Эйфория» возвращается: первый бонусный эпизод выйдет уже 7 декабря
Новости, Новости — 20 октября, 10:28
Несчастная любовь и дискотечные биты: послушайте новый трек Gavrilina «Только ты»
Новости, Новости — 20 октября, 09:07
В Дубае откроются американские горки по мотивам «Джона Уика» и «Иллюзии обмана»
Новости, Новости — 19 октября, 21:51
Вышел первый в мире хоррор для кошек. Главный злодей — огурец
Новости, Новости — 19 октября, 20:40
iPhone 12 в два раза обогнал iPhone 11 по количеству предзаказов. Кажется, новый смартфон и правда ждали
Новости, Новости — 19 октября, 18:27
Аня Покров в «Биг Ди шоу»: о комплексах, конкуренции и достоинствах Артура Бабича
Новости, Новости — 19 октября, 17:59
В «Делимобиле» новые правила. Теперь у водителей есть рейтинг
Ведьмы
Субура
(3 сезон)
Некст
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Метод
(2 сезон)
Настя, соберись!
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
257 причин, чтобы жить
(2 сезон)