Интервью, Герои — 3 апреля, 09:22

О вебкаме, хейтерах, Урганте и Маниже. Интервью с режиссером Евгением Сангаджиевым

1 апреля на экраны и мониторы страны выходит сериал Happy End — проект «Студии Видеопрокат» для more.tv от создателей «Психа». Сериал поставлен Евгением Сангаджиевым — выпускником киношколы «Индустрия» и актером «Гоголь-центра». Евгений рассказал SRSLY, каково это — работать со спорными темами и ханжеской публикой, составлять саундтреки из малоизвестных артистов и выкидывать уже отснятое кино с артистами состоявшимися.
Почему тебя заинтересовал Happy End? Тебе интересно исследовать поведение людей в морально неоднозначной ситуации?

И не только это. Хотелось понять, что сегодня движет 19–20-летними, что они выбирают для достижения своих потребностей или мечты.

Героиня в первой серии решается на вебкам из самопожертвования.

Да, конечно — и она понимает, что у нее получается, пользуется этим, а потом эта бацилла начинает ее разрушать. Причем ничего не выдумано: мы занимались ресерчем вебкам-индустрии, опирались на реальные истории.

Узнал ли ты в ходе ресерча что-то, о чем раньше не догадывался?

Мы все думаем, что это достаточно легко: занимаешься сексом и получаешь бабки. Но это не так. Люди, которые работают в этой сфере, переживают ужасные периоды, циклы, когда не могут ничего делать, но продолжают. Это вообще не легкие деньги: смены по 8–12, а то и больше часов, марафоны из разряда «24 часа на стриме». Я не смотрю стримы, где молодые ребята просто сидят и что-то делают — это, наверное, занятие для тех, у кого есть время. Знаете, почему стримят прохождение игр? Просто у 90% населения не хватает денег на PlayStation, зато можно посмотреть, как другие играют. В вебкаме кому-то необходимо снять сексуальное напряжение, кого-то возбуждает власть над человеком и способность управлять им, у кого-то просто визуальная потребность. В мире очень много одиноких, и у всех разные подключения.

Еще в сериале «Эйфория» одна из героинь находит себя в вебкаме.

Ну да. Но для нее вебкам случился как некий выплеск того, что накопилось до него. В нашей истории нет времени на эту раскачку.



В каждом кадре сериала чувствуется твой авторский почерк — такой натуралистичный гиперреализм.

Этого я и добивался. У меня спросили, как продавать сериал с точки зрения маркетинга, попросили прислать референсы — но их нет. Мне кажется, в России на сегодняшний день нет похожего сериала. Зачем делать что-то, что уже было? Продюсеры пошли мне навстречу в вопросе кастинга: нужны артисты без бэкграунда. Тут настолько тонкая грань веры в обстоятельства, ты каждую секунду узнаешь про другую вселенную, и герои должны помогать тебе, а не рассказывать, как это бывает в жизни. Ты не должен их знать, потому что ты должен просто отключиться и чувствовать.

Я смотрел твои короткометражки: «Есть город золотой», «Ульяна». В них, как и в «Хэппи-энде», всегда есть комический элемент вне зависимости от серьезности темы.

Ну я не представляю возможным рассказывать драмы без юмора, а комедии — без драмы, потому что на стыке этих жанров и рождается верная эмоция. Жизнь очень полярная, непредсказуемая, и в этой непредсказуемости есть синкопированный ритм — то плавный, то резкий. Мне кажется, чем драматичнее комедия и чем комедийнее драма, тем больше объема появляется в этих работах.

Такая чеховская традиция?

Отчасти, конечно. Мой первый этюд — комедия «Гармония», до пяти минут. Написал ее за ночь, должен был воткнуть историю в такой жесткий хрон. Мы давно говорили с Горчилиным про игру на воображаемой гитаре, как это смешно, круто и тупо, но потом случилась вся эта история с «Седьмой студией», с Кириллом Семеновичем и Следственным комитетом, который утверждал, что спектакля «Сон в летнюю ночь» не существует. Эти образы вдруг всплыли параллельно. Что существует для художника, недоступно тем, кто невосприимчив к творчеству этого художника. Вот эта мысль показалась мне интересной, я начал ее развивать, но не раскрыл до конца: просто не хватило хрона.

Эта идея вообще тянет на полный метр. В фильме «Бердмэн» ведь схожий смысл.

В этюде я попытался сделать три акта, но третий получился чуть-чуть Bollywood. Смешная была история: я же нашел этого парня Кирилла Блюменкранца —  реального чемпиона мира по игре на воображаемой гитаре. Он живет во Франции, работает мультипликатором, учился во ВГИКе. Я хотел снять его вступительное слово на той же самой кухне, где сидел Горчилин и ел суп. Но он не смог прилететь, и я стал думать, как подключить зрителя, чтобы он поверил в эту реальность. Нашел выпуск «Вечернего Урганта» с Блюменкранцем, потом мы очень долго выкупали его у Первого канала. Ну и все вопросы отпали, потому что степень доверия к Ивану Урганту в этой стране стопроцентная.



А «Город золотой» — это история этакого Емели, который все хочет, но ничего для этого не делает. При этом он еще дико обаятельный. Таким отрицательным обаянием я наделил его сознательно. Мне очень нравится работать с подобным типом людей: в «Хэппи-энде» у героини Леры тоже отрицательное обаяние. Таким образом, твое отношение к герою все время колеблется от позитива к негативу: ты вроде ее любишь, но ее поступки какие-то странные. Ты сам разгадываешь героя как зритель — это намного интереснее.

А ты при этом еще успеваешь играть в «Гоголь-центре»?

Я, к сожалению, за год сыграл всего спектаклей шесть — и то недостаточно густонаселенных. Экономика театра не всегда сходится с правилами проведения публичных мероприятий, и просто невыгодно играть в спектакле с посадкой 25% или даже 50% зрителей. Поэтому, конечно, уходит тонус, постоянная практика, это дико тяжело.

Выходить на площадку раз в полгода — большой стресс для всех: и за кулисами, и на сцене.


Общественное нечто, чужое мнение, которое вдруг может перевернуть всю твою
жизнь — тоже интересная тема. Когда я искал тему для своего курсового фильма, был скандал по поводу школьной учительницы, которая занималась полдэнсом и публиковала свои видео на отдельной странице в инстаграме. Родитель какого-то ученика увидел это и назвал учительницу проституткой и вообще мразью. У человека хобби, у нее синяки не от того, что она продает свое тело, а потому что занимается творчеством!

Я даже лайкнул один комментарий к трейлеру «Ульяны», где говорят, что я настолько тупой, что не мог ничего другого снять. К этому я легко отношусь, мне даже весело.

Ну к тому же некоторая скандальность никогда не повредит.

Это не самоцель. Понятно, много полярных мнений по поводу вебкама, и вот как раз я не хотел бы высекать мораль: типа это хорошо или дико плохо. Мне хочется просто рассказать историю двух ребят: насколько их опыта хватает, чтобы существовать в этом мире. Хорошо это или плохо, классно или неинтересно — уже твой выбор.

Вообще, ежедневно выходит так много сериалов, что очень круто: у каждого проекта будет свой зритель. Есть такой честный разговор — не когда тебе государство дало деньги, и ты их «освоил», а настоящая конкуренция, борьба за зрителя, битва реального качества. Это хорошее время.



Сейчас даже абсолютно нейтральные, лишенные идейного смысла события вызывают ожесточенные конфликты. Земфира выпустила альбом, и люди уже неделю срутся в соцсетях, а у тебя — целый вебкам.

Конечно, это будет сарафан: от «не смотри» до «обязательно посмотри, чтобы захейтить». Это не документальный фильм о вебкаме, нас будут хейтить за неточное отображение алгоритмов работы в этой индустрии. А отступления от реальности были в угоду моим визуальным и драматургическом решениям. Короче, прилетит со всех сторон. Но я готов. Даже не то что готов — я просто рассказал историю. Мои функции на этом — все.

С другой стороны, не так давно комедия «Глубже» сотням тысяч зрителей зашла на ура.

Я не смотрел, но посмотрю когда-нибудь. Очень люблю этих артистов.

Но ты наверняка видел, что повсюду реклама и неплохие кассовые сборы. То есть для зрителей секс-индустрия — не запретная тема, а, может, даже наоборот — манящая.

Люди готовы к фильмам, где открыто показан секс. Я с позиции зрителя чувствую такое общее место: мне хочется чего-то интересного, умного, странного, сложного, чего угодно — но почему меня считают тупым? Почему мне показывают такие тупые фильмы? Мне кажется правильной тенденция усложнения драматургии. Плюс, мы же другое поколение и, слава богу, начинаем чуть-чуть менять эту структуру, ломать алгоритмы «зайдет/не зайдет». Никто не знает, что зайдет, и сегодня в этом весь интерес!

А школа «Индустрия» как тебе помогла?

Я пошел туда за упорядочиванием накопленного знания. Туда надо приходить с академическим, энциклопедическим багажом, чтобы на одном языке говорить с людьми. Это самый дешевый способ начать снимать, найти соратников, тех, кто тебе поможет. Никто не может научить снимать кино, чувствовать его — это же очевидно. Есть институты, где ты тратишь много учебных часов на какие-то не очень применимые в современном кинопроизводстве вещи. А в школе «Индустрия» ты погружаешься в реальную конкуренцию, перед тобой задача за короткий срок сделать как можно больше. И ты не сидишь и не трясешься, чтобы по прошествии четырех-пяти лет снять вымученное произведение, а просто набиваешь руку — пробуешь, ошибаешься… Мой первый короткий метр вообще никто не увидит — это полный треш, хотя я на него потратил кучу денег и сил.

Серьезно?

Да, и людей подвел. В том числе и Анну Никитичну Михалкову, она там снималась. Это ужасно и стыдно.

В чем именно заключается фиаско?

Я просто не собрал фильм. История настолько стала комиксной, что для меня не имела права на жизнь, к сожалению. То, что я представил себе изначально, не соответствовало тому, что случилось.

Есть и другой подход — «проект стал жить своей жизнью»…

Ну да, но я так не умею и не хочу. Ты пытаешься сделать блюдо по классному рецепту, но ты как бы сжег курицу или индейку, цыпленка, перепелку — этим угощать людей не надо! У меня нет амбиции хайпануть на суперклассных актерах и выставить их в плохом свете. Даже если на фестивале будет два с половиной человека — все равно: молодому режиссеру помогли, но он все испортил. Это был эксперимент, идем дальше. Крутой опыт — просто признаться себе, что сделано @#$во.  


 
А саундтрек для Happy End вы собирали с Манижей.

Да. На стадии съемок мы с исполнительным продюсером Олей Митиной поняли, что наша история требует новой музыки. Нам не хотелось делать площадку стартом молодых артистов, но при этом важно было сохранить баланс. Поэтому, зная, как Манижа чувствует музыку и находит каких-то неожиданных артистов, мы начали с ней работать. Прослушали невероятное количество новых исполнителей: из Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана — весь постсоветский период, плюс «Недры», группа «Свидание», «Андреграунд» — я просто охренел, какие это крутые ребята. И мне очень понравилось, насколько глубоко мы начали заниматься музыкой: обычно все на это подзабивают. Мы не занимаемся исследованием звучков, а изучаем смыслы и прорабатываем еще один пласт этого пирога Happy End. Официальный саундтрек фильма, кстати, планируем выпустить на iTunes. 




Фото: Ксения Андрианова
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Режиссёр
Евгений
Сангаджиев
Режиссёр
Кирилл
Серебренников
Певец
Манижа
Актёр, Ведущий, Музыкант
Иван
Ургант
Читайте также
Герои — 22:18, 14 апреля 2021
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 14 апреля, 22:18
Эмма Робертс сыграет в ремейке «Иронии судьбы»
Новости, Новости — 14 апреля, 17:37
Новое место в Москве: секретный бар Conclave на Рочдельской
Новости, Новости — 14 апреля, 16:54
Ксения Дукалис станет ведущей двух новых ютьюб-шоу
Новости, Новости — 14 апреля, 15:53
Сергей Мезенцев записал подкаст в прямом эфире. Поговорили об NFT, блокчейне и криптовалютах
Новости, Новости — 14 апреля, 15:46
У бывшей модели Playboy украли самого большого кролика в мире
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 апреля, 14:05
У Satyr теперь есть свое ютьюб-шоу. В нем пародируют «вДудя», Comment Out и «Орла и Решку»
Новости, Новости — 14 апреля, 13:18
Netflix выпустит документальный фильм о Чедвике Боузмане
Новости, Новости — 14 апреля, 12:03
Прослушивания песен DMX выросли почти на 1000%
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 14 апреля, 10:55
Disney+ снимет реалити-шоу о футболе с Дэвидом Бекхэмом в главной роли
Новости, Новости — 13 апреля, 17:45
Cardi B выпустила первую коллекцию спортивной одежды
Музыка — 13 апреля, 15:55
Новое в музыке за неделю: SZA & Doja Cat, Tommy Cash, Twenty One Pilots, Olivia Rodrigo, Дора & T-Fest
Музыка — 13 апреля, 15:01
Музыка — самое агендерное из искусств?
Новости, Новости — 13 апреля, 12:43
Met Gala 2021 пройдет 13 сентября. Темой бала станет американская мода
Новости, Новости — 13 апреля, 11:14
Брэд Питт, Хоакин Феникс и Зендая станут ведущими «Оскара»
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)