Обзоры, Кино — 25 марта, 08:53

Картошка, мультяшки и видеосвязь: главные фильмы техасского кинофестиваля SXSW

С 16 по 20 марта в режиме онлайн прошел ежегодный техасский кинофестиваль South by Southwest (SXSW), на котором показывают новинки американского и мирового независимого кино. Иван Афанасьев рассказывает о шести наиболее интересных картинах фестиваля.

«Деми Ловато: Танцы с дьяволом» / Demi Lovato: Dancing with the Devil

Четырехсерийная документальная фреска, в центре которой — знаменитая актриса и певица, автор таких хитов, как Heart Attack и Sorry Not Sorry, звезда диснеевских фильмов для подростков. В 2018 году Ловато попала в клинику из-за передозировки героином — о ее проблемах с наркотиками знали и до этого, но певица была известна тем, что поборола зависимость и какое-то время считалась настоящим символом успешной реабилитации.


В фильме Майкла Д. Рэтнера, ранее работавшего над доком про Джастина Бибера, покровы срываются, и зритель узнает подробности нешуточных страстей, которые окружали Ловато, с детства ставшую звездой экрана, почти всю ее жизнь. Это, конечно, классический фильм в любимом многими жанре «изнанка индустрии в неглиже», но его отличает, во-первых, стремление к объективности, во-вторых, нежелание создателей смягчать острые углы. Это касается и самой Ловато: она без стеснений рассказывает шокирующие факты о собственной жизни (например, о сексуальном насилии), развенчивая образ гламурной поп-звезды.


«Ниндзенок» / Ninjababy

Настоящий sleeper этого года, неожиданный фестивальный хит из еще более неожиданной страны Норвегии, который совершенно неожиданным образом подходит к обсуждению важной и насущной темы. Главная героиня дебютной картины Ингвилд Све Фликке — 23-летняя Ракель, живущая по принципам эскапизма: отсыпается до обеда, от скуки посещает лекции по дзюдо, спит со своим тренером, играет в настолки — короче говоря, по жизни особо не парится. Но однажды живот героини зловеще раздувается, и она узнает, что шесть месяцев в ней жил, не подавая никаких сигналов, будущий ребенок, — и в ее интересах теперь решить, что с дитем делать.


К такой серьезной и в общем-то совсем не веселой теме автор подходит с оптимизмом, легкостью, даже легкомыслием: беременность не превращает героиню в жертву обстоятельств, а, напротив, подстегивает к активным действиям. Она остается собой, люди вокруг не превращаются в обозленных скотов, а чувство юмора и находчивость помогают девушке не унывать. Для полной картины в кадре иногда появляется мультяшный будущий ребенок Ракель, дающий ей остроумные советы. После этого кино хочется жить и ценить жизнь — особенно тех, кто еще не родился.


«Я в порядке, спасибо, что спросили» / I’m Fine (Thanks for Asking)

Еще один хит фестиваля, получивший специальный приз жюри с трудно переводимой на русский язык формулировкой For Multi-hyphenate Storyteller. Примерный смысл этого словосочетания можно было бы передать так: «Швецу, жнецу и на дуде игрецу». Создательница фильма, пришедшая в игровое кино из документального и ТВ-программ, Келли Кали (использующая также актерский псевдоним Келли Четмен) — обаятельная веснушчатая дама в самом расцвете сил, выступившая на своем полнометражном дебюте как режиссер, сценарист, исполнительница главной роли, продюсер и второй оператор.


Фильм рассказывает историю матери-одиночки Дэнни, которая вынуждена в срочном порядке найти 200 долларов для оплаты задолженности по жилью, чтобы не остаться вместе с дочкой без дома. Как и героиня Ninjababy, она старается не унывать, несмотря на полный раздрай в жизни, наслаждается общением с ребенком, ищет работу, катается на роликовых коньках под энергичный хип-хоп и плетет косички друзьям. Фильм можно охарактеризовать как роуд-муви по настроению, но фишка в том, что приставка «роуд» здесь будет лишней: для Дэнни путь не обязательно значит движение куда-то — порой достаточно просто быть в потоке жизни.


«Уроки языка» / Language Lessons

Фильм, приехавший на SXSW из Берлина, новая картина звезд нью-йоркского мамблкора Марка Дюпласса и Натали Моралес. Первый играет парня по имени Адам: его супруг ушел из жизни, и он остался один, очевидно, вынужденный соблюдать изоляцию в силу известных событий (хотя сам COVID-19 за весь фильм ни разу не упоминается). Перед этим муж подарил герою тысячу часов занятий испанским языком по видеосвязи — этот не слишком желанный подарок оказывается настоящим спасением для Адама, а его преподавательница Карино (ее играет Натали) — единственным другом, способным поддержать мужчину в его горе.


Это классическое для Дюпласса независимое кино: он вместе с Моралес стал сценаристом фильма, взяв за основу собственный опыт изучения испанского на весеннем карантине, а его партнерша также выступила в качестве постановщика ленты. Хотя на первый взгляд режиссировать тут особо нечего: весь фильм — это беседы по видеосвязи двух людей, один из которых намертво привязан к своему местоположению. Но именно минимализм в средствах в сумме с обаянием создателей картины делает ее невероятно притягательной и человечной. Возможно, лучший фильм про «дистанционку» с момента возникновения тренда.


«Соединенные штаты Картошки» / Potato Dreams of America

Трагикомедия, снятая по одноименной пьесе, которая, в свою очередь, основывается на фактах из жизни Уэса Херли — режиссера, перформансиста и журналиста из Сиэтла, урожденного Василия Науменко, в 1990-х вместе с матерью эмигрировавшего из Владивостока в США. По сюжету еще в детстве главный герой осознал свою гомосексуальность, в чем признался матери. Та сына поддержала, но из-за нетолерантного окружения он был вынужден хранить тайну до переезда в более свободные Штаты. Однако и там молодому человеку пришлось несладко, особенно после того, как найденный в интернете «жених» матери, обеспечивший ей грин-карту, узнал об ориентации приемного сына.


На самом деле, как и «Ниндзенок», фильм Херли на удивление оптимистичен и не лишен юмора, хотя временами и слегка мрачноватого: приставку «основано на реальных событиях» словно добавили в подражание братьям Коэн — настолько происходящее на экране порой кажется сюрреалистичным и невероятным. Тут вам и целых три канала по российскому ТВ, включая запрещенный американский, и абсурдная встреча Картохи (так зовут главного героя) в американской школе с русским сородичем, предлагающим stick his dick в учительницу, и максимально неожиданный сюжетный поворот в середине, связанный с тайной приемного отца мальчика. Местами смешное, местами печальное, но совершенно точно невероятно живое кино.


«Темные дни в темном лесу: История фолк-хоррора» / Woodlands Dark and Days Bewitched: A History of Folk Horror

Монументальный док длиной в 193 минуты, посвященный истории фолк-ужасов в кино. Под этим определением чаще всего подразумевают фильмы, в центре внимания которых в большинстве случаев — сельская или просто дикая местность, где творится какая-нибудь страшная мистическая хтонь: сатанисты устраивают жертвоприношения на цветущем лугу, сумасшедшие сектанты едят забредших путников, а ведьмы в лесу танцуют канкан, обагренные кровью младенцев. Самый каноничный фильм в этом жанре — «Плетеный человек» Робина Харди, а также свежие образцы вроде «Солнцестояния» Ари Астера и «Ведьмы» Роберта Эггерса.

Последний появляется в картине Кир-Ла Джанисс в качестве приглашенного гостя наравне с еще примерно 50 спикерами. Они рассказывают о забытых вехах жанра, разбирают феномен фолк-хоррора с точки зрения социальных механизмов (например, расслоение городского и сельского населения в «Техасской резне бензопилой») и, конечно, советуют кино. Для фанатов жанра это настоящий подарок: в фильме использованы кадры более чем 200 (!) фильмов, так что при просмотре стоит иметь поблизости блокнот с ручкой. А для людей, не интересующихся ужасами, это отличный повод открыть для себя жанр фолк-хоррора как уникальное культурологическое явление.



Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Кино — 17:20, 16 июня 2021
Как снимается филиппинское кино и что его ждет. Интервью с режиссером Брийанте Мендосой
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Новости, Новости — 16 июня, 15:30
Алина Пязок рассказала об отношении к славе и ссорах в Little Big в интервью Катерине Гордеевой
Новости, Новости — 16 июня, 12:18
Первое свидание с Марьяной Ро и ютьюб-канал отца: Face дал интервью Дмитрию Гордону
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 16 июня, 11:58
Зои Кравиц дебютирует как режиссер. Она снимет фильм Pussy Island с Ченнингом Татумом в главной роли
Кино — 16 июня, 07:30
Сериалы недели: «Локи», «Содержанки 3», «Бетти», «Срок»
Музыка — 15 июня, 18:42
Новое в музыке за неделю: Doja Cat, Peggy Gou, Lorde и Zivert
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 15 июня, 18:41
Кроссовки Adidas Superstar можно будет собрать из нового набора Lego
Новости, Новости — 15 июня, 16:52
Ариана Гранде анонсировала выход своего нового аромата God is a woman
Новости, Новости — 15 июня, 15:29
GONE.Fludd выпустит авторский NFT-токен вместе с виртуальной блогершей Сашей Вайнер
Новости, Новости — 15 июня, 12:41
Появились первые фото со съемок ремейка «Русалочки»
Новости, Новости — 15 июня, 12:02
Автопортрет Курта Кобейна продали на аукционе за 281 тысячу долларов
Кино — 15 июня, 09:51
Истории для своих. Борис Барабанов о том, кто есть кто в фильме «Культовые тусовщики» Ника Морана
Новости, Новости — 15 июня, 09:04
Ида Галич придумала идею для сериала. Он выйдет в следующем году и, кажется, на ТВ
Новости, Новости — 14 июня, 20:51
Артур Бабич выпустил видео в формате немого кино. Блогер примерил образ Чарли Чаплина
Новости, Новости — 14 июня, 19:16
Появился трейлер второго сезона сериала «Утреннее шоу»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)