Интервью, Герои — 12 января, 20:01

Как увлечь зумеров классикой и зачем нужна академическая музыка. Интервью с пианисткой Марией Черной

Текст:
Даша Скачкова,
редакторка, SMM

Среди повсеместного засилья рэпа и тиктокерских треков (ничего против не имеем, просто констатация факта) мы не всегда обращаем внимание на важные проекты и новых героев в сфере академической музыки. Хотелось бы исправить эту несправедливость и познакомить вас с Марией Черной. 

Мария — петербургская пианистка и лауреат международных конкурсов (ну чего еще ожидать от девушки, которой всего 22 года, и 18 лет из них она играет на фортепиано). Совсем недавно на лейбле fancy music вышел сингл «Русские тупики» композитора Настасьи Хрущевой в исполнении Марии. Оставшись в восторге от этого тандема, мы не смогли не сделать с пианисткой интервью. Читайте, как увлечь зумеров классикой, сколько часов в день нужно музицировать для экстаза и на каких площадках искать хорошую современную музыку.

Зачем сегодня исполнять академическую музыку? Кто ее основная аудитория?

Академическая музыка всегда была роскошью, для кого-то недосягаемой. Все потому, что это отдельная наука, и для того, чтобы хоть немного ее понимать, нужно в некоторой степени обладать знаниями в этой области. Академическая музыка — это специфическая среда, она даже визуально отличается от поп-музыки и среды ее обитания. Здесь другие правила, и я уж не говорю о разных назначениях этих противоположных направлений. Академизм взращивает душу и воспитывает ее, дает глубокое познание жизни. Такая музыка необходима, как и классическая литература — без нее человек не состоится. Без академической музыки (слушание без понимания тоже бессмысленно) он лишает себя мышления, важного и неосязаемого процесса, который происходит во время становления человека Человеком.  

Даже не могу сказать, кто основная аудитория. Я играю концерты, и мне сложно посчитать, каких людей пришло больше на одно выступление, а каких — на другое. Если же говорить о возрасте — от мала до велика. 

Как заинтересовать зумеров классикой?

В моем детстве даже вопроса не стояло, чтобы заинтересовывать книгами, музыкой, живописью.

Мне кажется, новое поколение сложно чему-то научить, а самое главное, что быть глупым теперь не стыдно и это не порицается.

Не представляю, как взаимодействовать с такими людьми. Это все равно, что вызвать к пустоте. Думаю, не стоит заинтересовывать никого, раз уже появился столь странный вопрос о заинтересованности. 

Назовите вашего самого любимого и ненавистного композитора.

Безусловного вечного фаворита у меня нет. Я люблю многих композиторов. Есть те, чьи ноты всегда лежат на пианино и играются постоянно: Лист, Бах, Рахманинов, Шопен, Прокофьев, Лигети, Скарлатти, Чайковский, Бетховен. В этом сезоне я отдаю предпочтение Прокофьеву. 

Ненавистных композиторов у меня вовсе нет. Есть те, кто мне не близок по духу: Дебюсси, Брамс, Мясковский (помню, как играла его сонату и так и не поняла эту музыку), Скрябин, Шуберт. Но это вовсе не значит, что я поставила крест на всей их музыке. Каждому свое время. Когда-то я совсем не понимала Гласса, считала его музыку формальной, однообразной, но потом изменила свое отношение к нему, когда начала слушать больше современной музыки, читать о ней, разбираться и играть. 

Музыку Настасьи Хрущевой еще года два назад я не понимала и не принимала. Но потом она создала «Русские тупики», и случилась безоговорочная любовь. Да и сам композиторский стиль Настасьи поменялся — здесь можно говорить открыто о «до» и «после». «После» — это определенно мое. Опять-таки только через знание можно углубляться в процесс. Думаю, мне очень помогает то, что я учусь музыке уже восемнадцатый год и сейчас в консерватории мы подробно разбираем музыкальный синтаксис с разных точек. Это не может не дать плодов. Я ощущаю, что с каждым годом все глубже вникаю в процесс, что крайне важно. 

Какие современные российские проекты, связанные с музыкой, заслуживают особого внимания?

Прежде всего я могу подробно рассуждать о своем родном Петербурге, так как это почва, мной изучаемая. Если говорить о самом исполнении современной музыки, то она звучит везде: в филармониях, в Мариинском театре (также достаточно часто ставятся постановки современных хореографов с новой музыкой), на сцене Александринки. Полным ходом идут спектакли с новой музыкой на больших сценах и на малых. Существуют различные практикумы, лаборатории новой музыки, академия МАСМ в Чайковском, проекты МолОт-ансамбля. Есть Дягилевский фестиваль, фестиваль reMusik, «Территория», на котором в этом году состоялся концерт «Русская музыка 2.0». В «Зарядье» играется современная музыка в рамках фестивалей, цикла концертов «Я — композитор». В Музее Звука как раз на днях я играла пьесы Филановского в рамках фестиваля EPICENTROOM. Композитор Настасья Хрущева ведет программу «Начало времени композиторов», где интервьюирует композиторов нашего времени. В Доме Радио тоже часто звучат современные пьесы. Я скорее ориентируюсь не на проекты, а на исполнителей и сами площадки. 


У вас (с вашим-то образованием) получается слушать современную музыку (рэп, например) или нет? Что обычно играет в наушниках?

Я слушаю очень разные вещи в зависимости от того, какое состояние мне требуется. Для разминки, растяжки беру поп-музыку — ту, для которой не включаются мозги, она нужна мне, чтобы как следует размять мышцы. Рэп не слушаю совсем и джаз тоже не люблю. Конечно, в наушниках всегда звучит то, что я сейчас играю. Прокофьев, например. Я всегда слушаю записи текущей программы. Если гуляю по улице, то могу включить Mujuice, Joy Division, Генделя, Вивальди, Малера, Цоя, «Черниковскую Хату». Очень люблю для души переслушивать одни и те же вечные вещи. Например, «Патетическую» симфонию Чайковского или 11-ю симфонию Шостаковича — меня пробирает до дрожи каждый раз. 

Бах — это то, чего требует моя душа, когда находится в волнении. Я называю слушание Баха для себя некой светской формой молитвы.

Лично мне очень важно слушать музыку, находясь одной в комнате. Иначе ты не испытаешь всех ощущений. Это очень личный процесс, тет-а-тет. 

Иногда я зависаю на одной и той же песне и слушаю ее месяцами (варьирую с другой музыкой, конечно, но день ото дня она появляется в плейлисте). Ничего не могу с собой поделать. Так недавно случилось с треком «Юность» Mujuice или, например, со всеми альбомами группы Joy Division — я заслушала их до дыр. В классической музыке тоже есть такие вещи: третий концерт Рахманинова, второй и третий концерты Прокофьева, концерты Баха, симфонии Бетховена. Этими вещами можно наслаждаться вечно. 

Концерты Баха слушаю в наушниках и играю как бы в сопровождении оркестра, читаю с листа. Люблю так учить все произведения, которые подразумевают наличие оркестра. Слушание музыки и слушание с игрой — это ежедневные процессы, они плавно перетекают из слушания в занятия, музицирование и обратно.

Вообще, музыки настолько много, что каждый день можешь внезапно услышать новую вещь. Благодаря консерваторским лекциям все глубже проникаешь в музыкальный синтез уже знакомых произведений или же знакомишься с новой музыкой. Недавно я первый раз послушала увертюру на темы трех русских песен Балакирева, и мне она безумно полюбилась. Впрочем, и его «Богатырскую» симфонию я заслушиваю до дыр, очень уж во мне эта русскость пляшет. 

Вам сейчас хватает музыки, чтобы обеспечить себя полностью?

Ощущения полного достатка нет, но и работать нет необходимости. Мне важно сейчас играть музыку, какую хочется, реализовать себя в проектах, повышать уровень профессионализма в игре и расти. 


Что не так с музыкальным образованием в России?

Музыкальное образование в России было и остается одним из лучших в мире, так же как и русский спорт, балет и прочее. Великие пианисты зарождаются в консерваториях, Вагановка же выпускает своих прим, которыми мы восхищаемся десятилетиями. Главное, что консерватория и другие классические заведения помогают сформироваться талантам, которых потом мы видим на мировой сцене. Русская музыкальная школа родила великих музыкантов и не перестает их создавать. Что касается моего собственного опыта, я не могу представить свое становление без всех этапов образовательного процесса, что у меня были и продолжаются: музыкальная школа, училище, консерватория. Я черпаю из процесса максимум пользы, знания, так как мой исполнительский вид деятельности не подразумевает дилетантского отношения к предмету. 

Другое дело, есть люди, не способные учиться, и свою обиду они чаще обращают на других, а не на самих себя. Раскрытие знания требует усилий, при их отсутствии истина так и не открывается.  

А какого уровня вы достигли в своих мечтах? 

Я не мечтаю, а тружусь и реализую. Для меня мечты — это такой остаток инфантилизма. Они, возможно, были когда-то в детстве, но так там и остались. 


Сколько часов в день вы посвящаете занятиям?

Если рассматривать день, когда мне не нужно выезжать на встречу, концерт, репетицию, то я занимаюсь от пяти до шести-семи часов с перерывами. То есть это и занимает практически весь день. В 11-12 я просыпаюсь и дальше неспешно с перерывами на еду музицирую. Если же приходится выезжать из дома по делам, то, соответственно, количество часов занятий в этот день снижается. 

Музыка — это абсолютно вся моя жизнь. Я постоянно думаю о пьесах, которые играю, они звучат в голове даже тогда, когда я не хочу их слышать. Музыка — это одновременно и ежедневная работа (ты, как балерина, либо идешь к станку, либо завтра уже не танцуешь в спектакле), и неизмеримый экстаз. Его не передать. Это буквально взрывает изнутри, когда ты играешь и чувствуешь себя передаточным звеном между этими клавишами и огромным неописуемым чувством. Наверное, высшее удовольствие, получаемое от музыки (это как потаенный ларец, который открывается не каждый день, до него нужно дотянуться, через многое пройти, чтобы его достичь) сравнимо лишь с чувством любви, неподдельного восторга. Точными словами это не опишешь, можно лишь прочувствовать, и потом тебя это будет греть. 

С чего начать, если вдруг очень захотелось разобраться в академической музыке?

С самого начала. Пойти в библиотеку, прочесть много литературы. При этом даже если вы не музыкант, обязательно обращаться к теории музыки, иначе нотные произведения так и будут звучать как инородные вещи. Вполне можно быть вольнослушателем в любых консерваториях/музыкальных школах, так как формат лекции будет еще более понятным. 

И, конечно, нужно ходить на концерты и слушать, слушать, слушать. Даже если не понимаешь. Поймешь, когда прочтешь книгу совершенно о другом, кругозор начнет расширяться, образуются тысячи новых связей в мозгу и процесс пойдет. 

Что должно случиться, чтобы вы навсегда ушли из музыки?

Только если я закончусь физически, тогда и уйду из музыки. 

Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: личный архив
Даша Скачкова
редакторка, SMM

Даже боюсь представить, что привело вас на эту страницу, но раз уж вы здесь...

Я Даша, мне 23. В SRSLY я редакторка и ещё отвечаю за смм.

У меня нет отдельной рубрики, я вольный художник, которому милее всего литература, искусство и секс.

Но превыше всего стоит личная история: сообщите мне на почту ([email protected]), если хотите поделиться своей, вместе придумаем материал.

Если заметили ошибку в тексте — дайте мне знать и напишите, если вы сноб и ханжа — не пишите.

Читайте также
Герои — 16:58, 14 июня 2021
«Верните мне мою толпу!» Борис Барабанов поговорил с Лораном Гарнье
Новости, Новости — 14 июня, 16:58
Фаррелл Уильямс и Chanel запустили программу наставничества для предпринимателей
Новости, Новости — 14 июня, 16:41
С 13 по 20 июня в Москве будут штрафовать за использование скамеек и беседок
Новости, Новости — 14 июня, 14:32
Гоша Карцев запустил новое ютьюб-шоу «Если друг — подбери мне лук». В первом выпуске снялся Женя Калинкин
Новости, Новости — 14 июня, 13:18
Оля Шелби рассказала о третьей операции и отношениях с Димой Евтушенко в шоу «Вечерний лайк»
Новости, Новости — 14 июня, 11:56
Одноголосый дубляж и ракушки-побегушки: Алексей Щербаков запустил ютьюб-шоу «Диалоги о животных»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 14 июня, 10:32
У Ани Покров и Асии вышел трек «Любовь с картинки»
Новости, Новости — 14 июня, 08:50
Мем Doge продали за 4 млн долларов. Это новый рекорд
Новости, Новости — 13 июня, 17:41
Fenix Team набирает новых участников. Предложить свою кандидатуру может каждый
Образ жизни — 4 июня, 15:55
Отрицание, гнев, торг, смирение… Когда первый компьютер серьезно подводил — смешные и душещипательные (реальные!) истории
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 13 июня, 16:19
Олег Романенко заявил, что точно не вернется в Dream Team House
Новости, Новости — 13 июня, 11:15
Группа Lovanda выпустила клип на песню «Изи» из ЕР «Тепло»
Новости, Новости — 12 июня, 20:14
Милена Чижова, Ира Ваймер, Арина Тарчуткина и Халберы рассказали стыдные истории в шоу «Стенка»
Новости, Новости — 12 июня, 15:32
Шипы, цепи и «медведь Ильича»: как выглядит коллаб Crocs и Little Big
Новости, Новости — 12 июня, 10:01
К Musica36 присоединился рэпер Smoke Bush. Вместе с qurt он выпустил трек «Не братан»
Новости, Новости — 11 июня, 22:26
Оля Шелби присоединилась к селебрити-агентству Didenok Team
Образ жизни — 11 июня, 20:43
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Джеки Чан, Тиг Нотаро и тенге-режиссер
Новости, Новости — 11 июня, 19:36
Аня Hahadetka объявила о возвращении на ютьюб
Герои — 11 июня, 19:25
Из кофейни в Саратове на A State of Trance. Интервью с диджеем ARTY
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 11 июня, 17:22
По вселенной «Властелина колец» снимут аниме
Новости, Новости — 11 июня, 15:09
Apple объявила 12 лучших игр и приложений года
Новости, Новости — 11 июня, 13:53
Фит с Ладой Дэнс и аквариум с пираньями: Артур Бабич и Dava пришли в Comment Out
Новости, Новости — 11 июня, 12:59
У Tenderlybae вышел трек «Не надо»
Новости, Новости — 11 июня, 12:31
На саб-ивенте Popoff Kitchen для Signal выступят Vale Budino и Rakans
Новости, Новости — 11 июня, 12:09
Элджей выпустил трек «Крестики-нолики»
Новости, Новости — 11 июня, 00:01
Скриптонит и The Limba выпустили трек «Ронин». Это первый сингл с грядущего альбома Anima
Новости, Новости — 10 июня, 17:14
Wylsacom объяснил, что не так с роликами BadComedian, в ютьюб-шоу Софико Шеварднадзе
Кино — 10 июня, 16:07
Сериалы недели: «История Лизи», «Sweet Tooth: Мальчик с оленьими рогами», «Почему женщины убивают 2», «Душегубы»
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)