Обзоры, Образ жизни — 20 декабря 2020, 15:13

Рецензия на Cyberpunk 2077 — проблемную игру с революционным миром, в котором хочется провести сотни часов

Cyberpunk 2077 стал одним из главных игровых феноменов последнего десятилетия. Его ждали восемь лет: первый тизер самого масштабного проекта CD Projekt RED появился еще в 2012-м, однако Cyberpunk 2077 увидел свет лишь под конец 2020-го. Релиз такого гиганта не обошелся без проблем. Выход игры несколько раз откладывали, а каждый перенос сопровождался журналистскими расследованиями и инсайдами, которые проливали свет на токсичные условия разработки. Проблемы Cyberpunk 2077 остаются главным поводом для обсуждения даже после релиза: слишком много багов и недоработок, а на некоторых платформах игру не стоит запускать минимум до февраля, когда CD Projekt RED обещает выпустить парочку увесистых патчей. Тем не менее Cyberpunk 2077 уже здесь. И сквозь него хочется продираться, даже несмотря на бесконечные баги и глитчи. 

Здесь и далее — скриншоты из игры на высоких настройках. Если у вас мощный ПК и видеокарта с поддержкой ретрейсинга — все будет выглядеть в два раза красивее

Найт-Сити полностью оправдывает свое название — это ночной город, который никогда не спит и где постоянно что-то происходит. Кругом сплошные мерцающие неоном билборды, в центре города — высотные офисы корпораций, ближе к побережью — настоящий гавайский курорт, а за пределами Найт-Сити — пустоши и придорожные мотели с заправками. Романтично все это выглядит до тех пор, пока случайно не заглядываешь в переулок, где кучка байкеров грабит проститутку; в заброшенный при пляже отель, где живут изуродованные бездомные; или пока не отправишься в роудтрип по равнинам, по которым скитаются бандитские кланы. High tech, low life во всей красе.

Найт-Сити — первое, что бросается в глаза при первом запуске Cyberpunk 2077. Живой и набитый интересными локациями город, в котором хочется провести не один десяток часов. И для каждого Найт-Сити будет открываться с совершенно разных сторон. Cyberpunk 2077 — чистокровная RPG, где бесконечно лепишь своего героя, пишешь его историю и налаживаешь взаимоотношения с другими персонажами. Перед запуском игры на выбор дается три предыстории: ваш/ваша Ви (V — так зовут игрока) в прошлом может быть кочевником (отшельники, живущие за чертой города; своенравные и дерзкие), дитем улиц (уличные гангстеры; практичные и со связями) или корпоратом (привилегированные сотрудники корпораций; умные и статусные). У каждого свой пролог, однако в конечном счете Ви все равно окажется на улице, занимаясь разбоем и выполняя контракты. Впоследствии выбор предыстории будет влиять лишь на диалоги: там, где корпоратка блеснет знанием подноготной того или иного бизнесмена, проколется кочевник, который вообще никогда не был в офисных зданиях.

Пролог закончится на поворотном моменте. Вместе со своим напарником Джеки Ви отправится в отель с целью украсть некий секретный биочип у сына главы «Арасаки» — одной из правящих компаний Найт-Сити. Все идет не по плану, и в конечном итоге этот сам чип оказывается в голове Ви. А вместе с ним записанная на устройство личность Джонни Сильверхенда (внешность персонажу подарил Киану Ривз) — рокера и террориста, который погиб 50 лет назад во время подрыва главного офиса «Арасаки». Отныне в Ви живут сразу два человека, но это ненадолго — чип постепенно переписывает вашу структуру, а в конечном счете доступ к телу получит Сильверхенд.


Cyberpunk 2077 разыгрывает настоящую драму, которую редко когда можно увидеть в играх такого размаха. Открытый мир, RPG-элементы, сотни активностей и квестов — проекты с таким обилием контента почти никогда не делают ставку на сюжет и уж тем более персонажей. Мир игры и окружение зачастую просто декорация — наполнение ради наполнения, чтобы в огромных локациях было на что кликнуть и с кем взаимодействовать. Cyberpunk 2077 играет по совершенно другим правилам. Найт-Сити — все та же огромная статичная декорация, однако населяющие город жители далеко не болванчики. Второстепенные персонажи здесь не ощущаются вторичными. Это не скучные NPC-пустышки, которым нехотя сдаешь квесты — с каждым из них Ви заводит какие-никакие отношения, с каждым так или иначе придется провозиться не один час.

CD Projekt RED не скупилась на детали — разработчики рисуют каждому из персонажей огромный бэкграунд, который и делает мир игры живым. Cyberpunk 2077 с порога валит внутриигровыми терминами, отчего первый час придется провести во вкладке меню «База данных». Там расписана не только вся история Найт-Сити, но и собраны факты о каждой организации и каждом типе NPC, чтобы банально можно было ориентироваться по игровой карте и знать, какая иконка что означает.


Фиксеры — ваши «лучшие друзья», которые дают различные задания в духе «Пойди туда и убей тех». Далеко не все квесты стоят внимания: зачастую это просто самый оптимальный вариант поднять уровень и подкопить евродоллары (или «эдди», если говорить на местном жаргоне). Однако некоторые могут быть косвенно связаны с основной сюжетной линией — правда, на один действительно интересный квест придется десяток проходных. Тут как повезет. 

Риперы — местные продавцы имплантов, необходимых для прокачки вашего тела и обретения новых способностей. Одна модификация позволит Ви совершать двойной прыжок, другая сделает из руки мини-ракетницу, или из локтей будут вылезать клинки. Совсем уж превратить свою Ви в робота, правда, не получится — далеко не каждый имплант визуализируется, поэтому внешность героя останется неизменной. Все только ради бафов и новых навыков.

Нетраннеры — своего рода продвинутные хакеры, специализирующиеся на взломе. Проще говоря — те, кто во время боя кидает на Ви дебафы вроде перегрева (герой начинает гореть и постепенно терять здоровье). Взломом может пользоваться и сама Ви — он работает… нормально. Cyberpunk 2077 — игра про продвинутое будущее, в котором хакинг получился слишком громоздким и неудобным. Режим взлома активируется кнопкой Tab (если играть на ПК), накладывающей на экран фильтр с кучей кнопок. Наводишь прицел на противника — идет сканирование, враг помечается, раскатывается меню его характеристик, а в отдельной вкладке возможности взлома. Можно перезагрузить оптику (враг ослепнет на какое-то время), можно вовсе заставить NPC покончить с собой. Работает и с турелями, камерами и прочими устройствами — все можно включать/выключать, заставлять проигрывать звуки для отвлечения противников, перепрограммировать и делать союзным.


Проблема лишь в том, что на взлом банально уходит много времени. Если в том же Watch Dogs — серии игр Ubisoft про хакеров — на ходу можно было стрелять в одного противника, в ту же секунду одной кнопкой взорвать генератор рядом со вторым, а затем другой способностью за долю секунды активировать подъемный кран, чтобы добраться до третьего врага, то Cyberpunk 2077 такой динамикой похвастаться не может. Открываешь меню взлома — время замедляется, ты вешаешь на противника дебаф, ждешь секунд семь, пока демон загрузится, и только тогда враг выйдет из строя. Следующую способность сможешь применить лишь через несколько минут — на первых порах кибердека (аналог местной маны) восполняется довольно долго. Отчасти в этом есть какая-то логика: условный реализм, долгая передача и загрузка вирусов вместо взлома в один клик, который мы привыкли видеть в фильмах и сериалах. Однако слишком сложный процесс хакинга бьет по динамике геймплея. Хакинг в Cyberpunk 2077 не столько вспомогательное средство, сколько игрушка для антуража — во время боя гораздо быстрее и практичнее будет всех расстрелять, нежели сидеть где-то в укрытии, взламывая по одному противнику раз в три минуты.

Многое также зависит от прокачки Ви. В Cyberpunk 2077 есть пять ключевых характеристик: Сила, Реакция, Техника, Интеллект и Хладнокровие. Каждая подразделяется на несколько веток талантов. Из Ви можно сделать как боевую машину с огромным количеством здоровья и уроном от оружия или техника, способного создавать одежду и прочие предметы прямо в инвентаре, так и крутого хакера с ускоренными и улучшенными способностями взлома или мастера холодного оружия (в игре есть катаны, ножи, биты) и короткоствольных пушек. В Cyberpunk 2077 богатая вариативность: если у вас недостаточно вкачена Сила, чтобы сломать дверь, то всегда есть какой-нибудь люк на крыше здания, который может открыть техник, или черный вход с еще одной дверью, подвергающейся взлому хакера. Иными словами, в Cyberpunk 2077 нет обязательных характеристик — каждое прохождение будет уникальным.


И все же Cyberpunk 2077 — далеко не эталонная игра. Проблем тут достаточно, хотя разработчики и обещают, в ближайшие месяцы все поправят. Что-то сделано криво, что-то сильно бьет по впечатлениям из-за недоработанности, а количество багов не дает в полной мере проникнуться миром игры. В Cyberpunk 2077 уйма контента, но далеко не все доведено до хотя бы приемлемого уровня. Игрок может коллекционировать автомобили, но смысла в этом никакого — характеристик у машин нет, кастомизации — тоже. Всю игру можно проездить на базовом авто Ви — не то чтобы навороченная машина за 50 тыс. евродолларов, впаренная фиксером, как-то отличается по скорости или пуленепробиваемости. Найт-Сити пускай и богат на отсылки и интерактивности, но отдача от мира минимальная: та же репутация, которая прокачивается вместе с уровнем Ви, влияет разве что на доступ к покупке предметов и более сложным заданиям. Как-то по-особенному банды (каждым кусочком огромного города «владеет» та или иная фракция) относиться к вам не станут, даже если у вас максимальный уровень репутации.

Проблемы у Cyberpunk 2077 и на самом базовом уровне — интерфейсе. Инвентарь игрока быстро захламляется мусором и расходными предметами (едой и напитками), которые дают временный прирост к тем или иным характеристикам (например, +10 к скорости на полчаса, и все в этом духе). Активировать расходники можно лишь через инвентарь: заходишь в меню, жмешь на одну кнопку, потом на другую, и только после применяешь баф. Неудобно, плохо сказывается на погружении (банальная анимация питья или употребления пищи могла бы хотя как-то исправить ситуацию), да и не то чтобы полезно — о расходниках вспоминаешь лишь тогда, когда инвентарь забивается и игрок начинает ходить медленно из-за перевеса. Приходится открывать снаряжение, сидеть 10 минут и разбирать сотню бутылок пива и пачек с кактусовым соком.


Сценарий Cyberpunk 2077 — единственное, что нивелирует практически все проблемы геймплея и заставляет закрыть глаза на кривые механики и неудобства. В Найти-Сити действительно хочется проводить время: изучать локации, общаться с NPC и использовать все доступные во время диалога реплики. Практика, распространенная в заточенных под драматический сюжет инди-играх и интерактивном кино, но никак не в ААА-проектах с открытым миром. CD Project RED не делают ставку на задание, цель миссии и даже мотивы самого игрока. В Cyberpunk 2077 выгоду получают все: Ви не даются привилегии, а если для выполнения квеста приходится заручиться помощью NPC — будьте готовы, что сначала придется сделать что-то для него. И это уникальный опыт, поскольку в такие моменты игрок ощущает себя второстепенным героем. 

Персонажи в Cyberpunk 2077 — не средство достижения целей Ви, но до мельчайших деталей прописанные герои со своей историей, чьи мотивы понимаешь.

Причем не все герои, с которыми взаимодействует Ви, обязательно приятные и союзные. Джонни Сильверхенд — вторая личность в нашей голове, постоянно напоминающая о себе. Колкими шутками, спонтанным появлением в виде проекции и критикой поступков Ви — перепалки с эгоцентричным анархистом выглядят как ссоры со старшим назойливым братом, которому лишь бы до чего-то докопаться. «Ого, только два человека подходят под ваши критерии!» — говорит менеджер борделя, где Ви оказалась по воле случая. «Надо же, только два человека готовы раздвинуть перед тобой ноги? Какая жалость» — ерничает Сильверхенд. «Пошел-ка ты на @#$, Джонни», — отвечает Ви. Ну, вы поняли характер большинства разговоров. Харизма и тембр Киану Ривза только придает диалогам красок: актер в Cyberpunk 2077 не просто гостевая звезда, но исполнитель одной из главных ролей.

В другой миссии игроку придется работать сообща с кочевницей Панам — девушкой из пустоши, которая покинула родной клан ради жизни в Найт-Сити. Квест начинается в дневное время. Вместе с Панам мы едем в лагерь ее родного клана, откуда забираем боеприпасы и винтовку. Дорога заняла много времени (поездку можно пропустить, а можно сидеть десять реальных минут на пассажирском сидении и наблюдать за пейзажами), поэтому уже начинает темнеть. Затем отправляемся готовить засаду для бандитов на заправке. Пока сделали все необходимое уже наступила ночь. Расправившись с врагами, Панам спонтанно предлагает отправиться в самое логово бандитов. Можно отказать, а можно согласиться помочь. Главарь убит, едем в придорожный мотель. Время четыре утра, Ви вместе с Палмер сидит за барной стойкой с бутылкой пива. Одна из опций игрока во время диалога: «Может, снимем один номер на двоих?» Тем временем начинает светать.

Многие квесты в Cyberpunk 2077 подобны интерактивным фильмам. Здесь нет кат-сцен, игрок принимает активное участие буквально во всем — и Найт-Сити подстраивается. Скрупулезный сценарий вдыхает жизнь в статичный игровой мир. Тот же квест в любом другом проекте с открытым миром потерял бы два ключевых этапа в цепочке задания: длинную поездку только ради того, чтобы забрать коробку с боеприпасами, и посиделки в мотеле. Ядро квеста — обезвреживание бандитов, чтобы впоследствие заручиться помощью Панам. Все остальное — мишура для погружения, десяток лишних диалоговых строчек, которые работают непосредственно на атмосферу. Но именно эта мишура делает квест не очередной безликой вкладкой в журнале заданий. Потому что, выполнив все поставленные задачи, вспоминаешь не перестрелки с бандитами, а тот самый разговор с Панам во время десятиминутной поездки и бутылку пива в грязном мотеле.

В эти моменты напрочь забываешь о главных целях Ви: вырваться из трущоб и вытащить из головы чип. Cyberpunk 2077 просто не дает на них сконцентрироваться, отвлекая игрока на второстепенные активности, втягивающие в ритм Найт-Сити. Зайдя в клуб «Посмертие», чтобы сдать квест, невозможно пройти мимо стойки и не завести необязательный диалог с барменшей — в этом чувствуешь потребность. Cyberpunk 2077 интуитивно заставляет воспринимать Ви не как подконтрольного персонажа, но как непосредственно Ви — бандитку, которая живет в Найт-Сити и не может зайти в бар, не опрокинув бокал виски. До Cyberpunk 2077 такого глубокого уровня погружения не было ни в одной игре — рано или поздно все равно сталкивался с условностями и искусственными диалогами, выбивавшими из мира и напоминавшими, что ты находишься в игре. Найт-Сити и его жители никогда не дают о себе забыть.

Cyberpunk 2077 — революционная игра с огромным количеством проблем, которые хочется простить. Все потому, что качество хорошего перевешивает количество плохого. Баги, недоработанные механики, перегруженное меню снаряжения — все это меркнет на фоне того, каким получился мир Cyberpunk 2077. В нем просто хочется проводить время: отыгрывать криминального гения, выполнять заказы, крутить романы (в игре можно завести «серьезные» отношения), гулять по местной ярмарке в лучах неона, а затем отправиться куда-нибудь в пустоши, где из признаков цивилизации разве что заброшенная заправка с парой мерцающих фонарных столбов. Cyberpunk 2077 — это Role-Playing Game, в которой Role доминирует над Playing. И это именно то, чего до Cyberpunk 2077 не смогла добиться еще ни одна игра.


Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр, Продюсер
Киану
Ривз
Читайте также
Бизнес — 20:54, 25 февраля 2021
Падали и поднимались. Рейтинг блогеров SRSLY за месяц
Музыка — 25 февраля, 20:54
Волшебные забрала. Борис Барабанов о тайне и мечте Daft Punk
Новости, Новости — 25 февраля, 20:05
Pixar и Disney показали первый тизер мультфильма «Лука»
Новости, Новости — 25 февраля, 14:08
Александр Гудков разбудил фанатку и сходил на занятие по аквааэробике в ютьюб-шоу «Утренняя звезда»
Что делать, если ты не знаешь, что делать? Рассказываем, как найти работу мечты
Новости, Новости — 25 февраля, 13:20
У Оли Шелби вышел тикток-бэнгер «Ля какая»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 25 февраля, 09:45
Коллекцию винтажной одежды Maison Margiela продадут на аукционе
Новости, Новости — 24 февраля, 23:32
Билли Айлиш проведет лайв-концерт в честь выхода документалки «Билли Айлиш: слегка размытый мир»
Кино — 24 февраля, 19:38
Божья земля. Гид по фестивалю «Из Венеции в Москву»
Новости, Новости — 17 февраля, 12:36
Водители такси появились в Tinder и дарят промокоды на поездки
Новости, Новости — 9 февраля, 14:23
Фэшн-фотограф Джон Ранкин протестировал камеру Galaxy S21 Ultra
Новости, Новости — 5 февраля, 12:56
Итс э мэтч: в России начались продажи новых флагманов Samsung
Новости, Новости — 24 февраля, 17:39
50 Cent спродюсирует для Netflix сериал о себе самом
Герои — 24 февраля, 16:02
О Харви Вайнштейне, современном Голливуде и буме стримингов. Интервью с продюсером Джеком Лечнером
Новости, Новости — 24 февраля, 11:21
WWD и Parsons запускают онлайн-курс. Он посвящен модному бизнесу
Новости, Новости — 24 февраля, 10:34
Аргентинский дизайнер продал коллекцию цифровой мебели за 450 тысяч долларов
Новости, Новости — 24 февраля, 08:56
GONE.Fludd рассказал в подкасте Джарахова о творческом кризисе и значении слова «чуитс»
Кино — 23 февраля, 18:40
Сотри меня обратно. Рецензия на фильм «Необратимость. Полная Инверсия»
Новости, Новости — 23 февраля, 11:58
Владелец TikTok основал игровую компанию Nuverse Games
Образ жизни — 23 февраля, 10:57
Милохин и Шип, молодой Филч и снег как пармезан. Новенькое в тиктоке
Новости, Новости — 23 февраля, 10:27
Новое место в Москве: ресторан Maze на Триумфальной площади
Новости, Новости — 23 февраля, 00:07
Эрика Кикнадзе снялась в кампании Jacquemus
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 22 февраля, 21:14
Прототип кроссовок Louis Vuitton I (Red) от Вирджила Абло выставили на аукцион
Новости, Новости — 22 февраля, 19:22
Daft Punk распались
Новости, Новости — 22 февраля, 18:51
Tyler, The Creator написал песню для рекламы Coca-Cola
Музыка — 22 февраля, 15:12
Новое в музыке за неделю: Slava Marlow, Mahalia, GONE.Fludd и Alfie Templeman
Новости, Новости — 22 февраля, 13:55
HBO показал тизер главных премьер 2021-го
Кино — 22 февраля, 13:03
Сериалы недели: «За час до рассвета», «Племена Европы», «В ее глазах», «Ради всего человечества» и другие
Новости, Новости — 22 февраля, 12:31
Игрок запустил Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft внутри Minecraft. И это не монтаж
Новости, Новости — 21 февраля, 16:06
Белла Порч записала тикток под «Ты горишь как огонь» Slava Marlow
Новости, Новости — 21 февраля, 14:59
У Reebok коллаборация с Collina Strada. Коллекция называется Call Mom
Это грех
(1 сезон)
6.1
Черная молния
(4 сезон)
7.6
Люпен
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
Никто
Пацаны
(3 сезон)
Хэппи-энд
(1 сезон)
Джетлаг
(1 сезон)