Интервью, Герои — 2 декабря 2020, 19:51

Сердечный алгоритм. Борис Барабанов поговорил с Тосей Чайкиной

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Певица и продюсер Тося Чайкина записала музыку с голосом и стихами Ирины Горбачевой, сделала песню для сериала «Беспринципные» и наконец-то упорядочила свои отношения с Москвой и Санкт-Петербургом. Борис Барабанов расспросил Чайкину о том, как она чувствует себя в альянсе с Горбачевой, в киноиндустрии, тиктоке и на новой мансарде на ВДНХ.

Тося, я поздравляю тебя с выходом совместной песни с Ириной Горбачевой «Обняла, люблю, целую». Расскажи, пожалуйста, как у вас так хорошо все сложилось ? 

Я была подписана на Иру в инстаграме уже лет пять и в один прекрасный день вдруг вижу, что и она на меня подписалась. Я аж завизжала от счастья: «Меня зафолловила Ира Горбачева!» Так начали переписываться. И вот однажды, когда мы с Вадиком Балабановым уже переехали в Москву из Петербурга и пошли гулять, мне вдруг захотелось написать Ире. Дело было прошлой осенью. Я отправила сообщение: «Что делаешь? Мы сейчас будем зависать в центре». Было уже холодно, но еще можно было кататься на электронных самокатах. Ира ответила, и мы очень круто покатались втроем. Помню, что я дала ей свою шапку и с того дня эту шапку больше не видела. Мы продолжали общаться, и то и дело всплывала мысль о том, что надо что-то сделать вместе. Я думала, нужно для начала встретиться и просто поджемить, без конкретных задач. Но когда вышли клипы группы «Агонь» с ее участием, мне стало ясно, что у нее действительно может сложиться какая-то музыкальная карьера. Захотелось сделать что-то серьезное. 

Как ты оцениваешь ее вокальные способности? 

Мне нравится, что у нее красивый супернизкий голос, очень редкий. Если говорить в категориях академического вокала, то это контральто. Когда Ира поет, ее голос как бы от всего тела исходит. Я, конечно, помогаю ей, говорю, где нужно спеть поярче, где слова четче пропеть. К тому же Ира пишет потрясающие стихи. В первую нашу сессию стояла задача просто записать вокальную дорожку и отправить другим аранжировщикам. Но я поставила какой-то луп, заиграла аккорды, а Ира вдруг стала что-то искать в телефоне и начала тихо, еле слышно подпевать. Мы импровизировали, и просто с нуля стало появляться что-то мощное в плане энергетики. Встречаться удается редко, все заняты. Хочется уже доделать те пять песен, которые у нас с ней получились, в идеале к Новому году. Хотя, может, будет и больше, чем пять. 

Каждый раз, когда Ира приходит, моя продуктивность резко вырастает. Мы начинаем взаимодействовать, и музыка получается супербыстро. И все песни жанрово отличаются друг от друга. Мне это очень нравится. Она растет как исполнитель прямо на глазах.

Как бы ты охарактеризовала музыку, которую вы записываете?   

Экологи бьют тревогу по поводу пластика, который плавает в океане. Но то же самое происходит в музыкальной индустрии. Слишком много однодневной музыки, которая никуда не ведет, не вдохновляет, просто качает. Слушатель на подсознательном уровне испытывает тоску по музыке, которая наполнена чем-то полезным, которая тебя обнимет и согреет в нужный момент. Ирины песни — они об этом. Даже танцевальные, легкие, они все равно направлены на созидание, а не на разрушение.   

Ира снялась в твоем клипе «Обняла, люблю, целую». Эта песня — часть блока треков, связанных с альбомом «Прямо сейчас»? 

Песня была написана еще в феврале. Вообще, у меня было желание выпустить два альбома с интервалом в месяц. Но я посмотрела статистику и решила с альбомами притормозить. Они нужны только самым преданным слушателям. Из всего альбома «Прямо сейчас» больше всего слушали песню «Танцуй прямо сейчас», потому что это был фокус-трек, и песню «Незнакомая душа». Некоторые треки практически не слушают, хотя они этого достойны. «Танцуй прямо сейчас» не дотянула по прослушиваниям до песен «Слез» и «Буду тебя греть» с предыдущего альбома. А «Незнакомая душа» — это вот как раз такая музыка, которая прямо в сердечко заходит. В общем, я решила пока выпускать синглы, чтобы каждая песня получила внимание, которого она заслуживает. Что касается клипа «Обняла, люблю, целую», то его снял мой давний знакомый Миша Пунга, и это первый клип, на который я потратила деньги. До сих пор бюджет моего видео мог составлять, ну, скажем, пять тысяч рублей. 


Как ты получила работу в сериале «Беспринципные»? Там твоя песня на титрах. 

Как обычно: поступило предложение написать песню для сериала, мне прислали референсы и сказали, что на все есть три дня. То есть фильм был уже снят, и песня требовалась очень срочно. Вроде ее заказывали кому-то еще, был тендер, но я не знаю, кто в нем участвовал. Я сочиняла дома, с гитарой и микрофоном. Мне прислали посмотреть первую серию, и я сначала отправила меланхоличный, минорный вариант песни. Сказали: «Слишком грустно». Я сделала то же самое, только немного изменила аккорды и мелодию — в стиле инди 2007 года. Они ответили «ок», я все это подсвела — и все. С этой песней поставила свой личный рекорд в Shazam. Я не очень довольна качеством этой музыки, времени все же было в обрез. В сериал вошла версия, в которой все предельно ясно и слышно, она и была выпущена. А у меня есть версия, где вокал чуть размазанный, она мне больше нравится. Интересно, что плейлист с этим треком не выходил примерно до четвертой серии фильма, и у меня все спрашивали: «Где найти песню?» Еще были такие наглые ребятки, которые писали: «Скинешь песню, я никому не покажу». Вообще незнакомые. 


Этот сериал специфически московский. Он о людях, утомленных жизнью внутри Садового кольца. А ты, мне кажется, пока еще не стала москвичкой. То переезжаешь, то возвращаешься в Питер. 

Я живу в Москве с прошлого сентября — уже больше года. Просто иногда приезжала в Питер, потому что мне прикольно там бывать. К тому же летом у меня там случилась любовь, поэтому много времени я провела в Петербурге. С Москвой достаточно понятные отношения. С 2018 года я готовила себя к этому городу, в нем все начало работать в нужном направлении. Здесь очень здорово что-то делать. В Питере же у меня была выключена любая мотивация: там сам вайб не особо располагает к какой-то серьезной работе. В 2017 году я могла каждый день напиваться, тусоваться, страдать, спать по 18 часов в сутки. Наверное, это можно назвать депрессией, хотя у меня ее не диагностировали. Так выглядело восстановление после периода абьюзивных отношений, который был в моей жизни. Наконец меня все это достало, и я задумалась о переезде, тем более что со мной переезжали и мои друзья — Вадим Балабанов и Ванька (парикмахер, который меня красит и стрижет). Мы сняли квартиру на троих. И это было не страшно. Людям страшно менять место жительства, когда они перемещаются в одиночестве. А мы были вместе. Долго жили на ВДНХ, но у нас случился конфликт с хозяевами. Потом мы с Вадимом переехали на Тверскую. Но я устала платить 38 тысяч за маленькую комнатку. Теперь живу в мансарде на ВДНХ, которую сама же отремонтировала. Мне здесь очень хорошо. Это мое место, здесь я могу творить. 


Помню, как мы с тобой ночью гуляли по Питеру, и ты переписывалась с Димой Биланом, для которого что-то сочиняла в тот момент. По-прежнему пишешь для других артистов (если не считать Иру Горбачеву)? 

Было такое, да. Диме очень нравятся песни «Буду тебя греть» и «Слез» с моего альбома «Сделано в айфон». Вообще, мне всегда прикольно писать для других. Это очень классная практика. Потому что ты не ловишь какую-то музу, которая придет неизвестно когда, а решаешь конкретную задачу. Ты можешь этого человека считать, вдохновиться им, что-то придумать, чтобы и ему это понравилось, и людям.      

А что ты сейчас делаешь для себя? Что-то похожее на альбом «Прямо сейчас»? В нем ты звучишь совсем по-взрослому. 

Какие-то наброски я делаю в айфоне, какие-то в аблетоне на домашней студии. Есть и глубокие песни, и легкие, простые. У меня, например, есть смешная песня про «мини-купер», но я не понимаю, стоит ли ее релизить. Потому что всякие рэперы спели, кажется, про все тачки, и с моей стороны это будет неоригинально и неактуально. 

Ты стесняешься простых песен

Я сама себя раньше критиковала, когда получались слишком легкие, смешные песни. У меня даже есть трек про чайхану, и те, кто меня не знает, могут подумать, что это всерьез. 


Такое, наверное, хорошо пошло бы в тиктоке? 

В тиктоке я просто какая-то бабка. Вообще, в тренды может вылететь все что угодно. Я подписана на одного мужчину восточной внешности, который разговаривает высоким елейным голосом, и у него все ролики на тему еды. Например, он говорит: «Сегодня я хотел приготовить хлеб, но получились булочки. Вот мы теперь пьем чай с тетей и мамой. Всем хорошего дня». Такой милашка. И он звезда. В тиктоке что работает? Либо трэш, либо клан тиктокеров, либо что-то музыкальное, либо образовательное (но такого очень мало). Можно, например, выцепить хорошие рецепты. Что касается меня, то я как-то по приколу выложила видео, где мой знакомый измерял давление под песню Моргенштерна «Кадиллак»: «Эй, посмотри, наверху 123, а внизу под 90, мне чуть больше двадцати». Это набрало около миллиона просмотров. И люди стали снимать ролики о том, как они делают то же самое под эту песню. Удивительно, как работают эти алгоритмы! Когда я что-то пела или выкладывала куски концертов, это было далеко не так интересно. Пыталась делать смешные или тупые видео. Но больше той песни с измерением давления ничего не качнуло пока. 

Твоя карьера только-только приобрела какие-то человеческие очертания, у тебя появился лейбл, внятный менеджмент, начались концерты — и тут грянул COVID-19. Как ты выживаешь сейчас?

Точно не за счет стриминга или концертов. Какие-то выступления были в августе — и все. За альбом «Сделано в айфон» (2019) мне раз в четыре месяца приходит 35–40 тысяч рублей. На это не разгуляешься. Но слава богу, пришли деньги за саундтрек к «Беспринципным». И я сейчас делаю песню для одного молодого человека, который попросил написать трек к рождению его ребенка (он родится через полгода). Такого рода заказы очень помогают. 

Круто, что в это тяжелое время я все же могу самостоятельно писать музыку. Мне хотелось бы больше работать в киноиндустрии. Очень нравится дополнять своими звуками существующие картинки. Работа в кино и создание музыки на заказ, можно сказать, спасли меня.  

Фото: Вадим Балабанов
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Певец
Тося
Чайкина
Читайте также
Музыка — 15:55, 13 апреля 2021
Музыка — самое агендерное из искусств?
Музыка — 13 апреля, 15:55
Новое в музыке за неделю: SZA & Doja Cat, Tommy Cash, Twenty One Pilots, Olivia Rodrigo, Дора & T-Fest
Новости, Новости — 13 апреля, 12:43
Met Gala 2021 пройдет 13 сентября. Темой бала станет американская мода
Новости, Новости — 13 апреля, 11:14
Брэд Питт, Хоакин Феникс и Зендая станут ведущими «Оскара»
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Герои — 11 апреля, 00:28
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)