Интервью, Музыка — 6 декабря 2020, 12:12

Скандинавская меланхолия в разгар рейва. Интервью с норвежским электронным дуэтом Smerz

Хенриетт Мотцфельдт и Катарина Штольтенберг, вместе образующие норвежский дуэт Smerz, делают экспериментальную, зачастую DIY-музыку, которую можно одновременно слушать в одиночестве в своей комнате и включать на самых диких андеграундных вечеринках. Мы поговорили со Smerz о предстоящем дебютном альбоме, их собственном уникальном жанре и исполнении песен на двух языках.

Как вы познакомились и когда родился Smerz?

Хенриетт: Мы познакомились еще в школе, когда никто из нас не занимался музыкой. Затем переехали в Данию и вместе пошли в музыкальное училище. После этого уже начали пробовать себя в электронном направлении.

Вы жили в Норвегии, Дании и какое-то время в США. Как думаете, такой разброс стран и культур как-то повлиял на ваш музыкальный стиль?

Катарина: Думаю, на нашей музыке сильно сказался в первую очередь переезд из Норвегии в Данию. Вообще, все зависело от людей: мы ездили по разным странам, проводили концерты, знакомились с другими исполнителями — все это и сформировало наш стиль.

Вот вы говорите, что знакомились с другими исполнителями. Кто из музыкантов вас вдохновляет? 

Х: Скорее всего, весь массив прослушанной музыки так или иначе сказывается на нашем звучании — здесь вряд ли можно выделить какое-то ограниченное количество человек.


Вы все делаете вместе или у вас есть какие-то определенные роли? Например, одна пишет музыку, другая — текст.

К: У нас нет никаких ролей. Все зависит от настроения, мы всегда переключаемся между делами. Делать всего по чуть-чуть, в общем-то, полезно. Например, я могу начать что-то писать, затем передать Хенриетт, и она внесет в работу что-то свое. 

Как бы вы сами описали стиль собственной музыки?

К: Мы берем что-то отовсюду, используем разные инструменты и стили, вдохновляемся многими жанрами, которые в конечном итоге становятся частью нашего проекта. По сути, у нас нет определенного жанра. Но, может, это и есть жанр!

А какую музыку вы слушаете сами?

К: Как раз сейчас слушала одну клевую песню. Это была All That Matters Джастина Бибера. Еще сейчас часто залипаю на треки одной итальянской певицы, которую мне посоветовал режиссер наших клипов Бенджамин Баррон. 

Х: Мне нравится переслушивать латышского музыканта Ингуса Баушкениекса (Ingus Baušķenieks) — он не так давно выпустил новый альбом, который очень запал мне в душу.

В 2021 году у вас выйдет дебютный альбом Believer. Как бы вы описали его звучание?

К: Мы очень сильно ждем этот релиз! Если честно, вообще не знаю, как его описать. Мне кажется, это надо спрашивать уже у людей, которые его слышали.

Я уже послушал ваш альбом и…

К: О, вот ты его нам и опиши!

Скажу так: никогда ничего подобного не слышал. Мне кажется, что он сильно отличается от ваших предыдущих работ. Например, Believer уже не кажется таким DIY, в отличие от ЕР. Вы сами ощутили эволюцию своей музыки?

Х: Так забавно: ты сказал, что он менее DIY, но над продакшеном наших предыдущих релизов мы работали гораздо более тщательно.

К: В Believer мы очень сильно поработали над вокалом.

Х: Это правда, но я говорю именно про сам продакшен… Мне кажется, в Believer мы просто накидали все подряд, если честно.


Believer чем-то повторяет ритм ваших предыдущих ЕР. Например, сначала идет тихая и меланхоличная песня, а сразу после — шумная и дерзкая. Складывается впечатление, что в своих песнях вы рассказываете сразу несколько историй одновременно.

К: Если честно, такой концепт не планировался, но, думаю, Believer отражает наши контрастные взгляды и предпочтения в музыке. Мы решили запечатлеть на альбоме сразу все эмоции одновременно, поэтому он и получился таким разношерстным.

Х: Если говорить о сюжете альбома, то мне больше кажется, что там прослеживается одна история, просто запечатленная в разных настроениях. Но каждый, конечно, увидит в Believer свое.

В вашем альбоме есть несколько песен на норвежском языке. Почему вы решили сделать Believer двуязычным?

К: Это было скорее не решение, а цель — сделать наш альбом открытым более широкому кругу людей. К тому же под какие-то мотивы подходил больше английский, а под какие-то — норвежский. Все, опять же, зависит от настроения.

Х: В какой-то степени мы обе билингвы. Конечно, чаще всего разговариваем на норвежском, но порой в разговорах проскальзывают английские слова. Поэтому в каком-то смысле для нас было важно сделать Believer именно двуязычным. 

К: Меня удивляет, насколько сильно норвежский и английский языки отличаются друг от друга.

Х: И все же когда начинаешь миксовать разные языки, то начинаешь находить ассоциации. И еще понимаешь, что в какой-то ситуации один язык сможет лучше передать твои чувства, нежели другой.


У вас очень мистические и завораживающие ролики. Как вам приходят в голову все эти идеи?

К: Над всеми роликами мы работаем с Хенриетт вдвоем, но нам также помогают наши друзья Брур и Бенджамин. Мы очень любим формат трейлеров, поэтому решили записать один и для нашего будущего альбома. Понимаешь, трейлер дает ощущение, что впереди тебя ждет эпичная и очень драматическая история. После того, как он был снят, мы вчетвером будто оказались на одной волне — и решили продолжить делать другие видео в смежных стилях. 

Можете объяснить, что вообще происходит в клипе на I don’t talk about that much? Как вам удалось соединить народные танцы с электронной музыкой и эстетикой «Догвилля»?

К: Мы просто сняли и все объединили, а удался ли клип вообще — этого мы не знаем! (Смеются.)

В трейлере вашего альбома Believer вы как будто попали в какую-то сказку. Стоит ли нам ждать больше клипов, которые будут разворачиваться в этой же вселенной? 

К: Мы подготовили целую историю, но пока рассказывать не будем — это все нужно увидеть самому!


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Фото: предоставлено пресс-службой
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 13:13, 19 июня 2021
Мифология в музыке, альбом «Родной» и хипхопера «Копы в огне». Интервью с группой «Всигме»
Новости, Новости — 19 июня, 13:13
Ваша Маруся объяснила, почему не ушла из Dream Team House вслед за Олегом Ликвидатором
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Образ жизни — 18 июня, 18:40
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)