Мастерская Алексея находится в здании бывшей типографии в Тбилиси. Дом условно поделен на две части. Первая — это красивый и большой отель со своим парком. Вторая — Multimedia Art Museum (там проходят выставки в рамках различных фестивалей, в том числе Tbilisi Art Fair) и творческие мастерские.
«При желании тут можно встретить весь цвет тбилисской творческой молодой интеллигенции, — рассказывает SRSLY Алексей. — Здесь же находится и моя студия площадью 35 квадратных метров. Это довольно скромное пространство с небольшим окном, выходящим во внутренний двор, где разбит сад, и вечерами приятная музыка смешивается с голосами друзей, которые требуют тебя к себе. Романтика».
По словам Алексея, почти такая же студия у него была в Москве — в легендарном доме Лансере в Милютинском переулке. Какое-то время художник жил на два города, но в начале 2020 года выехал из московской мастерской и окончательно обосновался в Тбилиси. В Грузии он впервые побывал в 2018 году и буквально влюбился в эту страну.
«Раньше я хотел жить и работать в одном и том же месте, но со временем понял, что не могу в одном и том же пространстве переживать совершенно разные, порой противоположные эмоции, — делится с SRSLY Дубинский. — Мне нравится выезжать с утра из дома и переключаться по пути на рабочий режим. В мастерскую я хожу как на работу. Это моя профессия.
В то же время мастерская — отдельная параллельная реальность. Ты едешь по проспекту, поднимаешься по лестнице, поворачиваешь ключ в замочной скважине и, открывая дверь, оказываешься в абсолютно другом мире. Тут персонажи, растения, фантастические животные, страшные монстры, совершенно своя физика и законы гравитации. Это как игровая комната с виртуальной реальностью, происходящая в твоем воображении и проецируемая на стены студии. Своего рода эскапизм, но он необходим. Мастерская — еще и лаборатория, и место встречи, и выставочное пространство, но все же святость этого места охраняется строго».
Алексей, у тебя интересная география перемещений. Ты родился в Грозном, учился в Нижнем Новгороде и Москве, сейчас работаешь в Тбилиси. Любишь путешествовать?
Я правда всегда перемещаюсь и пока еще не собираюсь останавливаться. С раннего детства привык к переездам. За год мог сменить три школы. Видимо, родители не могли определиться, где им нравится жить, потому мы постоянно кочевали. В этом можно найти много минусов, но я предпочитаю видеть больше плюсов. Такой образ жизни научил меня быть коммуникабельным и стер какие-либо детские комплексы. Я всегда легко сходился с людьми, заводил новые знакомства, и сейчас у меня огромное количество друзей в разных уголках страны и мира.
Я родился в Грозном, где жили бабушка с дедушкой и многие родственники. Детство было райское: в каждом дворе — фруктовые деревья, бассейны, фонтаны, из окна виднелись горные хребты, которые по выходным превращались в сказочное царство. Бабушка брала меня с собой в горы, там для ребенка хватало приключений. Позже, к сожалению, пришлось покинуть это милое местечко. Мы вынужденно эвакуировались из полностью уничтоженного города во время войны в 1994 году. Сначала переехали в Таганрог к родственникам, где я закончил школьный год, затем уже переместились в город Бор Нижегородской области, в котором я проучился еще один год в школе. Далее перебрались в сам Нижний Новгород, где родилась моя мама, там у нее родня. В Нижнем я уже спокойно окончил общеобразовательную школу. А все свободное время проводил в художественной. Затем пытался поступить в Нижегородское художественное училище, но провалился на экзаменах, и меня отправили к папе обратно в Таганрог. Родители развелись после войны и жили каждый сам по себе.
Чтобы не терять времени, в Таганроге поступил в местный лицей, учился ремеслу краснодеревщика. А ближе к следующему лету понял, что должен вернуться в Нижний, чтобы вновь попытать удачу на экзаменах — и во второй раз получилось. Я поступил на факультет дизайна.
Почему не на художественный?
Пошел на «дизайн», потому что хотел научиться шире смотреть на искусство. Там я изучал архитектуру, занимался живописью и рисунком, разрабатывал множество проектов, соединяющих в себе все начала и законы искусства. Чуть позже буквально влюбился в живопись навсегда и решил продолжить изучать прекрасное уже в высшем учебном заведении.
А в каком возрасте ты начал рисовать?
Я считал себя художником уже в детском саду. Всегда принимал активное участие в оформлении садика к праздникам, участвовал в разнообразных конкурсах и получал от этого огромное удовольствие. Помню, как однажды обнаружил у мамы коллекцию своих рисунков и понял, что вот оно! Вот чем я хочу заниматься! Тогда мне было лет пять, наверное.
Родители имеют какое-то отношение к творчеству?
Нет. Мама — детский воспитатель и педагог, а папа — рабочий-металлург, хотя доля творчества необходима в любой профессии. Они были веселыми ребятами, и дома всегда царила творческая атмосфера. У дедушки с бабушкой дома висели репродукции Рембрандта и Тициана, хранилось много музыкальных инструментов и всего другого, чтобы руки и мозги были заняты. Половину игрушек своего детства я сделал сам вместе с дедом. Мы всегда раскрашивали стекла в окнах гуашью перед Новым годом, мастерили машины, строили целые города из подручных средств. Кроме того, я увлеченно занимался копированием картинок из дедушкиных газет и журналов. В общем, моя семья научила меня видеть во всем потенциал, не бояться трудиться и испытывать от этого радость. Я очень благодарен родным за поддержку и помощь. Они дали мне все.
А в Москву ты отправился поступать в академию?
Я и мои сокурсники мечтали жить в Питере и учиться в Академии художеств. Но совершенно неожиданно я прошел по конкурсу в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в Москве, так что остался в столице на шесть долгих и интересных лет.
Знаю, что какое-то время ты делал вечеринки в Москве и сам часто на них ходил… Почему перестал?
Было такое, развлекались как могли. Сразу после окончания академии у меня появилось желание отвлечься от классического искусства и окунуться в совершенно другую среду, попробовать что-то новенькое. Сначала мы хотели просто повеселиться с друзьями — художниками и музыкантами, а потом не заметили, как отмечали уже вторую годовщину нашего веселого союза под названием Candy’s Brothers. Но это не было делом всей моей жизни, впоследствии каждый из нас пошел своей дорогой. Я увлекся оформлением пространств и в дальнейшем развивал эти навыки, когда оформлял витрины в ЦУМе. Был и такой опыт. Но всегда параллельно занимался живописью.
Федор Петрик мне рассказывал, что впервые его заметили как художника, когда он написал серию картин под названием «Бумага». А у тебя как было?
Это сложный вопрос, так как я сам себя всегда считал художником, и мне не требовалось доказательств от кого-то еще. Но серьезно я был признан художником, наверное, когда открылась моя первая официальная персональная выставка в московской галерее Triumph в 2018 году. После этого я с головой ушел в искусство.
Тогда же я впервые побывал в Грузии и заявил друзьям, что перееду в Тбилиси и буду ждать их в гости. Почти сразу после выставки собрал чемоданы и улетел. Но с Москвой у нас сохранились теплые дружеские отношения. До пандемии я каждые две-три недели ездил в Москву и обратно. А сейчас уже подумываю, куда лететь дальше. Путешествие не окончено.
А неофициальная выставка где прошла?
Самые первые работы я выставил в небольшом московском кафе, куда пригласил всех своих друзей, а также посетителей заведения. Я не рассчитывал на какой-либо фидбэк. Но люди приходили, рассматривали работы и делились впечатлениями. Я был счастлив.
Как ты можешь охарактеризовать собственный стиль?
Свой стиль назвать затрудняюсь, так как каждый проект требует разработки нового, подходящего идее языка. Я люблю объединять множество различных техник и стилей для полноценного выражения идеи картины.
Бэнкси сказал, что современное искусство — это зона бедствия… Ты согласен?
У Бэнкси во всем зона бедствия, это его маркетинговая позиция и опорная точка для создания проектов. Но на все можно смотреть с разных сторон. На самом деле, все прогрессирует. Возможно, где-то вертикаль прогресса становится похожа на плато, но потом обязательно растет или падает, в любом случае это движение. Я оптимист и вижу скорее светлую сторону Луны, однако при этом не упускаю из виду и темную.
Кого из современных художников ты бы отметил?
Гораздо проще вспомнить имена из прошлого, там уже прошла селекция и остались только яркие звезды на небосклоне искусства. Сегодня же существует огромное количество художников совершенно разного толка. Они плодятся как грибы после дождя постмодерна, и порой очень сложно определить, кто из них кто, что и зачем.
Я точно являюсь поклонником западного искусства XX века. Стараюсь не создавать себе кумиров, а если испытываю какое-то особое чувство к авторам и их произведениям, то, скорее всего, воспринимаю их как учителей. Но, получив от них наставления, двигаюсь дальше.
Часто слышу о том, что люди уходят из мира искусства в менеджеры или еще куда-то, чтобы просто заработать. А тебе лично на «хлеб с маслом» хватает?
Все необходимое у меня есть. Часть вырученных денег вкладываю в следующий проект, другая часть идет на «хлеб с маслом», а третья — на путешествия.
Я никогда не был стяжателем, при этом всегда оставался счастливым, поэтому меня не сильно расстроит, если хлеб будет без масла. Было время, и на сухарях сидел.
Вообще, если ты работаешь и не жалеешь сил, то это обязательно принесет свои результаты. Нужно быть терпеливым, настойчивым и не сходить с дистанции. Здесь работает правило: побеждает тот, кто идет до конца. Наш путь не приносит быстрых и сладких плодов. При этом он отсеивает тех, кто не готов отдавать всего себя искусству.
Сейчас многие продвигают себя через инстаграм**. Например, питерский художник Оскар Ренкель, который уехал в Нью-Йорк. Что ты можешь сказать в этом плане о себе?
Ко социальным сетям отношусь положительно, но стараюсь не терять связь с реальностью. Это отличный набор универсальных инструментов, которые в умелых руках становятся хорошими помощниками. Кстати, есть уже и отдельный класс инстаграм-художников, они ориентированы именно на пользователей социальных сетей и виртуального мира.
У меня есть инстаграм** @dubinsky_aleksey, но это своего рода визитная карточка с приглашением посмотреть на мои работы вживую. Я, наверное, все еще принадлежу к поколению людей, обитающих в реальной жизни, ценящих «вкус» живой краски и фактуры холста.
Чем еще занимаешься, помимо творчества?
Мне всегда приносило удовольствие осознавать, что работа — это мое хобби, и наоборот. Есть и другие увлечения. Я не самый спортивный человек, но некоторые виды спорта вызывают у меня особенные чувства. Я люблю горные лыжи и различные ралли, мотокросс и всевозможные его проявления. С детства испытываю трепет перед экстремальными видами спорта. Мне интересны парашюты, парапланы, мотоциклы. Мечтаю научиться управлять самолетом. В общем, это мало связанные с искусством увлечения, но мне необходим такой контраст.
Еще бабушка привила мне любовь к садоводству, к работе с землей и цветами, поэтому наш дом потихоньку превращается в оранжерею. Мне нравится испытывать новые ощущения, которые помогают посмотреть на свое существование с другого ракурса, открывают что-то непривычное и удивительное, а способность удивляться сегодня — редкое искусство.