Технология VR все прочнее входит в жизнь современного человека: с ее помощью проводят виртуальные музыкальные фестивали, выставки и даже рабочие совещания. Погружение в цифровое пространство позволяет создать иллюзию присутствия, и единственное, что напоминает о нереальности происходящего — отсутствие ощущений на физическом уровне. Однако прогресс не стоит на месте, и, вероятно, уже в ближайшее время технология выйдет на новый уровень: поспособствуют этому ученые из Корнеллского университета — их разработка сделает виртуальное пространство осязаемым.
Команда исследователей во главе с доцентом кафедры машиностроения и аэрокосмической инженерии Робом Шепардом разработала волоконно-оптический датчик, для создания которого используются недорогие светодиоды и красители. В результате получился напоминающий кожу эластичный материал, способный отслеживать такие деформации, как давление, сгибание и напряжение. Предполагается, что подобное решение позволит роботизированным системам, а также тем, кто пользуется технологией дополненной реальности, испытывать тактильные ощущения.
Cornell researchers have created a fiber-optic sensor that combines low-cost LEDs and dyes, resulting in a stretchable “skin” that detects deformations such as pressure, bending and strain. https://t.co/rM2b6EaA0L
— Cornell University (@Cornell) November 13, 2020
Разработка вполне подойдет в качестве основы для устройств, которые можно носить на человеческом теле: ученые напечатали на 3D-принтере прототип перчатки с системой датчиков, проходящих вдоль каждого пальца. Этот «умный» аксессуар питается от литиевой батареи и оснащен Bluetooth, благодаря чему может передавать данные в сопутствующее программное обеспечение, воспроизводящее движения и деформации перчатки в режиме реального времени.
«Погружение в VR и AR основано на захвате движения. Прикосновений там почти нет. Допустим, что вы хотите сделать в дополненной реальности симулятор, который научит пользователя ремонтировать машину или менять шину. Если бы у него была перчатка или другое устройство, способное измерять давление и движение, то этот симулятор мог бы давать команды: ''Повернись, а затем остановись, не затягивай гайки слишком сильно''. Нет препятствий для того, чтобы реализовать нечто подобное уже сейчас», — приводятся слова Роба Шепарда на сайте университета.
Новую технологию планируют запатентовать и использовать в коммерческих проектах. По мнению исследователей, ее можно будет широко применять в сфере спортивной медицины, физиотерапии, а также VR- и AR-проектах. Ожидается, что датчики будут доступны для использования уже в будущем году.