В московском Центре документального кино с 12 по 15 ноября пройдет фестиваль немецкого кино Blick’20, организованный Гёте-Институтом. Покажут семь документальных фильмов и два коротких метра на тему старения. «Blick’20: Горизонты возраста» — это антропологическое путешествие, в центре которого пожилой человек. Но где проходит граница старения и что можно назвать «горизонтом пожилого возраста»? На фестивале зрители проанализируют возраст и его увеличение со всех возможных сторон — физиологических, нравственных, кармических и так далее.
«Ночь ночей» (Die Nacht der Nächte)
Чуткая история про семейную жизнь нескольких очень разных супружеских пар из Японии, Индии, США и Германии. Размышление о разнице поколений в своем отношении к моногамии, верности и ответственности в женитьбе нисколько не дидактическое. Превращается ли брак спустя несколько десятков лет в партнерство или в отношениях остается место большим трепетным чувствам. Супруги ностальгируют, но при всем этом их настоящее ничуть не менее живо и важно, чем их прошлое. Общие обряды и общий труд всё перетрут.
«Осеннее золото» (Herbstgold)
Эта документальная картина посвящена пяти легкоатлетам, которые готовятся принять участие в особенном чемпионате. Совокупный возраст всей пятерки составляет плюс-минус пятьсот лет, оттого достаточно любопытно и волнительно наблюдать за их усердием. Разгорается костер амбиций, азарт превозмогает старость, здоровый дух не менее значим, чем тело. По сути, здесь приводятся доказательства, почему Ахиллес не догонит Черепаху. Вечный двигатель можно заставить работать, если энергия победы — это то, к чему ты стремишься до сей поры.
«Закат над Голливудом» (Sunset over Hollywood)
Если вам нравится пожилой герой-сценарист из сентиментальной картины «Отпуск по обмену» (режиссер Нэнси Мейерс) в исполнении Илая Уоллока, то есть шанс посмотреть на жизнь прототипов этих персонажей. «Закат над Голливудом» (режиссер Ули Гаульке) — это история про ветеранов киноиндустрии, которые всю жизнь неустанно любили и работали на благо кинематографа. Фильм сделан с большой нежностью к людям и деталям их быта в кадре: можно бесконечно смотреть на то, как руки пожилого человека печатают реплики на компьютере или теребят маленькую пудреницу. Местом встречи всех участников повествования становится своеобразная «читка». Ведь «когда я читаю — у меня со словами любовь. Когда я пишу — я занимаюсь с ними сексом».
«Те, кто танцует танец живота» (Die mit dem Bauch tanzen)
Этот фильм стал для Каролин Генрайт личным высказыванием. Режиссерка наблюдает за харизматичным увлечением своей мамы и ее приятельниц: они каждый год отправляются в Париж, чтобы станцевать танец живота на улицах города. Победить иррациональный страх перед старением легко, стоит лишь сделать несколько грациозных (или не очень) движений, раскрепоститься и почувствовать ритм. Снова, как и в «Ночи ночей», открыт поколенческий вопрос: как будут относиться к собственному телу ровесницы Генрайт? Встретят ли они эти перемены иначе?
«Крестьянином останешься ты» (Der Bauer bleibst du)
Мы часто наблюдаем за тем, как наши старшие товарищи не могут спокойно сесть, расслабиться, забыть о делах и долге. Ответственность превыше усталости. Самопожертвование во имя труда? Ты — не ты без своего дела, которому посвящаешь жизнь. Эта идея словно в генетическом коде наших дедушек и бабушек. История 82-летнего Хайнца об этом. О том, что невозможно перестать делать то, что должен, то, чем был занят всю жизнь, то, что возделывали предки многие десятилетия до него. История про великого труженика и его поисках преемника для родовой фермы.
«Мамасита» (Mamacita)
Фильм Хосе Пабло Эстрады Торрескано о том, что мы — не только физическое продолжение наших родных, но еще состоим из их побед над собой, духовных триумфов, грешных падений и скелетов в шкафу. Внук мексиканской королевы красоты Мамаситы, обучившись в Германии на курсе, посвященному кинематографу, возвращается на родину и принимается изучать прошлое своей бабушки, чтобы снять посвященный ей документальный портрет. Отсутствие любви как родовая травма, прощение и успокоение как возможность дать куда больше свободы будущим поколениям. В 95 (а именно столько Мамасите лет) можно отпустить былое — даже то, что гложет нутро годами — и начать жить с чистого листа.
«Визит» (Der Besuch)
Для 60-летнего Клауса (Матиас Бреннер) Рождество не в радость уже несколько лет подряд. Будучи волонтером, он исполняет роль Санта-Клауса в торговых центрах. Дети счастливы, но куда чаще капризны. Только объявив своей супруге о своем окончательном решении («Санта-Клаус отправляется на покой»), главный герой получает телефонный звонок из интенсивной терапии, где он срочно понадобился в характерной роли. Эта короткая поездка перевернет его представление о самом себе и своем призвании. Чудо, даже если оно маленькое, нужно каждому. Призвание отвечать за это волшебство стоит нести гордо. «Визит» — грустный короткометражный фильм, своевременно попавший в программу. Скоро Рождество, и всем надо бы вспомнить о самом главном.