Обзоры, Кино — 11 ноября 2020, 00:13

Фестиваль «Москино x SRSLY: Vive la France»: что смотреть и зачем

Классическая картина Жан-Пьера Мельвиля. Участники и лауреаты кинофестивалей в Локарно, Каннах и Берлине. Французское кино во всем своем лирическом великолепии. От документальной зарисовки об одиночестве жизни в Сахаре до абсурдистской комедии, в которой возмутителями спокойствия оказываются нудисты, насильно раздевающие любых встречных граждан. Vive la France, лучше и не скажешь.

«Невозможная любовь» (Un amour impossible)


Рашель (Виржини Эфира) трудится машинисткой в офисе. Ее маленький мир, состоящий из работы и дома, разрастается до бескрайней вселенной после встречи с Филиппом (Нильс Шнайдер). Но отношения с ницшеанцами не то чтобы безоблачны. Интеллигентный юноша покидает беременную Рашель, отмахиваясь причиной социального неравенства. Вместо того чтобы бесследно исчезнуть навсегда, время от времени он возвращается что к бывшей возлюбленной, что к подросшей дочери, делая обеим только больнее. Помоги себе сам, совладай, сожги мосты, забудь и никогда не пускай на порог. Виржини Эфира самозабвенно страдает, заслуженный экранный абьюзер французского кинематографа наших дней Нильс Шнайдер с особым рвением унижает, доминирует и властвует. Иной крест мы выбираем себе сами и тащим его, невзирая на здравый смысл. «Зачем ты любила?» — «Просто». Любят вопреки, любят невозможное, а оно неизменно красиво, особенно там, где безжалостно по отношению к чувствам, как в этом фильме. 

14 ноября 19:45, кинотеатр «Звезда»


«Жизненная необходимость» (Perdrix)


Фильм-участник секции «Двухнедельник режиссеров» на Каннском кинофестивале. Пьер Пердрикс (Сванн Арло) поддерживает порядок в своем маленьком родном городке и остается чуть ли не последним ответственным полицейским в участке. Безукоризнен он и дома, вместе с братом ежевечерне дозваниваясь на радиопередачу собственной матери (Фанни Ардан), лишь бы та не огорчалась. Сердечный покой Пьера нарушит появившаяся в городе своенравная Жюльетта (Мод Уайлер). Неслучайно в этой остроумной абсурдистской комедии несколько раз процитирован Новалис. Пьер, подобно Генриху фон Офтердингену, долгое время находится в режиме «ожидания», но любовь неумолимо воспитывает в нем потребность вновь читать книги, мечтать и тянуться к прекрасному (в том числе к телу Жюльетты). Никакой романтической патетики, на любое откровение — звучит колкость, на каждый неловкий взгляд — гэг. «Жизненная необходимость» напоминает тайный дневник, полный секретов, порой постыдных, зачастую наивно приукрашенных, но неизменно искренних и чистых в своем не соответствующем действительности масштабе. 

14 ноября 16:30, кинотеатр «Факел»


«Дом 143, пустыня Сахара» (143 rue du désert)


Небольшой прямоугольник из бетона с пустующими выемками для входной двери и окон — кафе, на котором, кажется, держится и пустыня Сахара, и Алжир, а то и весь континент. Перепутать его адрес будет непросто: что направо, что налево от здания на многие километры вперед простирается выложенная из песка пустота. Эта твердыня вечна, как и ее хозяйка Малика, старушка, словно сошедшая с иллюстрации русской народной сказки. Ее взгляд — это взгляд наблюдателя. «Мы смотрим на мир, но видим ли, насколько велика Сахара?» — нет лучшего вида для этого мудрого наблюдения, чем вышеназванный дверной проем, в котором вопреки вязким песчаным бурям вечно что-то происходит. Дальнобойщики проезжают мимо, останавливаются передохнуть, заходят просто поболтать. Любому путнику, преодолевшему такое расстояние, яичница, приготовленная Маликой, покажется одним из главных наслаждений в мире. Документальное наблюдение о том, что фантазия — единственная жизнь, если вокруг тебя Сахара. 

15 ноября 16:30, кинотеатр «Факел»


«Разговоры о деревьях» (Talking About Trees)


Четверо кинорежиссеров из Судана, еще в 80-х ставшие известными на своей родине и пробившиеся на международные киносмотры, спустя долгие годы с разочарованием наблюдают за деградацией кинопроката в момент, когда пала и без того скудная индустрия. Все, что есть у этих немолодых мужчин, — благородство и честь. Для них настоящая вера — это кинематограф, а храм — кинотеатр, который необходимо возвести, что, впрочем, не совпадает с идеологией администрации и планами на инфраструктуру города. Если в «Доме 143» пустующий дверной проем для Малики — своеобразный экран, то для четверки героев «Разговоров» невыносима сама мысль о том, что последнее эскапистское пристанище, большую мечту открыть параллельные кинематографические миры для остальных зрителей, у них вероломно отбирают. Эта документальная картина получила несколько призов Берлинского кинофестиваля еще в 2019 году, но особенно своевременно она по понятным причинам смотрится сейчас, когда возможности увидеть фильмы на большом экране временно лишены жители многих стран. 

12 ноября 19:00, кинотеатр «Юность»


«Ты заслуживаешь любви» (Tu mérites un amour)


Еще одно поэтическое рассуждение о любви в программе фестиваля. Лила (Афсиа Эрзи) не может прийти в себя после измены бойфренда, когда тот отправляется на свою родину, в Боливию. Женщина решает попытать счастье и витает из одних краткосрочных отношений на пару ночей в другие, в поисках мимолетной влюбленности, а то и большого и светлого чувства. Однако чем дальше Лила заходит, тем сильнее запутывается. Эрзи — талантливая, но недооцененная актриса. Несмотря на то, что снималась она у таких значимых французских авторов наших дней, как Бертран Бонелло, Абделатиф Кешиш (неоднократно) и Ален Гироди, многие ее выдающиеся работы прошли мимо внимания зрителя, как, например, «Этот учитель» Марка Джексона. «Ты заслуживаешь любви» — режиссерский дебют Эрзи, в чем-то очевидно исповедальный, глубоко личный и лиричный. 

11 ноября 20:10, кинотеатр «Звезда»



Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Герои — 10:45, 13 апреля 2021
Системный идеолог. Интервью с Евгением Машковым про шестилетие System108 и склад ума российских диджеев
Музыка — 13 апреля, 10:45
«Киберфолк — это круто». Zventa Sventana комментирует клип «На горе мак»
Кино — 13 апреля, 05:27
Сериалы недели: «Жуки», «Налет», «Они», «Шальные деньги»
Новости, Новости — 12 апреля, 20:57
Россия приостанавливает авиасообщение с Турцией до 1 июня
Образ жизни — 12 апреля, 18:06
Граффити, рок-группы и авангардные оперы. Как полет Гагарина увековечен в поп-культуре
Новости, Новости — 12 апреля, 18:01
Борьба с зависимостью и внутренняя кухня «Подруг»: Карина Истомина пришла в ютьюб-шоу Надежды Стрелец
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 12 апреля, 17:23
BTS проведут бесплатный онлайн-концерт
Новости, Новости — 12 апреля, 14:14
Блогер собрал копию машины Джеймса Бонда. Она может стрелять и жарить курицу
Новости, Новости — 12 апреля, 13:30
Ярослав Андреев и Дима Масленников в шоу «Петя любит выпить»: о разнице между ютьюбом и тиктоком и немного о личном
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Новости, Новости — 12 апреля, 13:18
Мэйси Уильямс стала глобальным амбассадором H&M по вопросам устойчивого развития
Новости, Новости — 12 апреля, 11:16
Первый полет вертолета Ingenuity на Марсе переносится. Все из-за «сторожевого» таймера
Герои — 11 апреля, 22:37
О путешествиях, Бэнкси и искренности в искусстве. Интервью с художником Алексеем Дубинским и экскурсия по его мастерской
Новости, Новости — 11 апреля, 14:01
Джастин Тимберлейк сыграет телеведущего и наемного убийцу в новом сериале от Apple TV+
Герои — 11 апреля, 11:21
«Мортал Комбат», зумеры, фаталити. Интервью с режиссером Саймоном Маккуойдом
Новости, Новости — 11 апреля, 11:19
Фаррелл Уильямс и Дэвид Грутман провели экскурсию по своему отелю в Майами
Новости, Новости — 10 апреля, 19:19
Фиби Уоллер-Бридж исполнит главную женскую роль в пятом «Индиане Джонсе»
Новости, Новости — 10 апреля, 17:21
Новое место в Москве: городское кафе Bardot на Остоженке
Новости, Новости — 10 апреля, 16:20
Юрий Дудь, Манижа и GONE.Fludd перерабатывают пластик в видео о кроссовках Stan Smith
Новости, Новости — 10 апреля, 12:37
Тайванец смог достать со дна озера телефон. Ему помогла засуха
Новости, Новости — 9 апреля, 21:53
Комик переделал заставку Pokémon с помощью стоковых видео
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 9 апреля, 20:37
Умер рэпер DMX
Кино — 9 апреля, 19:37
Зинаида Пронченко о фильме «Отец» с Энтони Хопкинсом
Новости, Новости — 9 апреля, 17:44
Cream Soda сделала ремикс на песню «Вино» группы «Хлеб». Теперь под нее не хочется плакать
Образ жизни — 9 апреля, 15:23
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Жизневский, Лагерфельд и дубляж игр
Герои — 9 апреля, 13:37
Тапки-батоны, самые длинные кроссы в мире и MONEYSUTRA. Интервью с Томми Кэшем
Новости, Новости — 8 апреля, 22:35
Вышла короткометражка о жизни животных, на которых тестируют косметику. Главного героя озвучил Тайка Вайтити
Герои — 8 апреля, 22:16
Волна, доска, тикток. Интервью с чемпионом мира по серфингу Итало Феррейрой
Бизнес — 8 апреля, 20:14
Как устроена индустрия бизнес-коучинга. Интервью с Радиславом Гандапасом
Новости, Новости — 8 апреля, 17:11
Lil Nas X создал видеоигру Twerk Hero. Там нужно тверкать и получать очки
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)