Колонка, Кино — 29 октября 2020, 22:14

Шахматы начинают и выигрывают. Борис Барабанов о сериале «Ход королевы», моде на древнюю игру и о том, что о ней снимали в XX и XXI веке

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Самое обсуждаемое шоу на Netflix прямо сейчас — семисерийный фильм Скотта Фрэнка «Ход королевы» (Queen's Gambit, буквальный перевод названия — «Ферзевый гамбит»). Вот характерные заголовки в СМИ: «Шахматоцентричный мини-сериал "Нетфликса" "Ход королевы" одержал победу» (The Boston Globe), «Самое сексуальное шоу на ТВ… о шахматах?» (The Cut), «“Ход королевы” гипнотизирует при помощи шахмат» (vox.com),  «“Ход  королевы”: сериал “Нетфликса”, где шахматы показаны правильно» (chess.com). Газета The New York Times называет главную героиню фильма «думающей женской версией Рокки», сайт vox.com сравнивает сериал с «Бешеным быком» Мартина Скорсезе, а пользователи соцсетей делятся восхищенными постами об игре Ани Тейлор-Джой и игре в шахматы как таковой. Похоже, благодаря актрисе и сериалу шахматы снова входят в моду.  

«Ход королевы» снят по роману Уолтера Тевиса, выпущенному в 1983 году. Именно в этот период шахматы были глобальным помешательством. На протяжении всех 1970-х, начиная с матча за звание чемпиона мира между Борисом Спасским и Робертом Фишером, эта игра выглядела метафорой противостояния двух политических систем — советской и западной. На рубеже 1970–1980-х напряжение достигло пика: СССР воевал в Афганистане, а Анатолий Карпов сражался с бывшим соотечественником Виктором Корчным. Победа Карпова в обоих матчах стала не просто спортивным результатом, но символом превосходства советского образа жизни. Русский шахматист не мог не появиться в романе Уолтера Тевиса. В «Ходе королевы» это Василий Боргов, действующий чемпион мира. 

Анатолий Карпов/Global Look Press

Соавтор Скотта Фрэнка и один из продюсеров сериала Аллан Скотт купил права на экранизацию романа еще в 1990 году и изначально планировал делать фильм для кинопроката. Он рассматривал кандидатуры нескольких режиссеров и в конце концов остановился на Хите Леджере, который умер, когда приготовления к съемкам были в разгаре. Этот факт, безусловно, усиливает интерес к проекту Netflix, как и то, что в его подготовке принимали участие профессионалы высшей пробы. Экс-чемпион мира Гарри Каспаров помогал команде сериала в создании образа русского гроссмейстера, а тренер Брюс Пандольфини, известный по работе в качестве консультанта над фильмом «В поисках Бобби Фишера» (1993), подсказывал актерам жесты и мимику. 

Всего в «Ходе королевы» фигурируют 300 шахматных партий, разыгранных частично или целиком. Авторитетный шахматный сайт chess.com отметил в рецензии на сериал, что фанаты игры могут быть спокойны: все, что касается шахмат, передано в нем аккуратно и достоверно. «Даже когда в кадре нет доски, актеры играют настоящую партию, — комментировал режиссер Фрэнк Скотт. — И я не хотел, чтобы профессиональные шахматисты увидели в фильме что-нибудь вроде белой клетки слева».   

Кадр из сериала «Ход королевы»

С точки зрения forbes.com, главное достоинство «Хода королевы» — это все же не изображение шахматных баталий, а игра Ани Тейлор-Джой («Академия вампиров», «Ведьма», «Сплит», «Острые козырьки», «Новые мутанты»). Ее героиня — вундеркинд Бет Хармон — после гибели родителей воспитывается в приюте для девочек. Там она подсаживается на шахматы, в которые с ней играет сторож, и одновременно — на транквилизаторы, которые выдают воспитанницам в медицинских целях. Параллель между игрой и наркотиком очевидна, как и мысль о том, что талант — это пограничное, противоестественное состояние человека. Фрэнк Скотт говорит о героине: «Она в своей истории — одновременно и протагонист, и антагонист. Она сама — главный соперник».    

«Шахматы — интеллектуальная игра, мы выдержали все ее правила, но посмотрели на нее немного под другим углом, — рассказывает Аня Тейлор-Джой. — Некоторые эпизоды игры вышли более сексуальными, чем это обычно бывает в фильмах про шахматы, некоторые трогают до глубины души, ведь моя героиня борется с зависимостью, что добавляет красок. Ее жизнь сама по себе — шахматная партия, самая сложная для нее, и за это я люблю фильм больше всего».  

Как отмечает forbes.com, формат мини-сериала предполагает, что вся история рассказана именно в этих семи эпизодах. Канал не будет мучить ожиданием нового сезона, где героиня будет играть, например, матч-реванш с русским гроссмейстером. Подписчик Netflix получил все удовольствие сразу. 

Наконец, зрители, уставшие от феминистской повестки, могут не беспокоиться насчет расстановки акцентов в сериале. Это история не о том, что мир недооценивает женщин. Это история о том, как одна конкретная женщина борется за признание своего собственного, индивидуального превосходства. Она борется за себя. А авторы обходятся без лозунгов. Им достаточно шахматной доски. 


Что еще посмотреть о шахматах ? 

«Шахматная горячка» (1925): немая комедия Всеволода Пудовкина и Николая Шпиковского, в съемках которой были задействованы реальные игроки во главе с чемпионом мира Хосе Раулем Капабланкой. 

«Седьмая печать» (1957): классический фильм Ингмара Бергмана, в основе сюжета — шахматная партия между Рыцарем и Смертью. 

«Игра Джери» (1997): работа студии Pixar, получившая «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». В четырехминутный мультик уложилась история о старике, играющем с самим собой в осеннем парке. Об этом мультфильме стоит вспомнить во время сцен из «Хода королевы», в которых сам с собой играет сторож приюта — учитель Бет Хармон. Правда, наиболее въедливые зрители могут опознать в «Игре Джери» сюжет киножурнала «Ералаш» о пацане, который также играет сам с собой.   

Кадр из мультфильма «Игра Джери»

«Защита Лужина» (2000): фильм режиссера Марлен Горрис, в главной роли Джон Туртурро. Экранизация самой, пожалуй, известной шахматной книги в мировой литературе (после «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла). Нет сомнений в том, что автор «Хода королевы» Уолтер Тевис вдохновлялся романом Владимира Набокова. В частности без Лужина не было бы партий, которые Бет Хармон разыгрывает в своих галлюцинациях. Правда, герой Набокова в принципе не переносил шахматные фигуры. Игра для него была противоборством могущественных, но нематериальных сил.    

«Шах и мат» (2011, оригинальное название Endgame — «Эндшпиль»): телесериал Аврума Джейкобсона о шахматисте Аркадии Балагане — русском гении-эмигранте, который страдает агорафобией и не может переступить порог отеля, в котором живет. Чтобы заработать на дорогое жилье, Аркадий играет коммерческие партии. А когда этих денег не хватает, практикует частный сыск, выдвигая вперед свои фигуры — студента, горничную, буфетчицу и начальника охраны отеля, которые становятся сплоченной командой детективов. 

«Жертвуя пешкой» (2014): байопик Бобби Фишера, снятый Эдвардом Цвиком, с Тоби Магуайром в главной роли. В центре повествования — матч 1972 года между Фишером и Спасским в Рейкъявике. Бориса Спасского сыграл Лив Шрайбер. Сам прототип русского шахматиста остался недоволен лентой, а его коллега Анатолий Карпов говорил в интервью: «Шахматные позиции просто идиотские… возьмите шахматного консультанта, заплатите ему гонорар, он выправит вам позиции. А то там диагональ слева направо — белая».

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

«Заключительный гамбит: Корчной против Карпова» (2018): британский документальный фильм, который был снят к 40-летию матча, ставшего кульминацией многолетнего шахматного противостояния Востока и Запада. Игровой фильм об этих же событиях получил название «Чемпион мира». Его недавно начал снимать режиссер Алексей Сидоров, а в главных ролях должны были появиться Владимир Машков, Константин Хабенский и Александр Петров. Съемки были остановлены из-за эпидемии коронавируса. 

«Шахматы» (1984 — LP, 1986 — премьера в Лондоне, 2020 — премьера в Москве): мюзикл участников ABBA Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса на стихи Тима Райса, рассказывающий о русском шахматисте-эмигранте Анатолии Сергиевском, вынужденном делать выбор между игрой, любовью и родиной. Против Сергиевского играет эксцентричный американский гроссмейстер Трампер, за спиной у главного героя — сотрудник спецслужб Молоков, между ними мечется венгерка Флоренс Васси, чей отец в 1956 году пострадал во время подавления советскими войсками восстания в Будапеште. Драматичный спектакль о том, что в жизни, как и в шахматах, можно выиграть, только если идти на жертвы.    


Фото: Pexels
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Аня
Тейлор-Джой
Читайте также
Музыка — 00:31, 21 апреля 2021
Новое в музыке за неделю: Иван Дорн, тима ищет свет, Paul McCartney, Therr Maitz и Gayana
Новости, Новости — 21 апреля, 00:31
Новые iMac, iPad Pro, фиолетовый iPhone 12 и AirTag. Что показали на апрельской презентации Apple
Новости, Новости — 20 апреля, 23:26
Новой ведущей «Пушки» стала Лиза Василенко
Новости, Новости — 20 апреля, 21:21
Четвертый сезон «Очень странных дел» выйдет только в 2022 году
Новости, Новости — 20 апреля, 14:43
Пэрис Хилтон стала NFT-художницей. Ее первая картина была продана за 1,11 млн долларов
Новости, Новости — 20 апреля, 13:39
Джон Кэмерон Митчелл сыграет Джо Экзотика в новом сериале по мотивам «Короля тигров»
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 20 апреля, 13:08
Оркестр MusicAeterna Теодора Курентзиса устроил живой концерт на борту самолета
Новости, Новости — 20 апреля, 11:45
Беспилотный вертолет Ingenuity совершил свой первый полет на Марсе
Новости, Новости — 20 апреля, 11:30
Vogue и Tatler представили первые номера под руководством новых главредов
Новости, Новости — 9 апреля, 14:32
«Дедлайн: вчера» и «Выгорание»: появились ароматы для особо трудолюбивых
Образ жизни — 6 апреля, 18:30
Ностальгия врывается в чат. Каким был мой первый компьютер: реальные истории из 90-х и нулевых
Образ жизни — 20 апреля, 11:29
Аудиоспектакль «Бродский. Суд»: почему стенограмму суда над поэтом важно проговорить
Новости, Новости — 20 апреля, 11:16
Настя Ивлеева выпустит чипсы «Изи пизи» и энергетический напиток «Чича-бум»
Новости, Новости — 19 апреля, 22:50
Снуп Догг снимется в комедийном триллере про вампиров от Netflix
Музыка — 19 апреля, 21:52
О La Di Die, российских тиктокерах и значении песни «911». Интервью с певицей Нессой Барретт
Новости, Новости — 19 апреля, 20:46
Ксения Собчак провела круглый стол, посвященный сексуальному просвещению
Кино — 19 апреля, 19:08
«Зодиак» хип-хопа. Борис Барабанов о поисках правды в кадре и за кадром фильма «Город лжи»
Новости, Новости — 19 апреля, 16:24
«Матч ТВ» запускает спортивный тикток-хаус. Его участниками станут блогеры из Hype House, Full House и XO Team
Новости, Новости — 19 апреля, 12:16
У Dream Team House 10 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 19 апреля, 09:11
Хаски выпустил видеорецепт каши из топора. Ролик продается в формате NFT
Новости, Новости — 18 апреля, 13:17
У The Offspring вышел первый альбом за девять лет
Новости, Новости — 18 апреля, 10:47
Шоу «Подруги» закрывается
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 18 апреля, 09:14
Леша Янгер в новом шоу Bubblegun проверил, как хорошо его знает подписчик
Новости, Новости — 17 апреля, 17:13
Настя Ивлеева стала попечителем благотворительного проекта «Помощь» Никиты Кукушкина
Новости, Новости — 17 апреля, 13:28
Ученые посчитали общее количество живших на планете тираннозавров
Новости, Новости — 17 апреля, 10:44
NFT-картину российских художников продали за 6,6 млн рублей
Кино — 17 апреля, 10:01
В субботу аисты падали. Рецензия на фильм «Чернобыль» Данилы Козловского
Образ жизни — 16 апреля, 18:13
Лайфстайл-блогеры: кто они такие и почему на них подписываются
Новости, Новости — 16 апреля, 17:53
NASA впервые отправит космонавтов на МКС на многоразовых корабле и ракете
Образ жизни — 16 апреля, 17:39
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: «Дайте танк (!)», Джон и Йоко и исчезновение Келси Беррет
Новости, Новости — 16 апреля, 14:23
У Ивана Дорна вышел сингл «Кроме тебя»
5.5
Противостояние
(1 сезон)
Кларисса
(1 сезон)
6.5
История бранных слов
Никто
Кайфтаун
(2 сезон)
Ванда/Вижн
(1 сезон)
Убивая Еву
(4 сезон)
8.3
Американская история преступлений
(1 сезон)