Колонка, Кино — 29 октября, 22:14

Шахматы начинают и выигрывают. Борис Барабанов о сериале «Ход королевы», моде на древнюю игру и о том, что о ней снимали в XX и XXI веке

Борис Барабанов
Журналист, продюсер
Самое обсуждаемое шоу на Netflix прямо сейчас — семисерийный фильм Скотта Фрэнка «Ход королевы» (Queen's Gambit, буквальный перевод названия — «Ферзевый гамбит»). Вот характерные заголовки в СМИ: «Шахматоцентричный мини-сериал "Нетфликса" "Ход королевы" одержал победу» (The Boston Globe), «Самое сексуальное шоу на ТВ… о шахматах?» (The Cut), «“Ход королевы” гипнотизирует при помощи шахмат» (vox.com),  «“Ход  королевы”: сериал “Нетфликса”, где шахматы показаны правильно» (chess.com). Газета The New York Times называет главную героиню фильма «думающей женской версией Рокки», сайт vox.com сравнивает сериал с «Бешеным быком» Мартина Скорсезе, а пользователи соцсетей делятся восхищенными постами об игре Ани Тейлор-Джой и игре в шахматы как таковой. Похоже, благодаря актрисе и сериалу шахматы снова входят в моду.  

«Ход королевы» снят по роману Уолтера Тевиса, выпущенному в 1983 году. Именно в этот период шахматы были глобальным помешательством. На протяжении всех 1970-х, начиная с матча за звание чемпиона мира между Борисом Спасским и Робертом Фишером, эта игра выглядела метафорой противостояния двух политических систем — советской и западной. На рубеже 1970–1980-х напряжение достигло пика: СССР воевал в Афганистане, а Анатолий Карпов сражался с бывшим соотечественником Виктором Корчным. Победа Карпова в обоих матчах стала не просто спортивным результатом, но символом превосходства советского образа жизни. Русский шахматист не мог не появиться в романе Уолтера Тевиса. В «Ходе королевы» это Василий Боргов, действующий чемпион мира. 

Анатолий Карпов/Global Look Press

Соавтор Скотта Фрэнка и один из продюсеров сериала Аллан Скотт купил права на экранизацию романа еще в 1990 году и изначально планировал делать фильм для кинопроката. Он рассматривал кандидатуры нескольких режиссеров и в конце концов остановился на Хите Леджере, который умер, когда приготовления к съемкам были в разгаре. Этот факт, безусловно, усиливает интерес к проекту Netflix, как и то, что в его подготовке принимали участие профессионалы высшей пробы. Экс-чемпион мира Гарри Каспаров помогал команде сериала в создании образа русского гроссмейстера, а тренер Брюс Пандольфини, известный по работе в качестве консультанта над фильмом «В поисках Бобби Фишера» (1993), подсказывал актерам жесты и мимику. 

Всего в «Ходе королевы» фигурируют 300 шахматных партий, разыгранных частично или целиком. Авторитетный шахматный сайт chess.com отметил в рецензии на сериал, что фанаты игры могут быть спокойны: все, что касается шахмат, передано в нем аккуратно и достоверно. «Даже когда в кадре нет доски, актеры играют настоящую партию, — комментировал режиссер Фрэнк Скотт. — И я не хотел, чтобы профессиональные шахматисты увидели в фильме что-нибудь вроде белой клетки слева».   

Кадр из сериала «Ход королевы»

С точки зрения forbes.com, главное достоинство «Хода королевы» — это все же не изображение шахматных баталий, а игра Ани Тейлор-Джой («Академия вампиров», «Ведьма», «Сплит», «Острые козырьки», «Новые мутанты»). Ее героиня — вундеркинд Бет Хармон — после гибели родителей воспитывается в приюте для девочек. Там она подсаживается на шахматы, в которые с ней играет сторож, и одновременно — на транквилизаторы, которые выдают воспитанницам в медицинских целях. Параллель между игрой и наркотиком очевидна, как и мысль о том, что талант — это пограничное, противоестественное состояние человека. Фрэнк Скотт говорит о героине: «Она в своей истории — одновременно и протагонист, и антагонист. Она сама — главный соперник».    

«Шахматы — интеллектуальная игра, мы выдержали все ее правила, но посмотрели на нее немного под другим углом, — рассказывает Аня Тейлор-Джой. — Некоторые эпизоды игры вышли более сексуальными, чем это обычно бывает в фильмах про шахматы, некоторые трогают до глубины души, ведь моя героиня борется с зависимостью, что добавляет красок. Ее жизнь сама по себе — шахматная партия, самая сложная для нее, и за это я люблю фильм больше всего».  

Как отмечает forbes.com, формат мини-сериала предполагает, что вся история рассказана именно в этих семи эпизодах. Канал не будет мучить ожиданием нового сезона, где героиня будет играть, например, матч-реванш с русским гроссмейстером. Подписчик Netflix получил все удовольствие сразу. 

Наконец, зрители, уставшие от феминистской повестки, могут не беспокоиться насчет расстановки акцентов в сериале. Это история не о том, что мир недооценивает женщин. Это история о том, как одна конкретная женщина борется за признание своего собственного, индивидуального превосходства. Она борется за себя. А авторы обходятся без лозунгов. Им достаточно шахматной доски. 


Что еще посмотреть о шахматах ? 

«Шахматная горячка» (1925): немая комедия Всеволода Пудовкина и Николая Шпиковского, в съемках которой были задействованы реальные игроки во главе с чемпионом мира Хосе Раулем Капабланкой. 

«Седьмая печать» (1957): классический фильм Ингмара Бергмана, в основе сюжета — шахматная партия между Рыцарем и Смертью. 

«Игра Джери» (1997): работа студии Pixar, получившая «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». В четырехминутный мультик уложилась история о старике, играющем с самим собой в осеннем парке. Об этом мультфильме стоит вспомнить во время сцен из «Хода королевы», в которых сам с собой играет сторож приюта — учитель Бет Хармон. Правда, наиболее въедливые зрители могут опознать в «Игре Джери» сюжет киножурнала «Ералаш» о пацане, который также играет сам с собой.   

Кадр из мультфильма «Игра Джери»

«Защита Лужина» (2000): фильм режиссера Марлен Горрис, в главной роли Джон Туртурро. Экранизация самой, пожалуй, известной шахматной книги в мировой литературе (после «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла). Нет сомнений в том, что автор «Хода королевы» Уолтер Тевис вдохновлялся романом Владимира Набокова. В частности без Лужина не было бы партий, которые Бет Хармон разыгрывает в своих галлюцинациях. Правда, герой Набокова в принципе не переносил шахматные фигуры. Игра для него была противоборством могущественных, но нематериальных сил.    

«Шах и мат» (2011, оригинальное название Endgame — «Эндшпиль»): телесериал Аврума Джейкобсона о шахматисте Аркадии Балагане — русском гении-эмигранте, который страдает агорафобией и не может переступить порог отеля, в котором живет. Чтобы заработать на дорогое жилье, Аркадий играет коммерческие партии. А когда этих денег не хватает, практикует частный сыск, выдвигая вперед свои фигуры — студента, горничную, буфетчицу и начальника охраны отеля, которые становятся сплоченной командой детективов. 

«Жертвуя пешкой» (2014): байопик Бобби Фишера, снятый Эдвардом Цвиком, с Тоби Магуайром в главной роли. В центре повествования — матч 1972 года между Фишером и Спасским в Рейкъявике. Бориса Спасского сыграл Лив Шрайбер. Сам прототип русского шахматиста остался недоволен лентой, а его коллега Анатолий Карпов говорил в интервью: «Шахматные позиции просто идиотские… возьмите шахматного консультанта, заплатите ему гонорар, он выправит вам позиции. А то там диагональ слева направо — белая».

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

«Заключительный гамбит: Корчной против Карпова» (2018): британский документальный фильм, который был снят к 40-летию матча, ставшего кульминацией многолетнего шахматного противостояния Востока и Запада. Игровой фильм об этих же событиях получил название «Чемпион мира». Его недавно начал снимать режиссер Алексей Сидоров, а в главных ролях должны были появиться Владимир Машков, Константин Хабенский и Александр Петров. Съемки были остановлены из-за эпидемии коронавируса. 

«Шахматы» (1984 — LP, 1986 — премьера в Лондоне, 2020 — премьера в Москве): мюзикл участников ABBA Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса на стихи Тима Райса, рассказывающий о русском шахматисте-эмигранте Анатолии Сергиевском, вынужденном делать выбор между игрой, любовью и родиной. Против Сергиевского играет эксцентричный американский гроссмейстер Трампер, за спиной у главного героя — сотрудник спецслужб Молоков, между ними мечется венгерка Флоренс Васси, чей отец в 1956 году пострадал во время подавления советскими войсками восстания в Будапеште. Драматичный спектакль о том, что в жизни, как и в шахматах, можно выиграть, только если идти на жертвы.    


Фото: Pexels
Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Аня
Тейлор-Джой
Читайте также
Кино — 17:08, 1 декабря 2020
Русские в Таллине на фестивале «Темные ночи». Рецензия на «Вмешательство» Ксении Зуевой
Герои — 1 декабря, 17:08
По колено в мемах. Интервью с Максом +100500
Новости, Новости — 1 декабря, 15:39
У SQWOZ BAB вышел альбом рингтонов. Подписчики сами решат, какой отрывок превратить в полноценный трек
Новости, Новости — 1 декабря, 14:11
Вакуумные банки на лице и умывание килькой: Роман Каграманов и Стас просто класс в Comment Out
Новости, Новости — 1 декабря, 13:47
У Карины Кросс вышел трек «Поколение». На него сняли первый музыкальный клип в тиктоке
Новости, Новости — 1 декабря, 11:00
Лолита записала кавер на Cadillac, да еще и с хором на бэк-вокале
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 1 декабря, 09:58
Ру снова грустит и тоскует по Джулс в трейлере бонусного эпизода «Эйфории»
Новости, Новости — 30 ноября, 15:13
Картину Бэнкси продали за 125 тысяч фунтов стерлингов. На ней — герои «Криминального чтива» с бананами вместо пушек
Герои — 30 ноября, 13:45
Тикток для всех. Интервью с бабой Галей, которая стала тиктокершей в 70 лет
Новости — 30 ноября, 22:25
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием
Бизнес — 30 ноября, 17:26
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 30 ноября, 13:35
MIA BOYKA и SQWOZ BAB поменялись хитами. Они перепели «Пикачу» и «Ауф»
Новости, Новости — 30 ноября, 12:36
Посмотрите трейлер новогоднего эпизода «Доктора Кто». Он выйдет 1 января
Музыка — 30 ноября, 10:28
Новое в музыке за неделю: Майли Сайрус, Шарлот, Feduk, «Каста»
Бизнес — 29 ноября, 23:45
2020 год и рекламные интеграции у блогеров. Что изменилось?
Кино — 29 ноября, 20:18
Сериалы недели: «Доктор Преображенский», «Бортпроводница», «Родком», «Спасенные звонком», «Что случилось в Рождество?», «Черный нарцисс»
Новости, Новости — 29 ноября, 18:24
В 89% случаев люди берут телефон в руки без повода. Это доказали ученые
Новости, Новости — 29 ноября, 18:00
По аудиозаписи со Стэном Ли сняли мультфильм
Новости, Новости — 29 ноября, 13:09
У ManuKian Twins дебютный трек BBy Go
Кино — 28 ноября, 23:39
Дэвид Финчер против американской мечты. Рецензия на фильм «Манк»
Кино — 28 ноября, 18:55
Кино недели: «Страна грез», «Фассбиндер»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 28 ноября, 17:23
Послушайте рождественский альбом Sabrina Claudio — Christmas Blues
Новости, Новости — 28 ноября, 14:45
Появилось приложение Neatsy. Оно автоматически определяет размер обуви
Новости, Новости — 28 ноября, 12:49
У Balenciaga новый дроп. Без кошек и собак не обошлось
Новости, Новости — 28 ноября, 11:07
Джаз, поп и французский шансон в одном флаконе: премьера альбома Yet Another Kito Jempere Album
Образ жизни — 28 ноября, 09:23
Любимец публики. Обзор PlayStation 5
Образ жизни — 27 ноября, 21:15
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Майли Сайрус, Джон Малэйни и Россия-матушка
Новости, Новости — 27 ноября, 19:05
Андрей Звягинцев в подкасте оператора «Побега из Шоушенка». Собрали самое интересное из этого разговора
Музыка — 27 ноября, 14:58
Десять номинантов на Grammy 2021, за которых стоит болеть несмотря ни на что. Выбор Бориса Барабанова
Новости, Новости — 27 ноября, 14:52
Алена Швец оценила песни тиктокеров в шоу «Петя любит выпить». Ей не понравилось
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)