Обзоры, Кино — 25 октября, 23:12

Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»

Нерадивый русский владелец малого бизнеса оказывается в норвежской тюрьме. Шерлок Холмс перебирается в Санкт-Петербург. Гениальная шахматистка страдает от наркозависимости и пытается завоевать титул. Кинокритик Антон Фомочкин рассказывает о сериалах недели.

«Зона комфорта»

Ярослав Костров (Гарик Харламов) — владелец небольшой (скромный офис да две фуры) мурманской компании по доставке грузов, берется перевезти партию рыбы в Норвегию. Впоследствии, вместо ночевки в гостиничном номере в Осло, Костров будет вынужден обзванивать родных по видеосвязи из заграничной тюремной камеры, похожей на люкс. Жена (Екатерина Молоховская) «пилит» и не хочет слушать никаких объяснений; старшей дочери (Ульяна Чжан) до случившегося дела нет; сын (Кай Гетц) разрисовывает себе тело куполами; мать (Ирина Серова) начинает изучать воровской сленг и искать для обмена опытом сидельцев среди соседей. Ярославу предстоит день за днем дистанционно решать проблемы своих родных. То в школу вызовут, то бандиты, инициировавшие доставку рыбы (Жаргал Бадмацыренов, Амаду Мамадаков), припугнут, то подопечный с работы (Степан Девонин) начнет подкатывать к жене Кострова. Проявив должную смекалку, справиться можно со всем, но как не тронуться умом, если грозят сроком в пятнадцать лет?



Лишнее доказательство того, что при хорошей концепции десктоп-формат может быть органичным и в комедии. Даже странно, что «Зона комфорта» не появилась в тот момент, когда счет самоизоляционных скринлайф-сериалов стал приближаться к десятку. Шоу построено на реакциях Кострова на видеозвонки, где один другого абсурднее: Гарик Харламов в кадре кричит, матерится, оскорбляет людей, таращит глаза и бьет кулаками о стол. По ту сторону экрана повод злиться дает каждый собеседник — от любовницы до адвоката, застрявшего на своей яхте у берегов Канады. Главная шутка пилота — европейский уровень жизни, никто из родственников не может поверить, что аккуратная икеевская мебель и прочий минималистичный интерьер — это камера заключения. Временами очень смешно, завязка бесстыдно простая, но тем и подкупает. Не совсем понятно, что при таких обстоятельствах может происходить на протяжении восьми серий и протянет ли «Зона комфорта» хотя бы до экватора, не выдохшись. Но уже во втором эпизоде к Кострову в камеру подселили соседа, поэтому на «посланиях с родины» сценаристы сериала не ограничиваются. Русского человека не сломишь даже в скандинавских тюрьмах, если в памяти Анталия и супружеский загул под «Дельтаплан» Валерия Леонтьева. Своя правда в этом, естественно, есть. 

Где посмотретьPREMIER


«Шерлок в России»

Угроза, сковавшая жизнь злачных лондонских улиц — Джек-потрошитель, высокий мужчина в черной накидке, безжалостно расправляющийся с женщинами легкого поведения своим ножом. Под дамским платьем его новой жертвы скрывается Шерлок Холмс (Максим Матвеев). Непродолжительная драка так и не выявила победителя. Детектив направляет на противника пистолет, Потрошитель удерживает лезвие у горла не вовремя подвернувшегося под руку Ватсона. На просьбу провести честный обмен, сложить оружие и на время разойтись Джек нехитрым маневром обманывает сыщика и с наслаждением ранит доктора. Улицы снова пусты, Холмс, осмотрев окрестности, подмечает, что его противник был славянином: заметая следы, разбрасывает махорку, по-особому дерется, орудие убийства особенно популярно именно у русских офицеров. Пока Ватсон борется за жизнь, находясь в коме, Холмс отправляется в Санкт-Петербург ловить Потрошителя.  


Город на Неве встречает детектива с особым подозрением: рекомендательные письма из Скотланд-Ярда  используют как мухобойку. «Шерлок в России» временами подозрительно напоминает Акунинского «Декоратора», но оказывается куда более развлекательным и динамичным, а не дедуктивным. Матвеевский Холмс предпочитает чуть что пускать в ход кулаки и полагаться на интуицию, а не размышлять часами, медитируя у себя в гостиной. Имеет право на жизнь образ детектива, ставшего еще более востребованным на кино- и телеэкранах в последние десять лет (хотя казалось бы) и при этом давным-давно окончательно стершегося — так, что уже нет ни канонов, ни традиций. Наркозависимость, безумие, острый ум и аналитические способности остаются неизменными вводными, а остальное покоится на страницах прозы Конан Дойля до востребования. Наблюдательный сыщик в новой интерпретации время от времени фатально ошибается и норовит обмануться, стоит ему увидеть красивую девушку (Ирина Старшенбаум). Подозреваемые сменяются каждые пару часов, несчастных куртизанок не щадят, вырезая им сердца, а Санкт-Петербургская полиция даже не старается. Комизм «Шерлока» достигается за счет непонимания титульным героем идиом про Ваньку, про расшибиться в лепешку и острый глаз. Умом Россию не понять, но стоит попробовать kholodets и kulebyaka s trebuhoy и как-то с этим свыкаешься. Стилистически что-то среднее между версией с Камбербэтчем и «Из ада» братьев Хьюз со свойственной для студии «Среда» цветокоррекцией. У Матвеева (он почему-то иногда забывает про акцент) и Мишукова (отечественный аналог Ватсона) складывается органичный дуэт, и во многом благодаря их актерской невозмутимости за «Шерлоком» интересно наблюдать. Способность Холмса рассказывать о человеке по первому впечатлению доведена до абсурда, вплоть до шутки с «некогда объяснять». В комплекте еще припадки, призраки прошлого, имперское великолепие и Константин Богомолов в белом. Увлекательно, как хороший непритязательный бульварный роман. 

Где посмотреть: Start


«Неразгаданные тайны», 2 сезон (Unsolved Mysteries)

Тело вашингтонского чиновника находят на свалке; молодая женщина найдена в гостиничном номере с пулей во лбу; в начале семидесятых убийца сбежал из-под стражи и до сих пор не был пойман; в мае и августе 1989 года в нью-йоркском парке исчезали маленькие дети. 


Такие и не только истории в возвращении самого популярного (если верить списку Forbes) сериала Netflix этого лета. Да-да, не «Последний танец» или «Проклятая», а простой, топорный true crime. Как нетрудно догадаться по названию, рассказываемые истории носят ознакомительный характер: эксперты предлагают самые разные версии, послужившие причиной случившемуся, безутешные родственники (если есть) делятся своими надеждами и догадками. Никакой разгадки не предусмотрено, главная задача «Тайн» — не столько заинтриговать зрителя нерешаемым полицией уравнением, сколько обратиться к широкой аудитории и, возможно, найти какие-то новые зацепки. Перед финальными титрами каждого из эпизодов отдельной текстовой справкой упоминается: «Если вы знаете что-либо, связанное с этим делом, обязательно сообщите нам». По форме ничего нового: телевизионная хроника, фотографии, полицейские документы, говорящие головы очевидцев — расчет на то, что неизведанное и неразгаданноеа волнует большую часть аудитории. 

Где посмотреть: Netflix


«Полезные советы от Джона Уилсона» (How To With John Wilson)

Спродюсированный Нэйтаном Филдером («Нэйтан спешит на выручку») сериал, полностью снятый на ручную камеру Джоном Уилсоном партизанским методом. Состоит из городских зарисовок с комментариями режиссера: уличных казусов, ежедневной неподражаемой человеческой глупости, интервью с прохожими. Лучше всего «Советы» описывает самый популярный комментарий под трейлером на ютьюбе — «Нью-Йорк нелеп, в самом лучшем и худшем смысле этого слова», шоу Уилсона — своеобразный монумент этому неказистому величию.


Что дается Уилсону с завидной легкостью — это оставаться незаметным и подмечать несуразное или смешное заранее, оперативно включая камеру. В кадре может появиться как перевернутый посреди шоссе автомобиль, так и облепленная голубями женщина в Центральном парке. Великовозрастные гики, дерущиеся на световых мечах, и тренирующий восточные единоборства с невидимым противником охранник. Человек, волочащий за собой по асфальту микроволновую печь, и мужчина, висящий на ограждении вверх ногами и играющий при этом на флейте. Неповторимое в своей простоте и неподдельности абсурда окно в параллельный мир, существующий по своим законам и своей культуре жизни. Впрочем, смотреть «Советы» стоит дозированно, жители Нью-Йорка быстро утомляют. 

Где посмотреть: Amediateka


«Ход королевы» (The Queen's Gambit)

Бет (Аня Тейлор-Джой) осталась сиротой еще в раннем возрасте. В приюте для девочек она приобрела две зависимости: от транквилизаторов и шахматных партий. Все началось с подсобки, где основам гроссмейстерского ремесла Бет учил местный уборщик. Шли годы. Мужчины раздраженно кидались пешками, будучи разгромленными, список «побед» разросся до сотни. Там, где чемпионаты мира, там и слава, а значит, и раздолье для пагубных зависимостей (к наркотической с годами прибавился еще и алкоголизм). Бет придется приноровиться побеждать в престижных турнирах с дикого похмелья, лишь бы реальность перестала давать сбой. 


На дворе холодная война. Заклятый враг — русский чемпион мира с холодным взглядом и проседью. Впервые за долгие годы отстаивание гендерного неравенства переходит для Бет в категорию политического противостояния. Партия жизни под вопросом, здоровье сбоит, сердце шалит, пагубные привычки мешают открывать глаза по утрам. 

Аня Тейлор-Джой — талантливая актриса, потенциально большая звезда, и при одном взгляде на то, сколь самоотверженно она отдается роли Бет, нет сомнений в нашем общем светлом будущем с такими голливудскими звездочками. «Ход» поставлен по книге, вышедшей еще в восьмидесятых и проделавшей к экрану долгий путь (вплоть до сорвавшейся экранизации, которую планировал сделать Хит Леджер — это могло стать его режиссерским дебютом). Зачастую столь многострадальные затеи должны оставаться нереализованными, и это именно тот случай. Сценарист «Логана» (и многих других хороших фильмов) Скотт Фрэнк поставил все семь эпизодов «Хода». Сборник диалоговых клише: «шахматы — это искусство», «гениальность и безумие зачастую идут рука об руку», «мне тревожно за тебя», «это спорт не для девчонок», «за талант надо платить». Из серии в серию Бет преследует шахматная доска на потолке как следствие спровоцированных наркотиками галлюцинаций — метафизика для дошколят. 

Где посмотреть: Netflix



Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

В этом материале:
Актёр
Аня
Тейлор-Джой
Читайте также
Музыка — 23:00, 4 декабря 2020
Новый альбом группы «Мумий Тролль» — «После зла». Кушнир, Бекмамбетов, Кауперс и другие о феномене и актуальности группы
Новости, Новости — 4 декабря, 23:00
Снуп Догг запостил видео под трек Fendi Рахима Абрамова
Образ жизни — 4 декабря, 21:02
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: головоломки, киборги и Ameer Vann
Новости, Новости — 4 декабря, 19:34
Тиктокеры, подвиньтесь: Николай Соболев выпустил дебютный альбом Pulsar
Новости, Новости — 4 декабря, 16:53
Найден самый хитрый музыкант. Он называет треки в честь популярных голосовых запросов
Образ жизни — 4 декабря, 16:49
Простить нельзя закрыть. Борис Барабанов о возмутительно счастливых людях на концертах в Санкт-Петербурге
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 4 декабря, 14:34
Олег Романенко устроил мастер-класс по тикток-трендам в новом выпуске «Пацанок»
Новости, Новости — 4 декабря, 13:51
Зендая стала новым лицом Valentino
Новости, Новости — 4 декабря, 13:23
У Вашей Маруси клип на песню «Мыльный пузырек». Это уже второй релиз за два дня
Новости — 30 ноября, 22:25
Обучение как открытие себя. Почему стоит заниматься саморазвитием
Бизнес — 30 ноября, 17:26
Как стать российским Уорреном Баффетом: объясняем на пальцах и голливудских фильмах про биржу
Новости — 3 ноября, 15:43
Профессия — дизайнер. В чем ее плюсы, какие есть направления и где поучиться
Новости, Новости — 4 декабря, 09:22
Ну наконец-то. У Дины Саевой вышел дебютный трек «Я ищу тебя»
Новости, Новости — 4 декабря, 00:46
Пустота и две Сабрины в трейлере финального сезона «Леденящих душу приключений Сабрины»
Кино — 3 декабря, 21:34
«Человеческий голос»: тот же самый, но другой Альмодовар
Новости, Новости — 3 декабря, 20:24
У Xiaomi коллаборация с Outlaw: к футуристическому смартфону можно прикупить худи и не только
Герои — 3 декабря, 17:40
О съемках в клипе Билана, комплексах и принятии себя. Интервью с «пацанкой» Катей Ванышевой
Новости, Новости — 3 декабря, 16:11
Дебютный клип Вашей Маруси: танцы, песни и участники Dream Team House
Новости, Новости — 3 декабря, 12:53
Актеры из «Властелина колец» начали сбор средств. Они хотят купить дом Толкина и открыть в нем литературный центр
Новости, Новости — 3 декабря, 12:00
Дерзкий нео-поп и блестки в свете луны: премьера клипа Vika Pestrova — «Звездопад»
Новости, Новости — 3 декабря, 11:12
Больше тиктока. Платформа тестирует трехминутные видео
Герои — 2 декабря, 19:51
Сердечный алгоритм. Борис Барабанов поговорил с Тосей Чайкиной
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 2 декабря, 18:54
Последний выпуск шоу Насти Ивлеевой «З.Б.С.»: Клава Кока, много алкоголя и розыгрыш 380 тысяч рублей
Новости, Новости — 2 декабря, 16:53
Первый человек будет на Марсе в 2026-м, а если повезет — еще раньше. Так сказал Илон Маск
Новости, Новости — 2 декабря, 13:16
Создатель «Черного зеркала» снимет фильм про 2020 год
Музыка — 2 декабря, 12:06
Grammy 2021: у рока женское лицо
Новости, Новости — 2 декабря, 12:05
Feduk и Cream Soda пять минут дурачатся на камеру. Все это в короткометражке по «ЙАЙ»
Новости, Новости — 2 декабря, 09:24
У Дани Милохина очередной трек. Это обращение к 2021 году
Новости, Новости — 1 декабря, 18:46
Еще больше интервьюеров на ютьюбе: шоу «Тет-а-тет», где блогеры отвечают на вопросы обо всем
Герои — 1 декабря, 17:08
По колено в мемах. Интервью с Максом +100500
Новости, Новости — 1 декабря, 15:39
У SQWOZ BAB вышел альбом рингтонов. Подписчики сами решат, какой отрывок превратить в полноценный трек
Доктор Преображенский
(1 сезон)
Город на холме
(2 сезон)
Эмили в Париже
(2 сезон)
8
Ход королевы
(1 сезон)
Псих
(1 сезон)
Дом с прислугой
(2 сезон)
6
Отыграть назад
(1 сезон)
Ведьмак
(2 сезон)