Есть ли под нашим прекрасным небом персонаж столь же популярный, как Шерлок Холмс? Понятия не имеем, но факт в том, что по числу экранизаций история об английском детективе попала в Книгу рекордов Гиннесса. Их уже более двух сотен, а новые не перестают появляться (даже «Нетфликс» вон выпустил полнометражку «Энола Холмс», формально касающуюся знаменитого сыщика).
Мы видели фильмы, сериалы, мультики и аниме с его участием. Шерлок перемещался во времени, они с доктором Ватсоном меняли пол — сразу (японский «Мисс Шерлок») и по очереди (американский «Элементарно»). Страну тоже меняли — герои жили и в США, и в более экстравагантном варианте — в Японии. И вот теперь Шерлок отправляется в Россию. Точнее, в Российскую империю времен правления императора Александра III.
Это отлично объясняется сюжетом. В Лондоне орудует жуткий маньяк по прозвищу Джек-потрошитель. Он уже успел расправиться с несколькими женщинами, причем каждый раз возле трупа оставлял специальное послание — эдакий привет для детектива. Холмс идет по следу вместе с верным товарищем Ватсоном и практически настигает убийцу, но тому все-таки удается улизнуть в самый последний момент. Перед тем как сбежать, Джек-потрошитель ранит доктора Ватсона.
Вскоре Шерлок Холмс узнает, что Потрошитель покинул Англию и направился не куда-нибудь, а в Россию. Сыщик решает последовать за ним и закончить начатое дело. Оставив Ватсона в Лондоне, Холмс приезжает в Санкт-Петербург, где и знакомится с доктором Карцевым. Тот становится не только квартирным хозяином для детектива, но и напарником для расследований. Ну а дальше все по классике: жуткие преступления, тайны и ребусы, противостояние с местной полицией — в общем, то, без чего не может обойтись любая адаптация похождений великого сыщика (и то, за что мы особенно любим эти истории). В итоге в России Шерлоку предстоит не только поймать Джека-потрошителя, но и схлестнуться с очень опасным противником — загадочным, циничным и расчетливым обер-полицмейстером Знаменским, которого сыграл Константин Богомолов («Последний министр», «Псих»). Кто же он — слуга закона или «русский Мориарти»?
Экранизируя Конан Дойла в 2020 году, приходится привносить что-то свое, оригинальное. Строго говоря, создатели даже не считают это экранизацией — по словам режиссера Нурбека Эргена, это скорее «фантазия на тему», и сценарий не опирается на произведения писателя. У российской съемочной команды получился свой особый коктейль: общая канва повествования, знакомый главный герой, его чисто английские качества — холодность, ирония, лаконичность, и все это приправлено острым умом. Добавим к этому новую локацию — и вот уже Холмсу нужно приспосабливаться, постигать местную культуру и особенности, а это придает сериалу совершенно особый шарм (и нотку юмора).
Именно тот факт, что Шерлок должен вести себя как иностранец, и побудил Максима Матвеева согласиться на главную роль. Его можно понять — тягаться с актерами, уже сыгравшими Холмса, сейчас тяжело вообще кому угодно, потому что в ряду эталонных воплощений и Ливанов, и Дауни-младший, и Камбербетч, и многие-многие другие. Но оригинальная история дает возможность раскрыть образ сыщика с новой стороны, и Матвеев эту возможность решил не упускать. Его Холмс — человек, который преодолевает еще и некий социальный барьер, и за этим наблюдать не менее интересно, чем за раскрытием преступлений.
Кажется, не обойдется и без любовной линии — по крайней мере именно на это вроде бы намекает Максим Матвеев, рассказывая о том, как его Шерлок «проходит путь от беспринципного профессионала, готового пожертвовать чувствами близких людей ради достижения цели, до человека ранимого, беззащитного, обнажающего свои самые глубинные страхи». Звучит как минимум интригующе, а уж характерно это будет или нет — покажет сериал.