Интервью, Бизнес — 12 октября 2020, 21:36

Что такое комьюнити Mesto и кого туда берут? Интервью с его соосновательницей Яной Беловой

Текст:
Саша Мансилья,
шеф-редактор
Проект Mesto — это такое онлайн-сообщество предпринимателей, объединенных желанием делать крутые проекты. Сейчас количество людей в комьюнити уже перевалило за 13 тысяч человек, и оно продолжает расти. А все началось с одного комментария в инстаграме: когда-то Яна Белова написала под постом Андрея Дороничева из Google, что было бы неплохо создать сообщество, где предприниматели будут общаться и помогать друг другу. Так и появилось Mesto. С Яной мы и поговорили о ценностях и целях проекта, о том, как стать его участником, почему Кремниевая долина ассоциируется с чем-то идеальным и как на людей влияет Юрий Дудь.

Яна, для начала коротко о «Месте». Все, кто о нем пишет, обязательно ставят рядом фамилию Юры Дудя и его фильм о Кремниевой долине. Почему — понятно. Потому что после него Дороничев разместил в инстаграме пост с призывом делиться идеями. Там-то, собственно, и появился ваш комментарий: «У меня была идея онлайн-коворкинга, где люди могут из любой точки мира собраться, создать команду и начать делать какой-то проект». Так все и началось, верно?

В целом вы все правильно описали. У нас в команде есть шутка, что Дудь снял промо для «Места» до появления самого «Места». В общем-то, подобного рода сообщества так и возникают: есть идея, потом вокруг нее собирается 100 единомышленников, их количество растет, и постепенно создается продукт. У нас получилось наоборот: сначала появились 10 000 человек — даже больше, почти 20 000 — с одной идеей, а потом уже все стало подстраиваться под нее. 

В фильме Дудя про Кремниевую долину были подсвечены мысли, близкие огромному количеству людей в России. Дело в том, что очень многие устали от старого формата предпринимательства — этакой культуры 90-х.

Чем старая культура предпринимательства отличается от новой?

Старая характеризуется тем, что люди в ней скорее защищаются, а не взаимодействуют, пробивают так называемое место под солнцем. Ими овладевает желание поскорее создать что-то свое, пока есть возможность, — и неважно, насколько это будет эффективно в дальнейшем, экологично для системы. Главное что-то сделать, да побыстрее и заработать на этом. Идея, прозвучавшая в фильме Дудя, про то, что предпринимательство может быть совершенно другим. Можно заниматься любимым делом, а сама идея ничего не стоит, важно уметь ее воплощать. И еще: мы все выиграем от того, что лучшие идеи будут реализованы. Здесь нет смысла конкурировать, нужно присоединяться к тем, кто делает что-то лучше других. Основная задача — создавать и сосоздавать (это слово произносил и Андрей Дороничев в фильме). 

Идея такого идеального мира всех очень зацепила. Поэтому многие начали искать единомышленников, писать Дороничеву и Коле Давыдову. В какой-то момент произошла следующая ситуация: у Андрея буквально в соседних цепочках сообщений оказались люди, которых, очевидно, нужно было просто познакомить между собой, и они бы друг другу очень помогли. Сам Дороничев для решения их задачи был, по сути, не нужен. После этого он и решил написать пост в инстаграме. Мой комментарий о том, что надо создать онлайн-коворкинг, где люди из разных точек Земли могли бы встречаться и делать какие-то классные большие проекты, набрал около тысячи лайков. Причем эту мысль я вынашивала давно. Она, в общем-то, витала в воздухе, ее просто никто не озвучивал, у нее в некотором смысле не было авторства. Андрей практически сразу мне позвонил. Во время разговора мы поняли, что мыслим схожими категориями и надо попробовать запустить проект.


А чем вы занимались до «Места»? 

У меня есть свое маленькое агентство, которое выстраивает комьюнити вокруг брендов. Я всегда старалась работать с компаниями, близкими мне по духу. Мне было важно, чтобы люди делали проект, значительный для общества, чтобы что-то после его реализации становилось лучше. Когда появилось «Место», я поняла: усилия надо направить именно туда, и поставила все проекты агентства на холд. Так что сейчас буду заниматься только «Местом», потому что, честно говоря, уже и не представляю, в чем бы я могла сильнее реализоваться с профессиональной точки зрения.

На чем зарабатывает «Место»? 

Хороший вопрос. «Место» находится в самом начале своего пути и пока существует на вложения тех людей, которые оказались у его истоков, — они входят в так называемый совет директоров и вкладывают собственные средства в проект. Думаю, в дальнейшем у нас будет система донатов. Интересно, что само сообщество тоже помогает развивать «Место», каждый придумывает идеи. Полагаю, в ближайшее время родится какая-то финальная концепция, с которой мы будем работать.

Сколько личных средств вы вложили в развитие «Места»?

Около 300 долларов. Мы приобрели права на Tilda, которая нам нужна была для сайта, и заплатили за сервисы для рассылки. 

В вашей команде я увидела пару своих знакомых — очень талантливых ребят. Как вы собирали людей?

Наша команда состоит примерно из тридцати человек, и, надо сказать, они работают исключительно на волонтерских началах. Я единственная работаю фултайм, и мой труд оплачивается частично из тех денег, которые вкладываются в проект советом директоров.

Важно понимать, что крутая команда, которая у нас сейчас есть, — это не заслуга, например, Юрия Дудя, Андрея Дороничева или Коли Давыдова, и не моя заслуга. Все пришли в «Место» из-за идеи. Она очень вдохновляет даже тех, кто о проекте не слышал. Специалисты любого уровня, когда я им звоню, соглашаются участвовать и готовы помогать. Наша идея живет. Когда мы только запускались, моя почта была просто завалена сообщениями от очень классных ребят, руководителей крупных компаний, людей, которые переехали и живут сейчас в разных странах — от Штатов до Японии. Получилась огромная база желающих помочь. Я читала каждое письмо, каждое резюме и приглашала в команду тех, кто, как мне казалось, придерживался схожих со мной установок. Некоторые из этих людей — мои знакомые, с которыми мы работали раньше. А кого-то я узнала уже благодаря «Месту».


«Место» — это такая платформа, где может зарегистрироваться любой уже действующий предприниматель или стартапер, желающий найти единомышленников. По сути, групповой открытый чат с множеством разных функций, правильно?

На текущем этапе — да, потому что это самый простой способ объединить людей. Сейчас в «Месте» выделилось семь потенциальных направлений. Одно из них — чат, где люди общаются и поддерживают друг друга. Запускаем «Социальную сеть»: можно будет добавляться в друзья, формировать группу вокруг себя. Плюс есть направление с картотекой всех идей и продуктов — там их создатели могут рассказывать о своих успехах. Отдельное направление связано с «Университетом» — мы хотим сделать внутреннюю систему обучения для тех, кто хочет освоить, например, новую профессию. А чуть позже планируем интегрировать офлайн-направление с коворкингами по всему миру: люди смогут встречаться, жить друг у друга и вместе работать. Такая идея digital-кочевничества.

Что из ближайшего будете реализовывать?

Однозначно единый логин, потому что нужно заложить технологическую основу, которая позволит все между собой связать. Второе важное решение — создание профилей участников и возможность поиска по ним, потому что, как показывают наши данные, всем сейчас необходим конкретный специалист для решения задач. И третье — построение самого комьюнити. Мы познакомились не так давно и быстро выросли в огромное сообщество, состоящее уже из 13 000 человек. Это непросто с точки зрения общения и формирования комьюнити: нас слишком много, и мы постоянно находимся в таком шуме, как будто в улье. Людям важно услышать и самим быть услышанными, поэтому мы придумали систему планирования: садимся и определяем, что хотим реализовать в ближайшие 100 дней. Далее — вносим планы в открытый документ, где каждый член сообщества может вписать свое имя напротив интересного ему проекта. В «Месте» людям удается договариваться в режиме реального времени и образовывать новые команды.

Так, у нас есть парень — он презентовал в «Месте» один сервис. Его продукт заинтересовал создателя Prisma Арама Харди. Они познакомились. Теперь Арам — ментор этой команды.

У вашего проекта очень простое и очевидное название, хотя часто при придумывании чего-то мы стараемся извернуться и сделать нечто необычное. Были ли еще какие-то варианты?

Сначала все крутилось вокруг слова «долина». С одной стороны, это название было бы не совсем правильным, а с другой — очень актуальным, потому что после фильма Дудя мы увидели кучу курсов и мероприятий, в названии которых было это слово. Но мы же не делаем виртуальную Кремниевую долину. Наша задача — лишь передать ее атмосферу и показать, что она может быть не только там, но и вокруг нас. 

Из вариантов названий было еще слово «столы». Андрей Дороничев в интервью Дудю сказал, что просто хочет «найти свой стол, где будет собирать свою мечту». Звучало также слово «площадка», но его мы отмели, потому что оно ассоциируется с собачьей или детской площадками. В какой-то момент Андрей предложил «Место» — оно было принято единогласно.

Когда слышишь словосочетание «Кремниевая долина», представляешь себе какой-то идеальный мир. Откуда это представление в головах у людей? 

Я могу здесь судить исключительно исходя из собственного восприятия и через призму предпринимательства. Во-первых, там безопасно высказывать свое мнение, и окружение, скорее всего, тебя услышит и поймет. Люди не будут оголтело тебя критиковать, а, наоборот, поддержат и дадут совет. Во-вторых, это возможности. Ты всегда можешь встретить там кого-то классного — того, кто изменит твою жизнь или будет завтра делать с тобой вместе какой-либо продукт. Хотя я там и не была (и поэтому, честно говоря, не вправе судить), на мой взгляд, там есть ощущение наэлектризованного воздуха — все со своими идеями и готовы подорваться что-то делать. 

Помимо интервью, размещения материалов в разных влиятельных изданиях, как вы планируете продвигать «Место»?

Для нас важнее не количество источников, которые про нас напишут, а качество. У продвижения нашего проекта есть конкретная цель: привлечение людей, способных повлиять на развитие «Места» в дальнейшем. Скажем, если завтра к нам придет огромный новостной сайт с большой, но не близкой нам аудиторией, то вряд ли мы согласимся на интервью. Понимаете, нет смысла привлекать огромное количество людей, а потом отсеивать анкеты. В «Месте» теплая, дружеская атмосфера, и нам важно сохранить ее любой ценой, закрепиться среди тех, кто нас понимает

Что мы делаем для продвижения сейчас? К нам присоединилась команда SMM, которая будет вести все соцсети, и я лично веду наш телеграм-канал. Пишу в нем в формате дневника и подписываю везде свое имя, чтобы люди видели. Материалы про нас вышли на «Дожде» и «Медузе» — это абсолютно наша аудитория. 

Сколько анкет вы отсеиваете?

Порядка 30%. 

Кто попадает в этот отсев? 

Не подходят в основном люди, которые приходят с совершенно противоположными целями — например, с целью продавать. Мы не продаем среди своих же участников. Отсекаются и те, кто предоставил о себе крайне мало информации. Например, если человек написал: «Я Василий из Нижнего Новгорода, возьмите меня в "Место"» — он вряд ли пройдет отбор. 


После вашего рассказа про «Место» в моей голове почему-то появилась конференция TED.

И это не случайно. У нас тоже.

Есть на нее какие-то планы ?

Мы однозначно будем проводить собственную конференцию, но не совсем идентичного формата, потому что его уже делает сам TED. Нам хочется просто собрать классных людей и дать им возможность поговорить о том, как они видят, чувствуют и мыслят. Каждый человек — это уникальная история, каждому есть что сказать. Лично у меня есть одна мечта: я сама хочу однажды принять участие в TED — именно в большой конференции, не TEDx, и рассказать о «Месте». Но проект пока еще не дорос до этого, да и я тоже.

Как я уже говорила в начале интервью, «Место» и Дудь ходят рядом. Отсюда вопрос: как вы оцениваете влияние Дудя на всех? 

Он человек, у которого для любого события, момента или персонажа есть яркая трактовка, личная история, собственный контекст. Феномен Дудя даже не в том, что он выбирает крутых людей, а в том, что он круто с ними общается, с любовью к своему делу и огромной уверенностью в нем. Наверное, даже если бы у его интервью было ничтожное количество просмотров, он все равно бы их снимал, поскольку знает, что это нужно. 


Еще больше SRSLY в нашем канале на Яндекс.Дзен
Саша Мансилья
шеф-редактор
В этом материале:
Блогер, Журналист
Юрий
Дудь
Читайте также
Образ жизни — 20:00, 18 июня 2021
Дай почитать: обзор «Клары и Солнца», «Часов судного дня» и других книг
Новости, Новости — 18 июня, 20:00
Россия возобновляет авиасообщение с Турцией, США, Италией и еще шестью странами
Новости, Новости — 18 июня, 19:06
Начинающий тиктокер предложил Дане Милохину делать бесконечные репосты сторис друг друга. Тот согласился
Новости, Новости — 18 июня, 16:58
Griff выпустила дебютный микстейп One Foot In Front Of The Other
Новости, Новости — 18 июня, 16:43
У Насти Bad Barbie вышел новый трек «Недруг». Он про дружбу между мужчиной и женщиной
Новости, Новости — 18 июня, 13:58
Дима Масленников рассказал о доходах, «Перевале Дятлова» и рекламе в Forbes Digest
Популярная темаПопулярно
Новости, Новости — 18 июня, 13:13
У XO Team коллаборация с британским тиктокером Кайлом Томасом
Образ жизни — 18 июня, 12:53
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Звягинцев, «Би-2» и цифровая одежда
Новости, Новости — 18 июня, 12:35
Стартап Kernel создал шлемы для «чтения мыслей». Они стоят 50 тыс. долларов и заменяют целую научную лабораторию
Новости — 16 июня, 19:24
8 красивых веломаршрутов Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 26 мая, 12:11
Накорми свое самолюбие. SRSLY и Zotman запустили свою пиццу
Новости — 24 мая, 19:34
12 дог-френдли-мест Москвы и Санкт-Петербурга
Новости, Новости — 20 мая, 15:26
В GeekBrains открылся факультет коммерческой иллюстрации
Новости, Новости — 18 июня, 11:35
Ян Гордиенко открыл контент-парк в Киеве
Новости, Новости — 18 июня, 11:07
У Тимы Белорусских вышел трек «Под Звездопадом». Клип уже на подходе
Новости, Новости — 18 июня, 10:55
В Санкт-Петербурге появится молодежное пространство с тикток-хаусом. На это выделили 15 млн рублей
Новости, Новости — 17 июня, 19:17
Фестиваль St. Fields в Санкт-Петербурге перенесли на сентябрь
Новости, Новости — 17 июня, 19:10
Рустам Рептилоид пригласил Niletto, Сергея Минаева и Дмитрия Романова в ютьюб-шоу «Блиц Крик»
Новости, Новости — 17 июня, 17:44
Аня Покров и Артур Бабич проиграли школьникам в ютьюб-шоу «1-11»
Герои — 17 июня, 17:33
Аэробика как путь к свободе в сериале «В ритме жизни». Интервью с Роуз Бирн
Новости, Новости — 17 июня, 15:43
Новое место в Москве: мультиформатное культурное пространство «ДК Рассвет» и бар Alma в Столярном переулке
Новости, Новости — 17 июня, 15:37
Гречка и солистка «АИГЕЛ» выступят на фестивале поэзии «Маяк»
Все звёзды и инфлюенсеры
Новости, Новости — 17 июня, 14:58
Аудиосообщения, шум концертов и демо-материалы: Элджей выпустит коллекцию ASMR-рингтонов в виде NFT
Новости, Новости — 17 июня, 14:53
Журнал XXL представил список главных фрешменов 2021 года. Там 42 Dugg, Iann Dior и Coi Leray
Новости, Новости — 17 июня, 13:23
Настя Ивлеева устроит дрэг-шоу в Москве. Попасть на него смогут не все
Новости, Новости — 17 июня, 10:53
Жители Степногорска выдвинули Нурлана Сабурова на пост главы города
Музыка — 17 июня, 10:17
Как устроен лейбл «Ствол». Интервью с группами Cream Soda, Lurmish и «Лучший друг»
Новости, Новости — 16 июня, 20:01
Менеджер Марьяны Ро чуть не разрушил ее отношения с Face. Блогерша рассказала об этом в «Биг Ди Шоу»
Новости, Новости — 16 июня, 17:20
У Wolf Alice вышел клип на трек Lipstick On The Glass
Новости, Новости — 16 июня, 17:04
Российские художники покажут полный цикл работы над произведениями искусства в проекте Made For: The Frontier Experience
Новости, Новости — 16 июня, 16:51
На Deezer появился первый подкаст в России «Плейлист моей жизни»
Ломка
(1 сезон)
Катла
(1 сезон)
Тайное общество мистера Бенедикта
(1 сезон)
Мейр из Исттауна
(2 сезон)
Почему женщины убивают
(2 сезон)
Локи
(1 сезон)
Дивный новый мир
(2 сезон)
Чики
(2 сезон)