Колонка, Бизнес — 1 октября, 09:00

Сбер(банк) все поменял. Илья Рудерман разбирается в плюсах и минусах ребрендинга

Ребрендинг Сбербанка, пожалуй, стал одной из главных новостей и уже успел породить массу мемов. Мнений в соцсетях по этому поводу очень много, но все они от обычных пользователей. Нам не встречались эксперты, которые взяли бы новый брендинг Сбера, покрутили бы его как кубик Рубика и разложили по полочкам, где приняты правильные решения, а где — ошибочные. Шрифтовой и графический дизайнер, сооснователь type.today и шрифтовой студии CSTM Fonts Илья Рудерман специально для SRSLY разбирает ребрендинг Сбера от и до.

Сейчас, когда страсти в соцсетях слегка поутихли, кажется, можно наконец спокойно посмотреть на представленный на прошлой неделе обновленный стиль Сбербанка. Сразу отмечу, что из всей почти часовой презентации Германа Грефа самому ребрендингу было посвящено всего пару минут: сохранили стрелочку-галочку и круг; оставили зеленый цвет, но сделали его разнообразнее, и сразу переход к новой теме о коллективной работе. Немного, но хоть что-то. На специальной страничке проекта озвучено и того меньше.

Но, прежде чем переходить к рассмотрению конкретного ребрендинга, давайте тезисно вспомним, что такое брендинг, айдентика и зачем вообще уделять этому внимание.

Брендинг в контексте Сбера — это про то, как создать огромную и стройную архитектуру брендов (а Сбер действительно уже не только банк), про то, что в профессии называется «зонтиком брендов» и как их объединить в одну большую систему. Задача айдентики же — сделать бренд узнаваемым, отличимым от конкурентов, и желательно снабдить его всем необходимым для того, чтобы его коммуникация была сложноподделываема, неповторима. Последнее время, когда почти все из физического мира перебралось в смартфон, идентичность, по сути, сводится к узнаваемой иконке приложения и фирменной типографике в интерфейсе самой программы.

У ребрендинга Сбера есть очевидные плюсы и минусы. Начну с его положительных моментов.

Плюсы

Презентация. Ее проводил сам Герман Греф, и это довольно приятно, ведь государственный банк ведет такую открытую коммуникацию с простыми смертными впервые. 

Бренд. Исчезновение слова «банк» из названия полностью соответствует тем процессам, которые происходят в компании: последние несколько лет мы наблюдали, как банк трансформировался в нечто большее и начал походить скорее на IT-компанию. Наконец-то бренд в своем названии совпал с тем, как мы называли его все эти годы.



Айдентика. Графика в целом стала менее устаревшей (прилагательное «современной» здесь использовать не могу, но об этом позже. См. минусы ниже). Это уверенный шаг в нужном направлении. Знак упростился, стал нести ясную мысль («время — галочка») и одновременно легко превращается в иконку приложения — очень важная нынче штука для сервисных брендов.

Шрифтовая часть логотипа упростилась: довольно вычурная антиква сменилась очень простым гротеском. В целом графика стала нейтральнее, спокойнее. Ретрообраз растаял. Ура.

Шрифт. Огромный корпоративный шрифт с 48 начертаниями. В мире есть только несколько брендов, которые так масштабно задумались о фирменной типографике: Apple, The Guardian, Dropbox, IBM, в России — это Яндекс. Чувствуете, в какой ряд попадает шрифт Сбера? Это точно один из самых больших проектов во всей мировой шрифтовой индустрии: четыре года работы огромной команды, сложнейшая система начертаний. Несколько красивых семейств. И за что отдельное спасибо: наконец-то кириллицу рисуют носители языка — это тоже достижение!



Минусы

Презентация. С одной стороны, в силу полного отсутствия подобных презентаций от лица первого банка страны, любая презентация — успех. Но качество и контент говорят о больших проблемах внутри компании: длиннющий скучнейший проморолик, который не удалось сделать интересным никакими ухищрениями, не помогли ни народный артист, ни народный телеведущий. Графика, которую можно без натяжки назвать компьютерной (читатель, заставший 90-е, вспомнит тот период, когда термин «компьютерное» действительно имел значение). Не буду вдаваться в детали — каждый фрагмент этого фейла уже обсосали по косточкам в соцсетях. Я все же брендинг анализирую.

Исполнитель. Ребрендинг из Великобритании от Landor с логотипом лично от Питера Кнаппа (простите, не смог найти других логотипов этого автора, до 2018 года главного специалиста Landor по брендингу авиакомпаний). Нет ничего плохого в том, чтобы привлекать к редизайну лучших на рынке и, если потребуется, — иностранцев. Однако 90-е, когда в стране почти не было сильных брендинговых команд, все-таки давно прошли. Сейчас на нашем рынке есть десятки сильнейших студий с колоссальным опытом, прекрасно знающих бренд Сбера. Одно дело, когда к британцам идет относительно молодой МТС (и возвращается к нам с яйцом, от которого у всех профессионалов волосы встают дыбом и от которого бренд вот уже столько лет не может избавиться). Другое дело, когда за ребрендингом к иностранцам идет «Сберкасса» — это как заказать дизайн лаптей японцам (это сделать можно, японцы круты во всем, что они делают, но зачем? Что японцы знают про лапти? Как британцы могут прочувствовать весь спектр эмоций, который мы испытываем от слова «сбер»?). 

Здесь вы можете со мной поспорить: но ведь на сайте так много наших соотечественников, и даже упомянута «Щука» — одна из лучших студий страны. Простите, но иерархия субподрядов такова, что за все отвечает главный исполнитель, потому и все камни в огород британцев.

Вывод: господа владельцы больших бизнесов, лучший дизайн для ваших компаний уже давно делают внутри страны, уже нет никакого разрыва в уровне и качестве дизайна и брендостроения, возвращайтесь на родину с заказами — так будет лучше для всех.

Бренд. А нужен ли был «зонтик брендов» и в любых ли ситуациях в офис под вывеской Сбер войдет банковский клиент?

Казалось бы, формула «Сбер плюс подбренд» — залог успеха. Но у этой конструкции есть масса подвохов (спросите Яндекс). Подбренды не могут носить длинные названия, там не может оказаться аббревиатура — эта конструкция обязывает и ограничивает. СберКласс против SberDevices (переход на латиницу по простой причине: «зонтик» вынудил). С другой стороны: Сбер владеет целой кучей известных брендов (работа.ру, ситимобил, 2GIS и так далее), которые невозможно без потерь подвести под этот «зонтик». Слово «банк», кажется, в «зонтик» больше не вписывается: тяжело называть банком место, куда ты идешь за посылкой. Однако все не так однозначно: мы же с легкостью можем себе представить место на планете, где никто не знаком с брендом Sber. Например, банкоматы на курортах Хорватии. Вот идет хорват в поисках банка — как вы думаете, что скажет ему название Sber? И, следовательно, как быстро мы увидим возвращение в уместных контекстах старого доброго SberBank? Посмотрим.

Айдентика. Начнем с лого, который состоит из двух частей: знака и шрифтовой части.

Знак. Мы отметили в плюсах, что знак упростился, и это по сравнению с предыдущей версией, где галочек было почему-то три, выглядит грандиозным шагом в будущее. Но с графической точки зрения я вижу примитив. Помните, мы говорили про иконку приложений? В соцсетях нашли примерно пару десятков приложений с практически идентичным знаком-иконкой. Чем это чревато? Неузнаваемостью, что прямо противоречит задачам айдентики, не так ли? Хорошо, когда знак прост, но плохо, когда он прост настолько, что неотличим от десятка других, — тогда твой бренд теряется.

Шрифтовая часть логотипа. Их две: SBER и СБЕР. И тут снова придется вспомнить про то, что работу делали британцы. Честное слово, не знаю почему, но срезать горизонтальный штрих у какой-нибудь буквы в голову приходит только британцам. Поверьте, этого приема больше нет ни у кого. Я сам регулярно с ним сталкиваюсь — например, когда рисовал кириллицу шрифту Moscow Sans, который также был заказан британцам и используется в системе навигации московского транспорта. Бился как мог, но единственное, чего достиг, — британцы шагнули мне навстречу и изменили угол среза на менее острый. И еще масса подобных случаев. Прямо сейчас помогаю NDA-клиенту из Лондона, и вы не поверите: в их шрифте есть эти идиотские скосы. Мистика какая-то. Вы спросите: «А что ты так ругаешься? Ну срезали Б и Е немного. Так ведь надпись становится интереснее, цепляет, запоминается». Попробую объяснить. Дело в том, что форма буквы — это тоже образ. Если в ней присутствует такое яркое решение, то неминуемо этот острый, колкий образ будет считываться всеми и рано или поздно станет частью и всей сопутствующей графики. Давайте рассмотрим на другом примере: шаг, который в шрифтовой части совершил Сбер, я бы назвал шагом из интерьера 90-х в сторону ИКЕА — шрифт из ретроантиквы превратился в простой нейтральный гротеск, но с приемчиком. Представьте, вы приходите в офис Сбера, в нем все нейтрально, стильно, а-ля ИКЕА, легкие сине-желто-зеленые градиенты по стенам для «разнообразия простоты», но есть один приемчик: в некоторых местах из стен торчат ножи — немного, всего парочка, но больших.

Дизайнеры мне тут же возразят: без срезов эти четыре буквы были бы скучными, слишком простыми. Согласен. Но неужели нет других способов? Да миллион. Неужели этот способ, скажем мягко, не первое, что приходит в голову студенту факультета дизайна?

И снова про британцев: как вы думаете, какую версию дизайнеры Landor нарисовали первой? Латинскую SBER наверняка, где срез всего один — казалось бы, мелочь, но даже она объясняет многое (как вы понимаете, есть же еще задача сделать так, чтобы СБЕР и SBER были похожи, а как это сделать, если не с помощью буквы Е). Печаль, короче.

И это не говоря уже о любви к набору одними прописными. О чем кричит нам «СБЕР»? Почему он не мог стать «Сбер» или даже «сбер»? А остальные подбренды тоже будут на нас орать заглавными буквами? 

Стиль. Стиль — это вкус, образ, эпоха и довольно часто точка во времени. До ребрендинга я бы сказал, что стиль Сбербанка был из начала нулевых, из года так примерно 2002-го. Попробуйте расположить новый стиль во времени, он точно переместился, но примерно во времена третьего айфона — в 2008 год. Хотя все-таки нет, там были сплошные объемные градиенты с бликами. Чуть дальше, но не iOS7 (2013 год) с плоским дизайном (тот выглядит посовременнее). Ок, согласен на компромисс — год в 2010–2011 примерно. 

То есть Сбер из давнего прошлого переместился в относительно недавнее прошлое. А теперь на секунду вспомните — у Сбера гениальное мобильное приложение и в целом уровень услуг абсолютно сегодняшний — чувствуете диссонанс? Стиль не соответствует бренду. Это ли не провал?

Шрифт. Около года назад мы в CSTM Fonts разрабатывали шрифт для МТС. Тогда заказчик принципиально ограничивал сам себя в количестве начертаний и не потому, что не мог позволить себе 48 штук, а потому, что прекрасно понимал: чем больше начертаний в шрифте, тем сложнее должна быть система их использования, что для федеральной компании с кучей региональных офисов и сотрудников разного уровня необходимо. Одно дело — создать графическую систему с четырьмя начертаниями, другое — объяснить всем дизайнерам компании, как использовать 48. Как бывший арт-директор огромной структуры с сотней дизайнеров в подразделении могу сказать: если бы мне подарили фирменный шрифт такого масштаба, я бы провел несколько последующих лет за разработкой системы их использования. Только так можно добиться того, чтобы все коммуникации во всех регионах были на одном уровне оформления. 


Итог

Круто, что Сбер(банк) сдвинулся и сделал шаг. Это движение в нужном направлении, но очевидно, что шагать нужно дальше. Все могло быть и хуже, но в итоге получилось вполне нормально: что-то получилось, что-то — нет. Для такого огромного и в целом консервативного бренда — это уже успех. Плюс давайте не забывать: первое касание нового дизайна всегда вызывает отторжение — кто-то почему-то решил поменять то, к чему мы привыкли. А с другой стороны — многое зависит от того, как компания начнет применять эти новые дизайны в своих коммуникациях. Оговорок масса, потенциальных улучшений тоже. 

Лишь одну мысль хочу повторить отдельно: пожалуйста, хватит искать лучших дизайнеров где-то еще, в России выросло уже огромное количество талантливых и профессиональных ребят. Эти ребята уже даже состариться успели, а вы все тащите нам этих «британцев», которые по уровню работы порой не отличаются от наших студентов. 



Алина Бавина
главный редактор

Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.

Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.

Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».

Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.

Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.

Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.

На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.

Читайте также
Образ жизни — 23:54, 25 октября 2020
10 видео, которые нужно посмотреть на ютьюбе: Nilüfer Yanya, Саша Бортич и асексуальность
Новости, Новости — 25 октября, 23:54
Изумрудный цвет и листья из сада «Рихтера». У Саввы Савельева откроется персональная выставка
Кино — 25 октября, 23:12
Сериалы недели: «Зона комфорта», «Шерлок в России», «Неразгаданные тайны», «Полезные советы от Джона Уилсона», «Ход королевы»
Новости, Новости — 25 октября, 18:07
У Дани Милохина 9 млн подписчиков в тиктоке
Новости, Новости — 24 октября, 15:47
В коалицию против Apple хотят вступить еще 400 разработчиков. Изначально их было 13
Новости, Новости — 24 октября, 14:16
У Dream Team House 7 миллионов подписчиков в тиктоке. Это самый популярный хаус в стране
Популярная темаПопулярно авто
Новости, Новости — 24 октября, 11:43
Появился уличный художник GANksy. Он как Бэнкси, только не человек
Новости, Новости — 23 октября, 18:14
У Reebook коллаборация с Ubisoft. Она посвящена игре Assassin’s Creed: Valhalla
Новости, Новости — 23 октября, 17:02
Золото, мрамор и даже фрагмент древнего копья: рассказываем, как выглядит iPhone 12 Pro за 3 млн рублей
Образ жизни — 22 октября, 13:07
«Никаким, а в целом всем». Каким профессиям не нужно учиться в вузе, по версии зумеров и миллениалов
Новости, Новости — 9 октября, 14:36
«Большая мечта — уже полпути»: минутка мотивации от Саши Петрова и glo
Новости, Новости — 23 октября, 16:21
У Timepad новая система рекомендаций: она поможет найти интересные мероприятия
Герои — 23 октября, 16:13
«Смех — это противопоставление смерти». Интервью с актером Сергеем Буруновым
Новости, Новости — 23 октября, 15:41
У Tesla очередной рекорд. Выручка компании в третьем квартале составила почти 9 млрд долларов
Новости, Новости — 23 октября, 14:37
«Макдоналдс» введет раздельный сбор отходов во всех ресторанах сети
Популярная темаПопулярно тикток
Новости, Новости — 23 октября, 13:54
Еще больше черного юмора и аллегорий: Тим Бертон планирует снять ремейк «Семейки Аддамс»
Новости, Новости — 23 октября, 12:50
Что будет с российским ютьюбом? Рассказывает Женя Калинкин
Новости, Новости — 23 октября, 10:50
Клип Арианы Гранде на трек Positions. Там певица становится президентом и печет пироги
Новости, Новости — 22 октября, 19:51
Из Swag Team ушли сразу четыре участника. Тиктокеры решили заняться бизнесом и саморазвитием
Новости, Новости — 22 октября, 18:56
Тикток Вали Карнавал заблокировали. Но ненадолго
Новости, Новости — 22 октября, 18:17
Кракен на набережной «Зарядья». Это арт-объект Михаила Цатуряна
Новости, Новости — 22 октября, 16:51
У Игоря Николаева тоже есть тикток. Никогда такого не было, и вот опять
Все звёзды и инфлюенсеры
Кино — 22 октября, 16:45
О теракте на Дубровке, фильме «Конференция» и человеческой слабости. Интервью с Иваном И. Твердовским
Новости, Новости — 22 октября, 14:37
Картину Бэнкси «Покажи мне Моне» продали почти за 10 млн долларов. Торги длились 8 минут
Новости, Новости — 22 октября, 13:23
Юрий Дудь стал самым популярным блогером среди зумеров
Новости, Новости — 22 октября, 09:53
В тиктоке нашли профиль Эль Фаннинг. Только у аккаунта нет аватара и верификации
Герои — 22 октября, 01:12
«Побывать на концерте классической музыки — это как прийти в храм». Интервью с дирижером Михаилом Татарниковым
Кино — 21 октября, 21:34
Рецензия на «Конференцию» Ивана И. Твердовского: проживи меня, проговори со мной
Новости, Новости — 21 октября, 21:33
Куча змей и ни одного выполненного челленджа. Роман Каграманов в шоу «З.Б.С.» Насти Ивлеевой
Образ жизни — 21 октября, 19:41
Главное в телеграме за неделю: две крутые обложки, один деанон и «Фразы после секса»
Новости, Новости — 21 октября, 18:35
Для торта придумали щит. Он позволяет задувать свечи без распространения бактерий
Ведьмы
Эмили в Париже
(1 сезон)
Некст
(1 сезон)
Мы те, кто мы есть
(1 сезон)
Ведьмак: Происхождение
(1 сезон)
Ради всего человечества
(2 сезон)
Острые козырьки
(1 сезон)
Американская история преступлений. Импичмент
(3 сезон)